?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка "Москва... как много в этом звуке", рассказывающая о пушкинских местах нашего города, и конечно показывающая давно утраченные виды XIX века. В залах музея будет интересно и тем кто интересуется жизнью Александра Сергеевича и тем кому интересн наш город, как он менялся и как выглядел в начале XIX века.
Фрагмент. Вид Каменного моста и его окружностей в Москве.
М.Г. Эйхлер по оригиналу Ж. Делабарта 1796. 1799. Резец, офорт.

После перевода столицы государства в Петербург, Москва получила официальный статус «столичного города». В начале XIX века Москва занимала площадь 73 кв. километра, что составляет 8% по отношению к величине территории современной столицы. Численность населения, постоянно проживавшего в Москве, по данным на 1810 год – 263423 человека, из них дворовые – 32,5%, крестьяне – 8,8% и почти 7% представителей купеческого сословия.
Фрагмент. Вид Кремлевского строения и его окружностей в Москве.
Неизвестный гравер по оригиналу Ж. Делабарта 1796. 1800-е. Офорт, акварель.

Жерар Делабарт – французский живописец. По приглашению Екатерины II работал в России в 1787 – 1810 годах. Писал маслом и акварелью многочисленные виды Москвы, запечатлел архитектурный ансамбль Кремля и его древние памятники, в том числе ныне утраченные. В 1799 году, в год рождения Пушкина, была выполнена сюита из 12 гравюр по оригиналам Делабарта на средства московского купца швейцарского происхождения Иоанна Валзера «с высочайшего дозволения» и с посвящением Павлу I, императору Российской империи. Работы Делабарта позволяют увидеть город детства Пушкина, многие здания которого уничтожил пожар 1812 года.
Фрагмент. Вид Старой (Красной) площади в Москве.
Г. Гуттенберг по оригиналу Ж. Делабарта 1795. 1799. Резец, офорт.

Посмотрите насколько изменилась центральная площадь нашей страны с тех пор. Не так много зданий сохранилось до наших дней. Обратите внимание, что торговые ряды были расположены не только напротив стен кремля, но и непосредственно перед ними. На этом изображении стены, выходящей на Старую (Красную) площадь мы не увидим.
К 1799 году по полицейским сводкам, на территории Москвы было установлено 3500 светильников. Освещались только магистральные улицы в Кремле, Белом и Земляном городе, Немецкой слободе, Китай-городе. Фонари ставили «один от другого на 10 саженей … в одну меру линейно».
Фрагмент. Вид Старой (Красной) площади в Москве.
Г. Гуттенберг по оригиналу Ж. Делабарта 1795. 1799. Резец, офорт.

Светильник представлял собой стеклянный колпак над резервуаром, заполнявшийся зеленоватым конопляным маслом, в котором плавал фитиль. Горели они тускло. Фонари зажигали в период с 1 сентября по 1 мая, 18 ночей в месяц, когда на небе не светила луна. В 3 часа утра их гасили. В 1800 году поставили еще 3059 фонарей, а перед пожаром 1812 года в городе было уже 7180 фонарей.
Фрагмент. Вид ледяных гор в Москве во время сырной недели (Масленицы).
Г.К.Ф. Оберкоглер по оригиналу Ж. Делабарта 1794. 1799. Фотогравюра, 1886.

Обратите внимание на разрушенный арсенал. Еще не было пожара Москвы и попытки уничтожить различные здания войсками Наполеона. Однако крышу арсенала мы с вами видим заросшей травой.
Московский Комиссариат. А. Афансьев (?). 1825. Раскрашенная гравюра.

Здание Кригскомиссариата в Садовниках было построено в 1778 – 1780 годах по проекту архитектора Н.Н. Леграна для военного ведомства. В здании Московского комиссариата, точнее московской конторы Кригскомиссариата, служил Сергей Львович Пушкин. Он был зачислен в комиссариатский штат Военной коллегии 9 января 1802 года. Со временем получил в этом ведомстве чин военного советника, равный общеармейскому чину полковника.
Фрагмент. Вид Яузского моста и дома Шапкина в Москве.
Ф.Б. Лорье по оригиналу Ж. Делабарта 1797. Вторая половина XIX века. Фотогравюра, 1886.

На этой гравюре можно увидеть Швивую горку. Здесь выделяется трехэтажное здание с портиком и бельведером, известное как дом Т.И. Тутолмина. Здание построено в конце XVIII – начале XIX века архитектором круга М.Ф. Кзакова в бывшем владении Строгановых для богатого откупщика В.В. Суворовщикова, позже домом владел Шапкин. В начале XIX века усадьба перешла в Т.И. Тутолмину, впоследствии главнокомандующему Москвы. После пожара 1812 года здание было восстановлено, а позднее не раз перестраивалось и сейчас его невозможно узнать. В наше время этот адрес известен нам как Гончарная ул., 12.
Фрагмент. Вид Кремля и Каменного моста. А. Жоли по оригиналу О. Кадоля. 1825. Литография.

Посмотрите на еще один вход в Кремль уже давно заложенный, но сохранившийся на этой литографии. И Алексеевский монастырь на месте будущего Храма Христа Спасителя еще стоит на своем месте.
Фрагмент. Вид Кремля и Каменного моста. А. Жоли по оригиналу О. Кадоля. 1825. Литография.

Присмотритесь к обычной городской жизни, которая кипит у стен древнего Кремля. Сани, повозки, все куда-то спешат. И в этом смысле не многое изменилось с тех пор.
Общий вид Кремля, снятый с Каменного моста. А. Дюран по собственному оригиналу, Д. Раффе (фигуры), 1843.
Бумага, литография с тоном, акварель, белила, лак.

Эта литография кажется полностью отвечает на вопрос какого цвета был Кремль в XIX веке.
Святые ворота. Главный вход в Кремль.
А. Дюран по собственному оригиналу. 1842. Литография с тоном, акварель, белил, лак.

Общий вид Кремля. Л.П.А. Бишебуа. Середина 1840-х – 1850-е. Литография, акварель, белила, лак.

Фрагмент. Вид Старого царского дворца в Кремле. О. Кадоль. 1825. Литография.

Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Снесён 1 мая 1933 года.
А напоследок вид, который многие любят до сих пор. Ведь именно отсюда Москва видна как и сейчас. Приходите в залы музея, где вас ждут новые открытия и старые знакомые.
Вид Москвы с Воробьевых гор. А. Леруа по оригиналу О. Кадоля. 1825.

Приходите любоваться прекрасными видами нашего любимого города и узнавать историю жизни поэта в Москве.
Отдельно хочется сказать, что на выставке много подробных описаний, рассказывающих о различных зданиях, улицам и связи их с Александром Сергеевичем. Вы увидите, где гулял со своим дядькой тогда ещё совсем юный мальчишка Саша, посмотрите на город его глазами, шагнёте в прошлое и полюбуетесь на Москву в тот период, когда она была лишь второй по значимости. Но всё равно первой по красоте!

Выставка продлится до 24 сентября 2017 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com