?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка под названием «С ружьем и лирой. Охота и русская литература». Экспозиция демонстрирует увлечение русских классиков охотой и рыбалкой. Хронологические рамки экспозиции охватывают период от XVIII до ХХ века – от Александра Сумарокова и Гавриила Державина до Виктора Астафьева и Александра Вампилова. Кто-то из писателей любил поохотиться за компанию, послушать охотничьи байки, запастись впечатлениями, а кто-то – как например, Некрасов, Тургенев, Островский, Шолохов – были заядлыми, страстными охотниками и рыболовами. И этот мир увлечений открывается для гостей музея в выставочном зале музея.

Ружья здесь соседствуют с книгами писателей, а чучела животных любезно предоставленные Дарвиновским музеем дополняют образы писателей-охотников. Участниками проекта выступили крупнейшие исторические заповедники, литературно-художественные музеи, государственные библиотеки и архивы страны. Они представили из своих собраний уникальные мемориальные экспонаты, автографы и рукописные источники, предметы охотничьего быта, произведения живописи и скульптуры, широкую портретную галерею.
Сток по оригиналу У.Д. Шейера 1833. Осень из серии «Времена года». 1886. Офорт, акватинта, акварель.

В музейных витринах перед вами предстанут личные вещи многих известнейших писателей. И их творчество, возможно, откроется вам с новой стороны.
Личные вещи Н.А. Некрасова.

Так, у московского зрителя появилась уникальная возможность увидеть личные ружья Николая Алексеевича Некрасова, предоставленные Государственным литературно-мемориальным музеем-заповедником Н.А. Некрасова «Карабиха». Некрасов был заядлым охотником. Многие его знакомые вспоминали, что его кабинет был похож скорее на выставку охотничьих трофеев, нежели на кабинет писателя. В шкафах стояли ружья, на шкафах чучела, кругом лежали предметы, напоминавшие об охоте, а в коридоре чучело опиравшейся на рогатину медведицы с медвежатами. Благодаря Дарвиновскому музею для выставки нашли похожее чучело медведицы, опирающейся на корягу. Так что здесь вы сможете довольно полно погрузиться в интерьеры из жизни Некрасова.

В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.
Пороховница.

Не обошла своим вниманием выставка и Сергея Тимофеевича Аксакова, считающегося родоначальником русской охотничье-исследовательской литературы. В детстве он страстно увлекался рыбной ловлей, в юности и молодости отдавал предпочтение ружейной охоте. Произведения Аксакова об охоте не только были признаны русскими охотниками, но и обогатили по словам И.С. Тургенева, «общую нашу словестность». В экспозиции вы сможете увидеть автограф писателя.
Письмо С.Т. Аксакова к А.И. Панаеву. Абрамцево. 4 и 5 июля.

«Кто заставляет в осенний дождь и слякоть таскаться с ружьем (иногда очень немолодого человека) по лесным чащам и оврагам, чтобы застрелить какого-либо побелевшего зайца? Охота. Кто поднимает с теплого ночлега этого хворого старика и заставляет его на утренней заре, в тумане и сырости сидеть на мокром берегу реки, чтобы поймать какого-либо язя или голавля? Охота. Кто заставляет этого молодого человека, отлагая только на время неизбежную работу или пользуясь полуденным отдыхом, в палящий жар, искусанного в кровь летним оводом, таскающего на себе застреленных уток и все охотничьи припасы, бродить по топкому болоту, уставая до обморока? Охота, без сомнения, одна охота. Вы произносите это волшебное слово, и все становится понятно».
С.Т. Аксаков. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах. 1855.
Настольные часы «Охота». Конец XIX века. Франция. Латунь, фаянс, литье, чеканка.

Множество предметов опосредованно связанных с охотой также можно увидеть на выставке. Например, эти изящные часы с изображением псовой охоты.
Фрагмент. Настольные часы «Охота». Конец XIX века. Франция. Латунь, фаянс, литье, чеканка.

Притынный кабачок. Рукопись И.С. Тургенева «Записки охотника». Москва, 1850. Бумага, чернила.

Эта авторизованная писарская копия «Певцов» хранится в Государственном Историческом музее. Она датирована 1850 годом, исправлена автором, снабжена его подписью и дарственной надписью сыну артиста М. С. Щепкина: «Дмитрию Михайловичу Щепкину на память от любящего его автора». Первоначально рассказ назывался «Притынный кабачок». Заглавие «Певцы» принадлежит, вероятно, Н. А. Некрасову. Искажения и пропуски цензурного характера, произведенные при печатании в «Современнике», в этой рукописи устранены. Заглавие «Певцы» перечеркнуто и сверху написано: «Притынный кабачок» — свидетельство того, что автор не без колебаний принял поправку Некрасова.
Неизвестный художник. Пейзаж с охотником и собакой. Вторая половина XIX века. Холст, масло.

Лев Николаевич Толстой также увлекался охотой, которая нашла отражение в его произведениях. Первые «охотничьи» сюжеты братьев Николая Николаевича и Льва Николаевича Толстых появились во время их службы на Кавказе в 1850-е годы.
Братья Л.Н. и Н.Н. Толстые. 1851. Фольга, картон, стекло, бумага, фотопечать.

Н.Н. Толстой увековечил их в рассказах «Охота на Кавказе» и в повести «Пластун». Л.Н. Толстой посвятил охоте многие страницы таких произведений, как «Детство», «Казаки», «Война и мир», «Анна Каренина». В последнее тридцатилетие своей жизни Л.Н. Толстой отказался от охоты по религиозно-нравственным причинам.
Фрагмент. Нож охотничий в ножнах с ножичком и шилом. Г. Златоуст. 1891. Златоустовская оружейная фабрика.
Сталь, рог, ковка, литье, травление, гравировка, резьба, кожа, дерево, оксидирование.

А кто помнит, читал ли он такое произведение Л.Н. Толстого?
Л.Н. Толстой. Булька и Мильтон. История двух собак. Рассказ офицера. М.: Изд. Т-ва И. Д. Сытина, 1919.

"Я завел себе для фазанов легавую собаку. Собаку эту звали Мильтон: она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными брылами и ушами и очень сильная и умная. С Булькой они не грызлись. Ни одна собака никогда не огрызалась на Бульку. Он, бывало, только покажет свои зубы, и собаки поджимают хвосты и отходят прочь. Один раз я пошел с Мильтоном за фазанами.
Фрагмент. Ж.П.М. Жазе по оригиналу К. Верне. Выезд из конюшни. Не ранее 1827. Акватинта, акварель.

Вдруг Булька прибежал за мной в лес. Я хотел прогнать его, но никак не мог. А идти домой, чтобы отвести его, было далеко. Я думал, что он не будет мешать мне, и пошел дальше; но только что Мильтон почуял в траве фазана и стал искать, Булька бросился вперед и стал соваться во все стороны. Он старался прежде Мильтона поднять фазана. Он что-то такое слышал в траве, прыгал, вертелся: но чутье у него плохое, и он не мог найти следа один, а смотрел на Мильтона и бежал туда, куда шел Мильтон. Только что Мильтон тронется по следу, Булька забежит вперед. Я отзывал Бульку, бил, но ничего не мог сделать с ним. Как только Мильтон начинал искать, он бросался вперед и мешал ему.
Фрагмент. Людвиг Пич. Псовая охота. 1856. Холст, масло.

Я хотел уже идти домой, потому что думал, что охота моя испорчена, но Мильтон лучше меня придумал, как обмануть Бульку. Он вот что сделал: как только Булька забежит ему вперед, Мильтон бросит след, повернет в другую сторону и притворится, что он ищет. Булька бросится туда, куда показал Мильтон, а Мильтон оглянется на меня, махнет хвостом и пойдет опять по настоящему следу. Булька опять прибегает к Мильтону, забегает вперед, и опять Мильтон нарочно сделает шагов десять в сторону, обманет Бульку и опять поведет меня прямо. Так что всю охоту он обманывал Бульку и не дал ему испортить дело.
Л.Н. Толстой. Булька и Мильтон. История двух собак.
Рыболовные снасти. 1891 -1904. Из личных вещей А.П. Чехова.

Не только охотой увлекались писатели, но и рыбалкой. Об этом свидетельствуют и экспонаты на выставке и вот такие, например, строки:
Коряга подрублена. Ее слегка надламывают, и Андрей Андреич, к великому своему удовольствию, чувствует, как его пальцы лезут налиму под жабры.
— Тащу, братцы! Не толпитесь... стойте... тащу!
На поверхности показывается большая налимья голова и за нею черное аршинное тело. Налим тяжело ворочает хвостом и старается вырваться.
— Шалишь... Дудки, брат. Попался? Ага!
По всем лицам разливается медовая улыбка. Минута проходит в молчаливом созерцании.
— Знатный налим! — лепечет Ефим, почесывая под ключицами. — Чай, фунтов десять будет...
— Н-да... — соглашается барин. — Печенка-то так и отдувается. Так и прет ее из нутра. А... ах!
Налим вдруг неожиданно делает резкое движение хвостом вверх и рыболовы слышат сильный плеск... Все растопыривают руки, но уже поздно; налим — поминай как звали.
А.П. Чехов. Налим. 1855.
Ящик для хранения разборного ружья и ружейных принадлежностей. Англия «James Purdey Sons, Ltd», 1949 год.
Дерево, кожа, металл, ткань, фабричная работа. Из личных вещей М.А. Шолохова.

Но, вернёмся обратно к охоте. Всё же, ей уделено куда больше внимания. Любили её и и в веке XIX и в XX. Причём люди самых рахных сословий. Вот ещё строки, это подтверждающие:
Пересекая хлюпкое, заросшее кугой и камышаткой днище буерака, скользя и пригибаясь к земле, быстро бежал грязно-бурый, клочковатый в пахах, невылинявший волк. Перепрыгнув ложок, он стал и, живо повернувшись боком, увидел собак. Они шли на него лавой, охватывая подковой, отрезая от леса, начинавшегося в конце буерака.
Пружинисто покачиваясь, волк выскочил на кургашек – давнишнюю сурчину, – шибко пошел к лесу. Почти навстречу ему скупыми бросками двигалась старая сука, сзади доспевал седой высокий кобель Ястреб – один из лучших и самый злой в гоньбе.
Волк на минуту замялся, словно в нерешительности. Григорий, поднимаясь из буерака, кругообразно поводя поводьями, на минуту потерял его из виду, а когда выскочил на бугор – волк мельтешился далеко-далеко; по черной ряднине степи, сливаясь с землей, плыли в бурьянах черные собаки, а дальше сбоку, полосуя Крепыша рукоятью арапника, обскакивал крутой яр старый пан.
Волк перебивал к соседнему буераку, близко наседали, охватывали собаки, и почти над клочьями волчьих пахов висел, отсюда казавшийся Григорию белесым лоскутком, седой кобель Ястреб.
– Тра-а-ави-и-и!.. – доплеснулся до Григория крик
.
М.А. Шолохов. Тихий Дон.
Волк. Canis lupis. Чучело. 1933. Ф.Е Федулов.

Сапоги М.М. Пришвина. 1940-1954. Кожа.

Наш заяц с подъему бросился вперед по прямой, а потом нашел себе болото с таким частым ельником, что Трубач мог только еле-еле продираться, но никак не бежать. Кроме того, в этом болоте, как это бывает, вода обмерзла и после куда-то сбежала, получился лед-тощак, белый с узорами, проваливается под ногой, как стекло, с треском. Не было никакой возможности войти в это болото и ловить на кругах зайца-профессора. Приходилось только идти кругом в надежде, что когда-нибудь Трубач вытурит из болота мучителя. Самое лучшее было бы отозвать собаку и найти другой след. Но Трубач, как все замечательные гонцы-мастера, был непозывист и, пока зайца не убьешь, до тех пор с собакой не встретишься и не подзовешь к себе даже стрельбой.
М.М. Пришвин. Дружба.

Вот так проходя из зала в зал гости музея погружаются в священнодейство охоты и русскую литературу, где великие писатели предстают людьми со своими увлечениями и оказывается они не только сидели за столом и писали свои произведения. А залы музея наполняются звуками и запахами природы и вот вам уже кажется, что на вы сами на хоте в лесу. Только охота эта за новыми экспонатами и смыслами из жизни русской литературы.
Приходите в музей, ведь так редко можно увидеть такую увлекательную выставку, знакомящую нас с писателями и их книгами со столь необычной и интересной стороны.


Выставка продлится до 03 декабря 2017 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com