?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Третья, в серии описаний выставок, проходящих в ГМИИ им. А.С. Пушкина, про которую мы хотим рассказать, это выставка «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского».
55 картин кисти выдающихся фламандских живописцев XVII века. Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Жак Йорданс, Франс Снайдерс, Ян Брейгель Старший, Питер Брейгель Младший, Квентин Массейс и многие другие художники этого богатого на таланты времени.
Коллекция Князей Лихтенштейнских считается одной из лучших среди музеев мира. Её собирало не одно поколение этой семьи. Считается, что первым в роду коллекционером был князь Карл I. Однако это не совсем так. Довольно часто в тени остаётся деятельность епископа Георга фон Лихтенштейнского-Никольскбурга (ок. 1360-1419) в Триенте, который, являясь заказчиком произведений искусства, положил начало семейному собирательству.
Второй важной персоной, сочетавшей коллекционирование с заказами новых произведений искусства, был, без сомнения, князь Карл I Лихтенштейнский (1569-1612). Он состоял на службе у императора Рудольфа II (1552-1612), оказавшего на него огромное влияние. Габсбурга упрекали в том, что он интересовался исключительно устроенными им так называемыми "Новыми Афинами" на Градчанах в Праге, где он жил в окружении многочисленных художников, которых осыпал заказами, и своих придворных музыкантов.
В тени своего патрона Карл тоже выступал как заказчик и коллекционер. А после смерти Рудольфа II, когда мастерские начали приходить в упадок, лишившись своего покровителя, Карл принял на себя роль, которую так самозабвенно исполнял в своё время император.
Страсть к коллекционированию передавалась у князей Лихтенштейнских по наследству. Поколение за поколением они собирали различные предметы искусства. Здесь были не только картины, но и книги, скульптура, предметы интерьера и прикладного искусства и многое другое.
Примечательно, что князь Йоханн II (1840-1929) положил начало новой традиции, до сих пор определяющей политику развития Княжеских собраний: запрет на покупку произведений современного искусства. Скоро уже почти сто лет, как приобретение современного искусства не входит в планы по формированию коллекции. И как же я понимаю эту политику!
Что же, надеюсь столь длинное вступление вас не смутило. Мне хотелось, чтобы вы вместе со мной оценили масштаб коллекционирования в рамках одной семьи. Стоит только подумать, что этой коллекции не одна сотня лет, невольно проникаешься уважением. А когда понимаешь, какие именно предметы искусства её наполняют, уважение только возрастает.
А теперь я покажу вам те картины, которые больше всего запали в душу мне.
Начну с Питера Пауля Рубенса и его картины "Нахождение младенца Эрихтония".
KMO_116350_04470_2_t218_190345
Нахождение младенца Эрихтония. Питер Пауль Рубенс.
Холст, масло. 218 х 317. Около 1616.

В основе сюжета нахождения младенца Эрихтония (Эрихтея), который сравнительно редко изображается в искусстве, лежит повествование Овидия из "Метаморфоз". Такой выбор сюжета характеризует Рубенса как человека с широким гуманистическим образованием, знатока античных авторов, книги которых он хранил в своей обширной библиотеке в доме в Антверпене.
Изображению обнажённых фигур дочерей Кекропа предшествует мрачная история: Вулкан пытался силой овладеть девственной Минервой, однако ей удалось спастись. Семя бога пролилось на землю и оплодотворило богиню земли - Гею, и она произвела на свет мальчика Эрихтония. Наследие матери, которая не пожелала заботиться о своём сыне, проявилось в наличии у мальчика вместо ножек змеиного хвоста. Минерва заботилась о нём, спрятала в корзине и наказала дочерям царя Аттики Кекропа ни в коем случае не открывать корзину. Несмотря на приказ, одна из дочерей, Аглавра, нарушила запрет и раскрыла тайну.

Ещё одна картина Рубенса "Сатир и девушка с корзиной фруктов".
16428_foto_1_03
Сатир и девушка с корзиной фруктов.  Питер Пауль Рубенс.
Холст, масло. 113 х 71. Около 1615.

В возрасте 23-х лет Рубенс отправился в Италию. Вернувшись в 1609 году в Антверпен, он хорошо знал живопись Ренессанса, а так же произведения Караваджо, братьев Караччи и Микеланджело. Яркая цветовая гамма и сильные контрасты светотени в картине свидетельствуют о знакомстве с живописью Караваджо и являются следствием пребывания Рубенса в Италии.
В натюрморте на переднем плане представлено всё богатство красок. Сюжет картины можно понимать как шутливую парафразу Караваджо, герой картины которого "Мальчик с корзиной фруктов" ведёт ещё более сложный диалог со зрителем.
Меня же в этих двух картинах заинтересовала ещё и похожесть лиц девушек. Присмотритесь, Минерва, крайняя слева девушка на картине "Нахождение младенца Эрихтония" и девушка с фруктами со второй картины очень уж похожи. Возможно, что позировала одна модель?

Антонис Ван Дейк бывший лучшим учеником Рубенса, стал ведущим придворным художником Англии. Славу ему принесли в первую очередь портреты Карла I, короля Англии, Шотландии и Ирландии, и его семьи. Но на выставке зрителю предлагается буквально очаровавший меня портрет Марии де Тассис.
16428_foto_2_03
Портрет Марии де Тассис (1611-1638). Антонис Ван Дейк.
Холст, масло. 129 х 93. Около 1629/30.

Рафинированная живопись ставит этот портрет в ряд шедевров Ван Дейка. Портрет написан во время второго пребывания Ван Дейка в Антверпене в 1629-30 годах. На портрете изображена дочь Антонио де Тассиса в возрасте девятнадцати лет. Семья изображённой, ведущая свой род из Бергамо, управляла в конце XV века одной из первых почтовых систем Европы. Мария принадлежала к осевшей в Антверпене ветви фамилии, из которой по традиции происходили императорские почтмейстеры. На ней роскошное шёлковое платье, подчёркивающее линию бёдер и декольте, что отвечает французской моде того времени. Ван Дейк пишет платье и веер из страусиных перьев с большой любовью к деталям, в тональности, напоминающей живопись Тициана. Широкий воротник из тончайших кружев обрамляет юное лицо девушки, которая смотрит на зрителя с едва заметной улыбкой. Её естественное обаяние и шарм придают репрезентативной позе непринуждённость. Это один из лучших портретов в творчестве Ван Дейка, в котором ему максимально удалось приблизится к идеалу его портретной живописи - изображению изящества и благородства.

Дальше перехожу к картине "Пять неразумных дев", которая приписывается Яну Букхорсту (ок 1604-1668) или Яну ван ден Хуке (1611-1651).

Пять неразумных дев. Ян Букхорст или Яну ван ден Хуке.
Холст, масло. 223 х 338.

Картину двухметровой высоты и трёхметровой ширины занимает изображение фигур пяти неразумных дев, персонажей назидательной евангельской притчи, предающихся чувственным радостям на фоне пейзажного парка. Каждая из пяти пышнотелых и полуобнажённых юных дам символизирует один человеческий греховный поступок. Будь то музыка, танец, беседа, наслаждение вином или сладкой дрёмой, - всё это праздные занятия, которым предаются девушки и которые, согласно одной из притч Христа, закончатся для них плачевно (Новый завет, Матф. 25: 1-13).Десять юных дев должны были проводить жениха к невесте, лишь пять из них запаслись достаточным количеством лампадного масла на ночь. Остальным пришлось пойти за новым, и когда они, опоздав из-за этого, вернулись, их на праздник уже не пустили.
До сих пор нет общего мнения, чьего же именно авторства эта картина. Специалисты склоняются, что по многим признакам, таким как композиционно-пространственное решение, прорисовка драпировок платьев девушек, их позы, форма глаз и ртов, а так же некоторым другим, авторство можно приписать Яну Букхорсту или Яну ван ден Хуке.

Гиллис ван Конинкслоо покорил меня картиной "Лесной пейзаж".
16428_foto_5_03
Лесной пейзаж. Гиллис ван Конинкслоо.
Дерево (дуб), масло. 41,8 х 62. 1598 год.

Подписной и датированный 1598 г. "Лесной пейзаж" Гиллиса ван Конинкслоо  принадлежит к числу самых известных произведений из коллекции князя Лихтенштейнского, упоминаемых в научной литературе. По своей популярности он может быть сопоставлен с картинами Рубенса и Ван Дейка. Гиллис ван Конинкслоо мыслит создаваемый пейзажный образ не только в категориях пространственно-пластических объёмов, но и живописными массами. Резкие противопоставления освещённых и погружённых в тень участков картинной плоскости перекликаются с взволнованным композиционным ритмом. Художественная форма внутренне напряжена; кажется, что всё вокруг бурлит, движется, шевелится изнутри - мир природы пульсирует и дышит.
Не картина - мечта! Можно стоять возле неё очень долго, рассматривая мельчайшие детали. Ещё лучше, быть её владельцем.

Картина, принадлежащая кисти Франса Снейдерса - "Лежащая львица".
Frans-Snyders-The-Lioness
Лежащая львица. Франс Снейдерс.
Холст, масло. 113 х 200. 1620/30 гг.

На освещённом склоне среди травы лежит львица, голова с открытой пастью повёрнута в сторону, левая лапа свисает вниз. Намеченный размашистыми мазками кисти и красками землистого цвета скупой ландшафт - кроме травы виднеется лишь высохшее дерево, кусты и пара камней - формирует строгий фон, на котором художник изобразил животное с роскошной шерстью всех оттенков жёлтого, охристого и серых тонов.
Выбор позы животного восходит к находкам Рубенса, от которого сохранилось несколько штудий львов, написанных с натуры. Живые львы, хотя и вымерли в Европе много столетий назад, встречались в зверинцах европейских правителей довольно часто.
Эта картина, ещё одна моя мечта. Она роскошна (не места, картина), она просто невероятна!

И завершая список моих мечтаний, показываю две картины, возле которых я просто рыдала. Я легко представляю охотничью комнату и эти две картины на стенах, друг напротив друга. Я даже знаю какой гарнитур мебели там должен стоять.. Впрочем, я отвлеклась.
Итак, Ян Фейт и две его картины "Охотничьи псы и куропатки" и "Охотничьи собаки и дикие кролики".
0_14ef34_438a65b4_orig
Охотничьи псы и куропатки. Ян Фейт.
Холст, масло. 117 х 159.


0_14ef33_a0e2e837_orig
Охотничьи собаки и дикие кролики. Ян Фейт.
Холст, масло. 116 х 157.

Фейт был одним из создателей охотничьего жанра, пользовавшегося большой популярностью в эпоху зрелого барокко. Особенно ему удавались натюрморты с дичью и собаками - тема, которую он варьировал во многих композициях и к которой относятся оба полотна из Княжеских собраний. В прошлом эти произведения приписывались известным знатоком старого искусства Густавом Фридрихом Ваагеном к работам Франса Снейдерса.
Ян Фейт отличался способностью убедительной передачи всего материального, например он виртуозно изображает различные фактуры меха или оперения животных.
Увы, картинка не передаёт всей прелести полотен. Они темнее и насыщеннее. И они действительно живые.

На этом я завершаю свой рассказ и предлагаю вам обязательно сходить в музей и полюбоваться этой невероятной красотой, пока у вас есть такая возможность.

Выставка продлится до 19 октября 2014 года.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:00
по четвергам с 10:00 до 21:00
Выходной день - понедельник.
Цена билета: взрослый - 300 руб, льготный - 150 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com