?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Хотите прекрасного? Их есть у нас!
В музее-заповеднике «Коломенское» сейчас проходит не только выставка, демонстрирующая моду Петербурга XIX-XX веков, но и не менее прекрасная выставка «Веер как искусство». Вместе они прекрасно дополняют друг друга. Так что не пропустите.
Представленная экспозиция позволяет проследить искусство веера конца XVIII – начала XX вв. на примере вееров, изготовленных из кости и перламутра. Это ещё не экспонировавшаяся часть коллекции музея «Искусство веера» из Санкт-Петербурга и предметы из коллекции музея-заповедника «Коломенское».
Общий вид зала.

Веер, как предмет обеспечения комфортного быта человека, известен не одну тысячу лет. Именно как инструмент для навевания прохлады он впервые письменно упоминается в конце II в. до н. э., во времена Чжоуской династии в Китае. Тогда веер по конструкции напоминал флажок. Экран был прикреплён к рукоятке, и движение воздуха возникало при движении экрана вокруг ручки. Позднее этот тип веера вышел из обихода. Вместо него распространение получили другие виды, которые существуют до сегодняшнего дня.
Благодаря развитию дипломатических отношений и торговле веера проникли на территорию Европы. Первоначально, в качестве подарков, они имели хождение только среди правителей и придворной элиты. Самый ранний документ, свидетельствующий об использовании веера в Европе, датируется XII веком. Со временем веера стали модным аксессуаром, а затем и незаменимым предметом женского костюма. А своего наивысшего рассвета веерное искусство достигло в XVIII веке. В этот период во многих европейских странах появляются веерные мануфактуры, например, в Нидерландах, Испании, Англии, где в 1709 году была основана «Почтенная компания производителей вееров», которая существует до сегодняшнего дня.
В России же «веерный бум» наступает в годы царствование Елизаветы Петровны. Именно в период её правления, в 1751 году, была основана первая веерная фабрика.
На выставке в большей части представлены веера двух видов – плие (от французского слова le pli - складка) и бризе (от французского brise – разбитый, сломанный, т.е. не цельный, а состоящий из отдельных элементов). Оба вида вееров складные.
Веер плие состоит из станка, изготовленного из твёрдого материала (кости, дерева, панциря черепахи, перламутра) и экрана из ткани, бумаги или пергамента. Причём крайние пластины станка или гарды, как их часто называют, делались более толстыми и массивными для большей прочности столь хрупкого предмета как веер. Веер же бризе представляет собой конструкцию, полностью выполненную из твёрдого материала. Пластины соединялись в верхней части ниткой или лентой.

Классический представитель веера-плие, который можно увидеть на выставке:


Веер-плие «Игра в бадминтон».
Слоновая кость, металл, коленкор; резьбы, гравировка, золочение, гуашь, роспись бронзовой краской. Длина 26 см, количество пластин 16+2. Художник Э. Лопес (E. Lopez(?). Испания, 1870-е. МГОМЗ.

Остов веера собран из толстых пластин слоновой кости, украшенных сквозной резьбой с гравировкой, тонированных бронзовой краской. В узоре резьбы - растительные и цветочные побеги в форме медальонов. Двусторонний экран из коленкора расписан гуашью и золотой краской. На лицевой стороне изображены галантные дамы и кавалеры в костюмах конца XVIII века. Одна из пар играет в бадминтон на фоне парка с античными колоннами, у озера в обрамлении растительных завитков. На оборотной стороне – одинокий замок в обрамлении дерева, цветов, трав и растительных завитков.
Брутальный характер росписи, тёмная цветовая гамма, грубый характер резьбы, использование бронзовой краски позволяют соотнести веер с образцами веерной продукции испанской работы 1870-х годов, выполненных в стиле «историзм». Веера с росписями типа: «Игра в бадминтон», «Карточная игра», «Катание на лодках» были модными во второй половине XIX века. Костюмы персонажей расписывались под галантный век.

Ещё один веер-плие, демонстрируемый на выставке обладает интересной историей.


Веер «Аллегория сватовства Великого князя Павла Петровича к Гессен-Дармштадской принцессе».
Перламутр, бумага; рельефная и ажурная резьба, золочение, серебрение, роспись гуашью и акварелью. Длинна оправы – 30 см, высота экрана – 13,5 см, ширина экрана – 55 см. Количество пластин оправы 25. Франция, Германия, 1760-е – 1770-е.

Можно предположить, что рассматриваемый веер, был создан в память о сватовстве, ставшем знаменитым событием в истории Гессен-Дармштадского дома. У ландграфини Каролины было пять дочерей, и они, возможно, являются персонажами росписи. Три дочери, приехавшие в Россию, находятся в центре композиции, а две, оставленные дома, показаны с правой стороны, чуть поодаль. На переднем плане, выделенная из общего ряда, изображена движущаяся к ним римская богиня мудрости, искусств и ремёсел Минерва; с её атрибутами принято было изображать выдающихся женщин, активно участвовавших в политической жизни, покровительствовавших науке и искусству, в том числе Екатерину II. С другой стороны от трона изображён мужчина в условно переданном «русском» платье. Этот персонаж служит для уточнения смысла аллегории. Сочетание на едином поле представителя России и римской богини можно объяснить тем, что в её образе представлена русская императрица. Тема помолвки получает развитие на оборотной стороне экрана, где молодой воин (юноша с копьём в руке) склоняется в поклоне перед дамой в костюме, повторяющем костюм женщины на лицевой стороне.
Данный веер считается мемориальным экспонатом, поскольку он принадлежал Гессен-Дармштадскому семейству, вначале – ландграфине Каролине, а после её смерти в 1774 году мог быть передан её дочери Амалии, которая в 1775 году вышла замуж за своего двоюродного брата Карла Людвига Баденского и переехала в замок Гертринген, где веер хранился продолжительное время.

Второй тип раскладного веера, как вы помните, веер-бризе. И вот один из его представителей:

Веер-бризе «Розы и цветущая вишня».
Слоновая кость, шёлковая лента, металлические нити; полировка, роспись маслом, плетение. Длина 24 см, количество пластин 15+2. Германия, 1870-е. МГОМЗ.

Этот веер собран из гладких пластин слоновой кости, закруглённых по верхнему краю, декорированных на лицевой стороне росписью маслом в виде крупных роз и веток цветущей вишни. Соединительная лента из розового шёлка. Кисть – из металлических нитей с плетёной ворворкой и четырьмя картулинами в виде шариков.
Во второй половине XIX века в моду вошли веера-бризе, выполненные из слоновой и моржовой кости. Большой популярностью пользовались веера-бризе работы немецких резчиков, украшенные цветочной росписью.

Кроме вееров бризе и плие есть на выставке и другие модели, не менее красивые. Например вот такой веер типа «пальметт» (palmette):

Веер «Гирлянда цветов».
Кость, бумага; резьба, роспись. Длина оправы – 27 см, высота экрана – 14 см, максимальный размер в раскрытом положении – 50 см. Австрия, 1860-е. Музей «Искусство веера».

Этот веер в оправе из кости домашних животных, обработанных в технике ажурной резьбы. Каждая пластина завершена фигурным медальоном из бумаги. Экран, состоящий из находящих друг на друга медальонов, украшен декоративной живописью с изображением гирлянды садовых цветов. По краям выполнен золочёный орнамент в стиле рококо.
Веера такого типа вошла в моду в 1840-х годах. Вначале их производили венские веерные мастера, затем новую модель переняли в других странах. Они не пользовались таким стабильным спросом, как веера с цельными экранами, но в небольших количествах их выпускали вплоть до 1920-х годов. Парижские веера-пальметт в 1840-60-х годах обычно украшали литографиями с изображением жанровых сцен, в то время как в росписи австрийских вееров предпочтение отдавалось именно цветочным орнаментам, что мы и можем наблюдать на данном экземпляре.

Отвлекаясь от описаний, покажу просто некоторое количество фотографий понравившихся мне вееров. Например, невозможно было не обратить внимание на вот такие парные веера экраны:

«Мужчина в готическом соборе».
Дерево; роспись, лак, токарная работа. Англия, первая половина XIX века. Музей «Искусств веера».



«Женщина в готическом соборе».
Дерево; роспись, лак, токарная работа. Англия, первая половина XIX века. Музей «Искусств веера».

Или на эти 9 пластин от веера:

Девять пластин от веера. Дерево, живопись, графика. Австрия, Вена, 1880-е. Музей «Искусств веера»


Девять пластин от веера. Дерево, живопись, графика. Австрия, Вена, 1880-е. Музей «Искусств веера»

И ещё несколько общих видов:



Есть на выставке и экран, на котором можно почитать о веерах, их видах и особенностях:

Обязательно посетите эту выставку. Не известно, когда ещё вы сможете увидеть такую красоту.
И конечно же, я советую вам не забыть посетить выставку «Мода Петербурга XIX-XX веков». Получите полный набор удовольствий.
Не забудьте заглянуть в магазин сувенирной продукции при музее. Там можно приобрести замечательный и недорогой каталог. Цена всего 350 руб.
А я хочу сказать спасибо создателям этого каталога, так как использовала информацию из него при написании этой статьи.

Выставка продлится до 28 сентября 2014 года.

Адрес: проспект Андропова, д.39. Подробнее тут. Дворцовый павильон 1825 года.
Режим работы: вторник – пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00
Понедельник - выходной.
Цена билета: 100 руб, есть льготы.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com