?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В стенах древнего московского монастыря, где ныне располагается музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Совершися книга сия…», посвященная 450-летию первой датированной печатной книги в России. Это была книга «Деяний святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою» напечатанная в 1564 году Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.

Апостол. 1564 года.

Экспозиция выставки рассказывает своим посетителям, как развивалось книгопечатание в нашей стране, через издания Евангелия и толкований на священные тексты. Здесь вы сможете увидеть редчайшие издания и проследить поиск первых печатников. Попробуем и мы пройти по этому интереснейшему пути.


Апостол. Середина XVI века. Троице-Сергиевский монастырь (?). РГБ.

В заставке использован инициал «О» из гравированного «Большого прописного алфавита» Израэля ван Мекенема. К орнаментам его букв нередко обращались русские изографы XVI века при оформлении роскошных рукописных Евангилий и Апостолов. И если западная традиция уделяла особенное внимание инициалам (заглавным буквам), то русская традиция создавала красочные заставки, в орнаменты которых вплетались западноевропейские находки. Потом этот орнамент будет использоваться в первых печатных книгах и получит названия старопечатного.

Израель ван Мекенем (Israhel van Meckenem der Jüngere ).
Большой прописной алфавит. Бохольт, 1480-е.

Далее вы сможете увидеть редчайшие первопечатные книги. Они созданы раньше, чем «Апостол» Ивана Федорова. Их тираж ничтожно мал и они не имеют никаких выходных данных о типографии, которая их издавала, поэтому принято называть эту типографию анонимной. Но именно они дают увидеть поиск типографов, который привел к созданию шедевра книгопечатания.

Евангелие. 1553/1554 год. Москва. Анонимная типография.

Это первая книга, изданная в Москве и получившая в науке название «узкошрифтной». Печать осуществлена двумя красками в один прогон. Фолиация и сигнатуры присутствуют лишь на нескольких листах. Фолиация (от лат. folium — лист), нумерация листов книжного блока, а сигнатурой в полиграфии называется порядковый номер печатного листа.

Евангилие 1558/1559 год. Москва. Анонимная типография.

Евангелие «среднешрифтное» в первой заставке включает изображение киота с фигурой евангелиста Матфея – самый ранний в русской старопечатной книге прием введения в орнаментику сюжетного средника. Гравюра в лист с изображением евангелиста Матфея из московского издания 1627 года вплетена при реставрации в XVII веке.
Посмотрите, как они отличаются друг от друга, как меняется выравнивание текста по краю страницы, как появляется двухцветный инициал и как меняется сам шрифт. И стоит снова вернуться к «Апостолу» Ивану Федорова, чтобы увидеть каким шедевром закончился поиск безымянных типографов.
Чтобы увидеть эти шедевры прошлого уже стоит прийти на выставку, но бриллианты, с которыми знакомят гостей, не ограничиваются уже перечисленными. И вот одна из таких драгоценностей предстает перед вами. Это знаменитейшая Острожская библия - первое завершённое издание Библии на церковнославянском языке, опубликованное в г. Острог русским первопечатником Иваном Фёдоровым в 1581 году с помощью православного князя Константина Острожского.

Библия. 1581 год. Острог. Печатник Иван Федоров.

«Острожская» Библия – выдающееся произведение полиграфического искусства, последнее крупное издание великого мастера (628 листов, 3 миллиона знаков). Для нее был изготовлен специальной мелкий шрифт кириллического и греческого алфавитов. Помимо наборного орнамента, ее листы украсили 81 заставка, 68 концовок, 78 строк вязи заглавий, около 1400 изысканных гравированных инициалов, восходящих к венецианской книжной графике эпохи Ренессанса.
Далее вы сможете увидеть витрину, посвященную киевской типографии, которая служила перевалочным пунктом идей и технологий из Европы в Москву.

Витрина с киевскими изданиями.


Евангелие Учительское. 1606 год. Клирос. Типография при церкви Успения Богоматери.

Евангелие учительское – сборник извлечений и сокращений из бесед Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других отцов Церкви на воскресные евангельские чтения Ивана Федорова (1569), было осуществлено церковным и политическим деятелем Речи Посполитой, православным епископом Львовский и Каменец-Подольским Гедеоном (Балабаном), автором предисловия.

Гравюра из Учительского Евангелия.

Киевские издания были богато украшены, с вставленными в текст, гравюрами, чем отличались от московских инкунабул.

Библия. 1663 год. Москва. Печатный двор.

Первое московское издание полной Библии («Первопечатной»), вышедшей при царе Алексее Михайловиче, по определению собора 1660 года, «с готоваго переводу, князя Острозскаго печати, неизменно, кроме орфографии и неких вмале имен и речений нужднейших, явственных погрешений» (то есть с исправлениями некоторых ошибок, замеченных в тексте Острожской Библии, заменой или пояснениями устаревших и малопоянтных слов).
Следующее издание Библии с исправлениями было выполнено во времена царствования дочери Петра I – Елисавете Петровне.

Библия. 1756 год. Москва. Синодальная типография.

Второе издание «Елизаветинской» Библии, помимо гравированного на меди титульного листа и фронтисписа с изображением Императрицы Елизаветы Петровны, было украшено сюжетными заставками, выполненными граверами Академии наук и художеств И.А. Соколовым и Г.А. Качаловым по рисункам И.Э. Гриммеля.

Гравюра из Елизаветинской Библии.

А вот перед вами копия Острожской Библии выполненная старообрядцами в 1914 году. Сравните, как она отличается от оригинала. В XX столетии типографы не смогли повторить оригинальный шрифт:

Библия. 1914 год. Москва. Старообрядческая книгопечатня.

В предисловии к изданию Московская старообрядческая книгопечатня уведомляла, что «поставила себе задачей дать уважаемым читателям копию того редкостного оригинала, с которого напечатана эта книга». Библия, дополненная прорисями миниатюр из Лицевого летописного свода XVI в.
Выставка так же познакомит вас с таким явлением российской типографии как старообрядческие типографии. Ведь они были подпольные, только на небольшое время во времена царствования Екатерины II типографии были разрешены. В царствование ее внука Александра I была создана единоверческая типография, которая издавала дониконовские книги, но с разрешения Синода.

Страсти Христовы. 1795 год. Супрасль.

Апокрифическое сочинение о последних днях земной жизни Спасителя, было излюбленным чтением старообрядцев. Известно в рукописях и изданиях, которые нередко украшались миниатюрами, а позднее хромолитографиями.
Вот такая замечательная выставка сейчас проходит в нашем городе. И рассказали мы лишь о небольшой части экспонатов, а ведь тут представлены и другие шедевры книгопечатания. Вы сможете увидеть деревянное клише и гравюру в книге, с помощь которого она напечатана. Евангелие времен Екатерины II, большого формата - всего было напечатано 600 экземпляров, 50 из которых были подносными. Иконы и книжные оклады. Приходите в музей, пообщайтесь с шедеврами русской книжности, проследите путь поисков русских мастеров. Особенно хочется отметь прекрасный этикетаж, который открывает страницы бытования книг и заставляет задуматься о пути пройденному русскими типографами. Благодаря ему вы сможете самостоятельно погрузиться в мир древних фолиантов и легко во всём разберётесь.
Нам же хочется выразить благодарность куратору выставки Л.И. Алехиной, которая провела для нас экскурсию в мир древней книжности и типографского искусства.

Куратор выставки Л.И. Алехина.

Выставка продлится до 21 января 2015 года.

Адрес: Андроньевская площадь, д.10, станция метро Римская, Площадь Ильича, Курская. Схема проезда тут.
Время работы: понедельник, вторник, пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 18.00, касса - до 17.15;
четверг с 14.00 до 21.00, касса - до 20.15;
в среду и последнюю пятницу месяца музей закрыт.
Стоимость билета на выставку - 120 рублей. Есть льготы, подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com