?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее открылась выставка посвященная произведением русских мастеров из хрупкого материала – стекла, под названием «Русское стекло конца XVIII – начала XX века». Эта выставка состоялась благодаря множеству счастливых обстоятельств. В пространстве выставочного зала музея разместилась коллекция Г.Н. Ойстрах, которую она собирала более 30 лет. Сейчас коллекция выкуплена Министерством Культуры РФ и передана в фонды Исторического музея. Высокая планка, которая была поставлена при создании коллекции, позволила собрать предметы в идеальном состоянии, без сколов, трещин, потёртостей золота.

Весь зал экспозиции наполнен световыми бликами, которые пробегают по стеклянным граням сервизов и ваз. Разные цвета, разные технологии обработки превращают этот материал в разнообразные завораживающие предметы. И даже не верится, что некоторые из них были в использовании, а не сразу уходили в коллекции.
Бокал с крышкой с орнаментальным узором и вензелем «SA» под короной в медальоне. Санкт-Петербург.
Императорский стеклянный завод. Конец XVIII –XIX век. Стекло «золотой рубин» и бесцветное; гранение, роспись золотом.

Фрагмент. Бокал с крышкой с орнаментальным узором и вензелем «SA» под короной в медальоне.
Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Конец XVIII –XIX век.

В 1777 год Петербургский Казенный завод Екатерина II подарила Потемкину в вечное потомственное пользование. После смерти Григория Александровича завод в 1792 году отошел в казну и был отдан под общее управление с Императорским фарфоровым заводом. С этого времени стекольный завод стал также именоваться Императорским.
Кружка с портретом императора Александра I и надписью «Освободитель Европы». Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. 1810-е годы. Бесцветный хрусталь, молочное стекло; гранение, роспись гризайль, золочение.

Цветное стекло на Императорском стеклянном заводе стали варить благодаря трудам великого русского ученого М.В. Ломоносова. Именно он обучил по заданию Канцелярии от строений новой стекольной технологии мастера Петербургского стеклянного завода Ивана Конерева и «архитектурного ученика» Петра Дружинина. В 1753 году Ломоносов получил разрешение на устроение собственной стекольной фабрики, где продолжил эксперименты. Их результатом стало создание палитры цветных и мозаичных стекол, состоявшей из 112 основных тонов и более 1000 оттенков.
В начале XIX веке на заводе освоили производство хрусталя. Хрусталь (от др.-греч. κρύσταλλος — лёд) — особый вид стекла, содержащий не менее 24% окиси свинца. Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения — «игру цвета», «огонь»).
Кружка с крышкой с навершием в виде желудя. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая треть XIX века. Бесцветный хрусталь; алмазная грань, шлифовка, полировка; бронза; литье, золочение.


Фрагмент. Кружка с крышкой с навершием в виде желудя. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая треть XIX века.

Хрустальные изделия завода в это время достигли такой вершины мастерства, что его произведения становились дипломатическими подарками и подношениями правящим особам. В книге «Стекло» Качалов сообщает, что персидскому шаху были преподнесены бассейн и кровать из хрусталя. А почитать подробнее эту книгу можно здесь.

В экспозиции представлены изделия из таких крупных сервизов, как «Пригородный Гранный», «Бахметьевский», «Готический» и некоторые другие. Зеленое стекло «Готического» сервиза завораживает и взгляд пропадет в мистическом пространстве стекла. А мы обратим ваше внимание на сервиз «Коттедж». Это предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Предметы сервиза украшены гербом дачи, разработанным поэтом В.А. Жуковским. В синем щитке помещена эмблема: венок из белых роз, через который продета шпага острием вверх. Эмблема сопровождается девизом:» за веру, Царя и Отечество».
Предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Императорский стеклянный завод. 1827 – 1829 годы. Бесцветный хрусталь с синим надцветом, алмазная грань, роспись золотом и эмалью. По рисунку И.А. Иванова.


Предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Стаканы и рюмки.
Императорский стеклянный завод. 1827 – 1829 годы. Бесцветный хрусталь с синим надцветом, алмазная грань, роспись золотом и эмалью.
По рисунку И.А. Иванова.

В 1815 – 1848 годах А.И. Иванов занимал должность инвентора на Императорском стеклянном заводе. Должность инвентора – это аналог главного художника, который отвечает за облик всей продукции завода.

Но в коллекции представлены не только произведения искусства, выполненные на Императорском стеклянном заводе. В России с 1634 года существовали частные стекольные заводы. Известнейшими стекольными заводчиками были Бахметьевы (завод известный как «Бахметьевский» в советское время назывался «Красный гигант»). Стекольная империя Мальцевых начала свое существование еще в 1730 году, в XIX веке им уже принадлежало 26 заводов. В коллекции вы сможете посмотреть практически все стилистические направления, которые присутствовали в это время в производстве, а так же много новшеств, которые освоили стекольных дел мастера.
Стакан с изображением женщины, вручающей Амуру лук и колчаны. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло фиолетовое (марганцевое); гранение, печать, роспись золотом.

6 мая 1840 г. «Художники Губернский Секретарь Теребенев и 14-го класса Семячкин» получили привилегию «на способ литографирования на фаянсе, фарфоре и стекле сверх глазури» сроком на 10 лет. Мастерская выпускала предметы, украшенные литографированными рисунками. Сюжеты рисунков были разнообразны, но особенной популярностью пользовались портреты члено царствующего дома.
Стакан с портретом цесаревны великой княжны Марии Александровны. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло бесцветное; печать, роспись серебром по пасте, золочение.

Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария, 1824 – 1880), принцесса Гессен-Дармштадская с 1855 года императрица всероссийская, с 1841 года супруга императора Александра II. Источником печатного портрета послужила литография, выполненная в 1841 г. Р.Ф. Драгуновым в честь бракосочетания великого князя Александра и принцессы Гессен-Дармшдатской.
Стаканы и бокалы с сюжетными изображениями. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло бесцветное; гранение, печать, роспись золотом.

За время существования стекла было придумано множество вариантов обработки, были созданы и различные его виды, в том числе с помощью примесей, которые создают разные цвета. Например красное стекло получается с помощью добавления золота, фиолетовое - оксида марганца. Со всеми этими премудростями и хитростями вы сможете познакомиться в зале выставки.
Вазы парные с вензелем «АМ» (?) под императорской короной. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
1830-е – 1840-е гг. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.



Фрагмент. Вазы парные с вензелем «АМ» (?) под императорской короной. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
1830-е – 1840-е гг. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.

Экспонаты, представленные в зале, раскроют перед вами многие тайны обработки стеклянных изделий и хрусталя. Вы узнаете что «алмазная грань» такая популярна в начале XIX века появилась в Англии в 1780-х годах. Наибольшее распространение получили грани, заточенные под углом 45 градусов колесом, производящим клиновидные надрезы. В начале XX века количество вариантов «алмазной грани» стало так велико, что в прейскурантах стали появляться не только названия, но и номера. Главной отличительной особенность этой «номерной грани» было то, что орнамент состоял из нескольких простых элементов.
Стакан «Крестовский остров». Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
Середина XIX века. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.

Фрагмент. Стакан «Крестовский остров». Санкт-Петербург.
Императорский стеклянный завод. Середина XIX века.

Кувшин в форме аска. Санкт-Петербург. Имперский стеклянный завод. 1830-е гг. (емкость).
Санкт-Петербург. Мастер К.Г. Экквист. 1830 гг. (оправа).

Данный кувшин выполнен в форме аска – античного керамического сосуда, широко распространенного в VI – IV вв. до н.э. В античной Греции аски были значительно меньших размеров и использовались для благовоний. Эта форма была популярна в 1830-х годах, как отклик на «этрусское» направление, но в более позднее время в вышла из моды.
Икорница (?) с крышкой. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. 1840-е гг. (емкость) Москва. 1847 г. (крышка).
Стекло урановое; гранение (икорница); серебро; чеканка, литье (крышка).

На серебре присутствуют клейма с изображением Георгия Победоносца, в прямоугольных рамках инициалы и цифры «84»(проба серебра), «ИС» (именник мастера), «АК 1847» (знак пробирного мастера А.А. Ковальского).

Огромное количество предметов различных эпох, стилей и техник предстает перед гостем музея. Вы окунетесь в величественный ампир, сказочный русский стиль, воздушный и загадочный модерн. А посетив выставку в Царицыно вы сможете увидеть белое золото королей – фарфор и сравнить его со стеклом. А посетить эти выставки стоит обязательно, хотя бы потому что оба эти предприятия в XIX веке были объединены под названием Императорский фарфоровый и стеклянный завод и просуществовали так до 1917 года.

К выставке музей подготовил каталог коллекции, к сожалению, стоит он дороговато 3500 рублей, и купить его за безналичный расчет так же не получится.

Выставка продлится до 28 августа 2015 года.

Адрес: Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета: 200 руб. Есть льготы.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com