?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В залах ГМИИ имени А.С Пушкина встречает посетителей выставка под названием «Рисунки французских мастеров из музея Альбертина». Последний раз австрийская коллекция из вены посещала наш город в 1973 году. В этот раз российскому зрителю предстанет ретроспектива французского рисунка из собрания знаменитого венского музея. 84 работы известнейших мастеров предстали перед взорами гостей не только в выставочном зале, но и в залах постоянной экспозиции, посвященной французскому искусству.

Описывать все многообразие стилей и эпох, представленных на выставке не имеет смысла, это надо видеть. Никакая фотография не сможет заменить общения с оригиналом, вышедшим из под руки мастера. Мы только хотим привлечь ваше внимание к работам, которые понравились нам и к мастерам, чьими работами мы восхищаемся.
Аноним Лекюрье (Anonyme Lecurieux, приписывается. Портрет кардинала Санса.
Вторая половина XVI века. Черный мел, сангина, растушевка. 31х21,7.

С XVI века карандашный рисунок стал использоваться не только как этюд к будущей картине, но и как самостоятельное произведение. Благодаря простоте и удобству в исполнении он использовался как дипломатический портрет. Это было обосновано малыми временными затратами, по сравнению с масляной живописью.
Николя Пуссен. Вид на долину Тибра с мостом Молле. Около 1624.
Свинцовый карандаш, перо, кисть с размывкой черным и коричневыми тонами. 18,7х25,7

Имя Николя Пуссена (фр. Nicolas Poussin, 1594, Ле-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) прочно вошло в историю французской живописи, он работал по заказу кардинала Ришельё и короля Франции Людовика XIII, хотя большую часть времени провел в Италии. Здесь он вдохновлялся видами Рима, пейзажами Кампаньи. Его живопись стала практически эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции.
Нимфа, седлающая козла, с сатиром и спящим амуром. Около 1626/1627.
Сангина, перо коричневым тоном. 18,4х24,5.

Эта работа пример мифологического сюжета в творчестве Николя Пуссена. Но его имя известно не только любителям живописи. Его картина служит одним из ключей в новых легендах о Святом Граале. В частности отраженных в книге «Код Да Винчи».
Клод Лоррен. Речной пейзаж с арочным мостом, вдали Сабинские горы. Конец 1650-х годов.
Перо и кисть с размывкой коричневым тоном. 18,6,х25,7

Произведения Лоррена (фр. Claude Lorrain; 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) стали воплощением классического идеального пейзажа. Не всегда следуя за точной достоверностью, он схватывал настроение природы и передавал его на холсте. После 1650-х годов к идиллическому пейзажу в творчестве мастера добавляется героически-монументальные черты, скорее всего под влиянием Николя Пуссена, с котором он был знаком и жил в Риме в одно время.
Клод Лоррен. Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет. Конец 1660 годов.
Перо, чернила, кисть с размывкой тушью и бистром, белила на желтоватой бумаге.

Бистр (фр. bistre) — это коричневый водорастворимый пигмент из смолистой сажи обугленного бука или другого смолистого дерева, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. Цвет варьирует от коричнево-жёлтого до чёрно-коричневого. Пигмент имеет тенденцию к выцветанию на свету.

Этот проработанный рисунок является окончательным эскизом картины «Полдень» 1661-го года (находится в Государственным Эрмитаже). Здесь ярко выражен поздний стиль Лоррена: живописное решение листа, эффект серебристой мерцающей атмосферы, достигаемый щедрым применением белил.

Одним из интереснейших моментов выставки является распределение рисунков из музея Альбертина в постоянной экспозиции, что позволяет не только сравнить рисунки и картины, но и заставляет посетителей в очередной раз заглянуть на постоянную экспозицию. Предлагаем вам взглянуть на картину Клода Лоррена из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Клод Лоррен. Пейзаж с похищением Европы. 1965. Собрание ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Фрагмент. Клод Лоррен. Пейзаж с похищением Европы. 1965. Собрание ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Жан-Этьен Лиотар. Портрет Жанны Натуар (?). Около 1750.
Черный мел, сангина, розовая пастель, растушевка, белый мел на бежевой бумаге. 25,5х19,3.

Жан-Этьен Лиотар (фр. Jean-Étienne Liotard; род. 22 декабря 1702, Женева — 1789, Женева) получил в Женеве образование миниатюриста и гравера, много путешествовал. В 1738 году он оказался в Константинополе и был очарован восточными нарядами, что проявилось в его пристрастии к восточной моде. Он много привнес в пастельную технику из своего опыта миниатюриста, например детальную передачу натуры, яркие светящиеся краски. В его работах в «технике трех карандашей» обращает внимание мягкая и деликатная моделировка лица, а одежда же передана скупыми штрихами. Умелым владением карандашной техникой он обязанн другому великому мастеру – Ватто.
Жан-Батист Удри. Нападение леопардов на лошадей. Париж 1745.
Перо черным тоном, кисть с размывкой серым тоном, белила на голубоватой бумаге. 31,6х54,3.

Сирия рисунков Жана-Батиста Удри (Jean-Варtiste Oudry, 1686, Париж - 1755, там же) с битвами животных планировалась как эскиз для гобеленов в каком-нибудь охотничьем замке, но проект не был исполнен.
Фрагмент. Жан-Батист Удри. Нападение леопардов на лошадей.
Фрагмент. Жан-Батист Удри. Нападение леопардов на лошадей.

Выставка так же покажет талант рисовальщика, первого живописца короля, - Франсуа Буше (фр. François Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770). На мой взгляд это лучший живописец времен Людовика XV, яркий выразитель стиля рококо, любимец короля и мадам де Помпадур, существует несколько ее портретов кисти мастера. А мы увидим рисунки, размещённые рядом с его картинами в постоянной экспозиции музея.
Франсуа Буше. Венера с Амуром и голубями. Пастель. 38х21,7.

Наряду с обширным живописным, равно существенным наследием является большое количество рисунков. «Акты» Буше, обычно выдаваемые за Венеру, Диану или нимфу, пользовались среди тогдашних коллекционеров особенно большой популярностью.
Фрагмент. Франсуа Буше. Венера с Амуром и голубями. Пастель. 38х21,7.

Постоянная экспозиция позволяет сравнить рисунки прославленного мастера с его живописными полотнами. Вы сможете погрузиться в атмосферу Ancien Régime, поучаствовать дуновения балов Людовика XV.
Франсуа Буше. Юпитер и Калисто. 1774. ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Фрагмент. Франсуа Буше. Юпитер и Калисто. 1774. ГМИИ имени А.С. Пушкина.

"В твою судьбу хочу вчитаться, но неразборчива строка. Лишь вижу цифру 19… Пока... " Век XIX представлен изумительными художниками. Но мы вам мы покажем рисунок Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 1798—1863). Наибольшее впечатление на художника произвели произведения Шекспира. Одиночество главного героя, скорбь и сомнения принца датского, с которым возможно Эжен ассоциировал и себя, стали одним из излюбленных тем для художника.

Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище. Около 1828.
Кисть коричневым, черным, зеленым и синими тонами, белила по подготовке карандашом. 27,3х21,3.

Этот акварельный эскиз послужил для литографии сделанной в это же году. Череду работ посвященных Гамлету и Горацио замыкает написанная в 1859 году картина из Лувра, в которой композиция и изображение главных героев – за исключением того, что они повернуты в другую строну, как в акварели, - вновь отсылают к ранней литографии 1818 году.
Фрагмент. Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище.

Вот таким эскизом от предводителя французского романтизма мы завершаем рассказ о приехавшей к нам выставке. В дворце искусств созданном Цветаевым заиграли новыми красками великие имена французских художников, как экзотические бутоны раскрылись новые стороны их мастерства, а мы надеемся что заинтересовали вас сходить в музей и погрузиться в мир французского рисунка.
На экспозиции вы также сможете увидеть мониторы с электронным каталогом, который позволит вам глубже проникнуть в её загадки. А если вы захотите унести частичку знаний себе, то прекрасный каталог стоит 1200 рублей.

Выставка продлится до 15 февраля 2015 года.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:00
по четвергам с 10:00 до 21:00
Выходной день - понедельник.
Цена билета: взрослый - 300 руб, льготный - 150 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com