?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В музее-заповеднике Коломенское проходит выставка, знакомящая нас с одним из уральских иконописных центров и жизнью старообрядцев. Выставка называющаяся «Невьянское чудо» представляет коллекции четырех уральских музеев.

Город Невьянск это первая промышленная столица Демидовых и центр «древнего благочестия» на Урале.  Невья́нск — город (до 1919 частновладельческий посёлок Невьянский Завод), административный центр Невьянского городского округа Свердловской области. Город расположен на реке Нейва, в 74 км(по автодорогам) , в 99 км (по ж.д.) к северу от Екатеринбурга.


В самостоятельную школу невьянских изографов стали выделять в середине XX века. Иногда невьянские иконы принимались за строгановские. Их действительно сближают удлиненные пропорции фигур, изысканность поз, тонкость письма, обилие золотых пробелов. Между тем отличия весьма ощутимы. Строгановские иконы писались на оливково-зеленых или охряных фонах, в них более умеренно применялось золото.
Икона «Архангел Михаил – грозный воевода». Невьянск, 1814 – 1822, мастерская Богатыревых.
Железо, грунтовка, золочение, темпера, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Фрагмент. Икона «Архангел Михаил – грозный воевода». Невьянск, 1814 – 1822, мастерская Богатыревых.
Железо, грунтовка, золочение, темпера, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Фрагмент. Икона «Архангел Михаил – грозный воевода». Невьянск, 1814 – 1822, мастерская Богатыревых.
Железо, грунтовка, золочение, темпера, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Невьянские изографы прибегали к сплошному золочению. Листовое золото наносилось на полимент – красно-коричневую краску, которой предварительно покрывался левкас. Полимент придавал золоту насыщенный теплый тон. Оно заполняло средник и поля, разграниченные тонкой цветной или белильной отводкой, изображения оконных переплетов, куполов и шпилей архитектурных построек, сияло в нимбах. Блеск его перекликался с отсветами твореного золота, моделирующего объемную пластику полихромных драпировок. Золотая полифония складывалась из контрастов фактур и поверхностей, живописно преломляющих лучи света. Икона становилась их источником.
Икона «Отечество» Невьянск, 1780. Дерево, паволока, левкас; золочение, темпера.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Фрагмент. Икона «Отечество» Невьянск, 1780. Дерево, паволока, левкас; золочение, темпера.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Паволока (от волочить) — ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса. Служит для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски. Паволока в иконописи применялась не всегда. Имеются иконы, на которых паволокой покрыта вся основа под грунтом, но чаще кусками паволоки закрывались стыки многочастной иконной доски (щита) либо локальные дефекты (сучки, свили и т. п.).
Икона «Богоматерь всех скорбящих радость». Невьянск, 1800-1810, мастерская Богатыревых.
Дерево, паволока, левкас; золочение, темпера. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Фрагмент. Икона «Богоматерь всех скорбящих радость». Невьянск, 1800-1810, мастерская Богатыревых.
Дерево, паволока, левкас; золочение, темпера. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Название выставки как нельзя лучше отражает мир икон Невьянска, который предстает перед зрителем. Золотое свечение, буйство красок, которые воспринимаются как окна в дивный божественный, райский мир Господа и святых. Можно только лишь представить какое впечатление производили эти иконы на людей затерянных в уральских горах.
Икона двухчастная «Благовещение. Рождество Христово». Невьянск. Мастерская Богатыревых, 1814 – 1822.
Дерево, левкас, темпера, золочение. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.



Фрагмент. Икона двухчастная «Благовещение. Рождество Христово». Невьянск. Мастерская Богатыревых, 1814 – 1822.
Дерево, левкас, темпера, золочение. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.



Фрагмент. Икона двухчастная «Благовещение. Рождество Христово». Невьянск. Мастерская Богатыревых, 1814 – 1822.
Дерево, левкас, темпера, золочение. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

В перечне красок, которыми пользовались уральские иконописцы, приводимом в одном из краеведческих изданий конца прошлого века, значатся кармин и киноварь, а в пометах, сделанных мастерами на прорисях, – краплак и бакан. Их сложными сочетаниями и объясняется невьянская гамма. В упомянутом перечне названы также отсутствующие в средневековых руководствах для иконописцев ("толковых подлинниках") минеральные пигменты, промышленное производство которых было освоено уже в XVIII – начале XIX столетия: швейнфуртская зелень, кроны – зеленый и желтый, – берлинская лазурь, покупаемые на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Поэтому и остается от невьянских икон впечатление свежести, новизны.
Четырехчастная икона. Собор Архангела Михаила, избранные святые, Богоматерь Знамение с предстоящими святыми, огненное восхождение пророка Илии, обретение главы Иоанна Предтечи. Середина XIX века. Дерево, левкас, темпера, золочение. Коллекция И.И. Маслакова.


Фрагмент. Четырехчастная икона. Собор Архангела Михаила, избранные святые, Богоматерь Знамение с предстоящими святыми, огненное восхождение пророка Илии, обретение главы Иоанна Предтечи. Середина XIX века.
Дерево, левкас, темпера, золочение. Коллекция И.И. Маслакова.

Берлинская лазурь (железная лазурь, прусский синий, парижская лазурь, прусская лазурь, гамбургская синь, нейблау, милори) — синий пигмент. Точная дата получения берлинской лазури неизвестна. Согласно наиболее распространённой версии, она была получена в начале восемнадцатого века (некоторые источники называют дату — 1704 год) в Берлине красильщиком Дизбахом (Diesbach). Интенсивный ярко-синий цвет соединения и место получения дали начало названию.

Швейнфуртская зелень — представляет выдающуюся по красоте и яркости оттенка зеленую краску, применение которой, однако, сильно ограничивается ее ядовитостью.Оттенок цвета ее изменяется от светло- до темно-зеленого, но всегда с небольшим синеватым отливом.

Дорогая краска «бакан» — лаковая краска, искусственно получаемая смесь красящих органических веществ с минеральными бесцветными (гипс, мел) или окрашенными (оксиды железа) веществами. Органические красящие вещества производили либо из растительных пигментов (сока сандалового дерева, барбариса, корней растений, называемых крапом или мареной, и др.), либо из яиц насекомых вида кошениль (русское название «червец», а украинское —«канцелярское семя»). Цвет краски «бакан» был различным, но чаще красным разных оттенков.

Кармин (фр. carmin, от араб. кирмиз — кошениль и лат. minium — киноварь) — красный краситель, получаемый из карминовой кислоты. Кармин получают из кошенили — самок насекомых кактусовой ложнощитовки Dactylopius coccus или Coccus cacti, культивируемых на кактусах — опунциях. Насекомых собирают в период, предшествующий откладке яиц и экстрагируют из них кармин, ввиду трудоемкости сбора кошенили и изготовления кармина, по своей стоимости он дороже, чем другие красители. При помощи жесткой щетки или лезвия кошенилей снимают с растений. Из сушеных и толченых насекомых получают порошок, обрабатывают раствором аммиака или карбоната натрия, а потом фильтруют в растворе.

Ки́новарь (др.-греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari), — самый распространённый ртутный минерал. Имеет алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови. Киноварь с древности применялась в качестве красной краски, как источник для получения ртути. Как незаменимый ярко-алый минеральный пигмент киноварь применяли уже в Древнем Египте, в ранней Византии.

Краплак – экстракт отвара корней марены красильной (rubia tintorium) или мальвы. Этот пигмент использовался еще в античном Египте, Греции и Риме, как дающий наиболее стойкий цвет от густого красно-коричневого до рубиново-малинового. Считается, что этот растение было привезено в Европу крестоносцами и культивировалось там с 13 века. Марена должна быть выкопана из земли и оставлена сушится небольшими стопками. Через 2-3 дня пучки марены собирают и оставляют сушиться в хорошо проветриваемом помещении. Сухие корни чистят от коры, измельчают и размалывают до пудры. Некоторые виды марены не могут быть использованы сразу, Азиатская и голландская марена должна ферментироваться в бочках около года. Лучшая европейская марена происходит из Нидерландов, но та, что происходит из Смирны, намного лучше. Пигмент получается насыщенным, краска очень легкая, поэтому его необходимо разбавлять.

Икона «Богоявление – Крещение Господне». Невьянск, 1830 – 1840. Дерево, левкас, темпера, золочение на полимент.
Свердловский областной краеведческий музей.



Фрагмент. Икона «Богоявление – Крещение Господне». Невьянск, 1830 – 1840. Дерево, левкас, темпера, золочение на полимент.
Свердловский областной краеведческий музей.



Фрагмент. Икона «Богоявление – Крещение Господне». Невьянск, 1830 – 1840. Дерево, левкас, темпера, золочение на полимент.
Свердловский областной краеведческий музей.

Еще вы сможете увидеть иконы Евангелистов с одним интересным отличием от привычной иконографии. Варианты этих икон конечно встречаются, но здесь привычные символы соотносятся с другими апостолами. И привычный крылатый лев Святого Марка, здесь ассоциируется Иоанном Богословом.
Икона «Евангелист Иоанн Богослов». Невьянск, 1814 -1822, мастерская Богатыревых. Дерево, паволока, левкас; золочение, темпера. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.


Фрагмент. Икона «Евангелист Иоанн Богослов». Невьянск, 1814 -1822, мастерская Богатыревых. Дерево, паволока, левкас; золочение, темпера. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Символы Евангелистов берут свое начало из видения Иезекииля.

И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,
а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека;
и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь.
И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;
и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.
Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.
И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.
Иезикииль (1.4 -1.12)
Икона «Евангелист Марк». Невьянск, 1814 -1822, мастерская Богатыревых. Дерево, паволока, левкас; золочение, темпера.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.



Фрагмент. Икона «Евангелист Марк». Невьянск, 1814 -1822, мастерская Богатыревых. Дерево, паволока, левкас; золочение, темпера. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Одним из шедевров невьянских изографов является большая икона «Рождество Иисуса Христа» с житием из Свердловского областного краеведческого музея. Мы вам покажем только небольшие фрагменты, потому что целиком это нужно видеть самим. Прийти в музей и пообщаться с этим произведением искусства, погрузиться в историю Рождества, в радость и красочность этого события.

Фрагмент. Икона «Рождество Иисуса Христа» с житием. Автор Богатырев. Невьянск, 1832 – 1837.
Дерево, левкас, темпера. Свердловский областной краеведческий музей.



Фрагмент. Икона «Рождество Иисуса Христа» с житием. Автор Богатырев. Невьянск, 1832 – 1837.
Дерево, левкас, темпера. Свердловский областной краеведческий музей.



Фрагмент. Икона «Рождество Иисуса Христа» с житием. Автор Богатырев. Невьянск, 1832 – 1837.
Дерево, левкас, темпера. Свердловский областной краеведческий музей.



Фрагмент. Икона «Рождество Иисуса Христа» с житием. Автор Богатырев. Невьянск, 1832 – 1837.
Дерево, левкас, темпера. Свердловский областной краеведческий музей.

Мы в основном посвятили наш рассказ иконам, но выставка освещает и жизнь старообрядцев, их ремесла, одежду. Ведь в основном заказчиками невьянских икон были старообрядцы. Кстати из-за этого практически нет больших икон для храмов, так как они использовались в небольших часовнях и в личных молельнях.
Лестовки -четки старообрядческие. XIX век. Дерево, кожа, сатин.

Ле́стовка (уменьшительное от др.-рус. лествица, то есть «лестница») — разновидность чёток у старообрядцев. В отличие от чёток, лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в старообрядческой традиции лестницу духовного восхождения с земли на Небо.
Рубаха под сарафан. Начало XX века. Хлопок.
Сарафан старообрядческий. Начало XX века. Из семьи купцов Курочкиных-Бурлаковых. Тафта, позумент, металл.
Свердловский областной краеведческий музей.
Пояс. Невьянск, вторая половина XIX века. Позумент, кисти. Принадлежал матери Цаплиной Елены Ивановны.
Невьянский государственный историко-архитектурный музей.
Платок головной. Конец XVIII – начало XIX века. Шелк, золотое шитье. Свердловский областной краеведческий музей.

Надеюсь, мы смогли заинтересовать вас уральским сокровищем, которое сейчас экспонируется в музее Коломенское. Не пропустите уникальную возможность увидеть практически неизвестные творения уральских мастеров.

Выставка продлится до 1 марта 2015 года.

Адрес: проспект Андропова, д.39. Выставочные залы Сытного двора. Проезд до ст. м. "Коломенская", "Каширская". Подробнее тут.
Режим работы: вторник – пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00
Понедельник - выходной.
Цена билета: полный - 150 руб, льготный - 50 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com