?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первая среда в этом году и мы продолжаем наши виртуальные туры. Приглашаем вас посетить Церковь Ризположения в Московском Кремле.

Церковь Ризположения. Вид с юго-востока.

Церковь Ризположения была возведена в 1484-1485 гг. псковскими мастерами на месте более древнего храма, основанного в 1450-1451 гг. Годы строительства церкви приходятся на время грандиозной перестройки Кремля. Известные своим искусством каменщики из Пскова одновременно с митрополичьим храмом построили новый великокняжеский Благовещенский собор. Однако архитектурный облик небольшой изящной церкви Ризположения почти лишен псковских черт: о происхождении мастеров напоминает лишь узор тройного кирпичного фриза, опоясывающего барабан главы. В своих основных чертах храм развивает традиции раннемосковского зодчества. Церковь возведена из кирпича, заменившего в Москве во второй половине XV столетия белый камень. В плане здание представляет собой одноглавый четырехстолпный храм, поставленный на высокий цокольный этаж (подклет), с тремя полукруглыми апсидами (алтарная часть) с восточный стороны и входами-порталами с южной, северной и западной стороны. Стены церкви, разделенные вертикальными лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Высокий барабан главы на граненом постаменте увенчан шлемовидным золотым куполом.


Барабан главы и купол церкви Ризположения.

Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану выполнен без использования парусов - место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Стены храма расчленены на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара - значительно шире и выше боковых. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения - дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо.
Талант мастеров и тонкое чувство ансамбля проявились в блестящем разрешении ими сложной архитектурной задачи - возвести небольшой храм рядом с монументальным Успенским собором: выразительный контраст изящного облика Ризположенской церкви и строгих торжественных форм кафедрального собора обогатил архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.

Орнаментальный пояс в центральном прясле южного фасада.

Орнаментальное решение стен храма развивает традиции московского зодчества. Южный вход в церковь оформлен перспективным белокаменным порталом с килевидным завершением. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит. Горизонтальный фриз из кирпича и терракоты охватывает южную стену храма, продолжаясь в верхней части алтарных апсид. Декоративные детали немногочисленны, но нарядны: керамические балясины, нишки и уступы, изящный пояс из терракотовых плиток с мотивами лилий-кринов смотрятся как искусная вышивка. Полукруглые выступы апсид украшает ряд килевидных арочек на пилястрах с капителями в форме стилизованных перевязанных снопов. Этот мотив перекликается с аркатурно-колончатым фризом на стенах соседствующего с церковью Успенского собора. Расположенный под золотым куполом, на барабане главы, тройной фриз, узор которого напоминает об орнаментальных мотивах псковской архитектуры, служит своеобразной подписью псковских зодчих. В центральной части южной стены, над орнаментальным поясом и окном, выполнена небольшая ниша в виде раскрытого складня, очевидно, предназначенная для живописных изображений. Сведений о сюжете росписи не сохранилось.

Киот (ниша в виде складня) на южной стене.

севера и запада к храму примыкает построенная в 1643-1645 гг. невысокая, с крытым крыльцом, галерея, в западной части соединенная переходами с Теремным дворцом. Над галереей на стенах храма расположены ниши, долгое время хранившие живописные образы.
В нише на западной стене раньше находился знаменитый образ Печерской Богоматери, созданный, предположительно, в XVII веке. Богоматерь была представлена сидящей на престоле с предстоящими святыми Антонием и Феодосием Печерскими, московскими святителями Петром и Алексеем и преподобным Сергием Радонежским (по другим сведениям – московским святителем Филиппом). Признанная со временем чудотворной эта икона пользовалась такой славой, что в XIX веке церковь Ризположения иногда называли церковью Печерской Богоматери. Для приобщения к святыне было устроено специальное высокое крыльцо с лестницей, а позднее - небольшая каменная часовня. В ходе реставрационных работ 1930-1940-х гг. Печерская часовня, как поздняя пристройка, была разобрана; тогда же была утрачена и фреска.
Над галереей с северной стороны расположена ниша с фреской на мотив храмового праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы, раскрытая в 1996 году. Фреска обнаруживает подлинные фрагменты росписи XVII века.

Ниша с фреской
Северный фасад церкви Ризположения.
XVII в. (?)

Церковь Ризположения отличают изящные пропорции и камерный интерьер, прекрасно соответствующие ее назначению – служить местом для домашней молитвы. Вход в церковь предваряет крытое крыльцо с восточной стороны, которое ведет в северную часть галереи. Выходящие на галерею северный и западный порталы храма были переделаны в XVII веке и приобрели характерные для этого времени формы. Кирпичная фигурная кладка и цветовой декор северного портала были расчищены и восстановлены. Часть восточной стены северной паперти церкви, над лестницей, занимает живопись конца XIX века, которая была также расчищена, отреставрирована и дописана совсем недавно.
Несмотря на небольшие размеры церкви, ее значительная высота, мощные столпы и украшенные росписями стены придают храму московских святителей подобающую торжественность. Особенностью внутреннего убранства храма является стилистическое единство всех его составляющих: иконы иконостаса, стенные росписи, произведения прикладного искусства относятся к началу XVII века и представляют собой прекрасно сложенный, хорошо сохранившийся ансамбль. После разорения Кремля и патриаршего двора в период Смутного времени, а также пожара 1626 года интерьер храма был восстановлен при патриархе Филарете и, позднее, патриархе Иосифе.
Купол и своды церкви Ризположения

В 40-е гг. XVII века патриархом Иосифом были пожертвованы в церковь две монументальные свечи, имевшие когда-то первостепенное значение для освещения храма. Так называемые "тощие" свечи являлись подсвечниками, выполненными из воска или дерева, но полыми (то есть, "тощими") внутри. Они нарядно декорировались орнаментальной росписью и надписями. Две "тощие свечи", установленные перед местным рядом иконостаса церкви Ризположения, были вложены (подарены) в храм патриархом Иосифом в 1649 г., о чем свидетельствует помещенная в верхнюю часть подсвечников круговая надпись вязью. Украшенные нанесенным по воску красочным орнаментом свечи имеют медные посеребренные поддоны, опирающиеся на три фигурки львов, и навершия со свечниками для малых свечей. Выполнили свечи несомненно московские мастера.
"Тощая свеча"
Россия, Москва, 1644 г.
Дерево, медь, воск, литье, чеканка, темпера яичная, серебрение.
Вклад патриарха Иосифа, 1649 г.


Роспись стен церкви Ризположения была выполнена в 1644 году по заказу патриарха Иосифа иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Вся церковь была расписана ими менее чем за три месяца. Известно, что при создании нового живописного убранства храма мастера обычно руководствовались предыдущей, более древней системой его росписи. Некоторые свидетельства о периоде работы Назария Истомина над иконостасом в Ризположенской церкви указывают на существование в храме старых росписей, выполненных до 1605 года. Не исключено, что церковь была впервые расписана вскоре после строительства, и система росписей ее стен в основных чертах восходит к концу XV века.
Расположение росписей храма строго канонично. В куполе помещено изображение Христа Вседержителя, в верхнем ярусе барабана выполнены образы ветхозаветных пророков, в нижнем - евангелистов. Своды и примыкающие к ним люнеты украшают сцены евангельской истории Христа от Рождества до Вознесения и входящая в этот цикл Троица (часть композиции находится за иконостасом).
Западные столпы церкви заняты росписью с образами святых русских князей и московских митрополитов. На восточных столпах, скрытых иконостасом, над арками, соединяющими их с восточной стеной, и в самих арках размещены изображения отцов церкви.
Распятие
Фреска в люнете северной стены. 1644 г.

Церковь Ризположения посвящена Богородичному празднику, поэтому программу большей части стенной росписи составили композиции на тему "похвалы Богородице", запечатленные в двух сюжетных циклах. Выполненные в технике фрески и проработанные темперой росписи располагаются на стенах в четыре яруса, из которых два верхних занимает цикл Жития Богоматери, повествующий о жизни Девы Марии, а два нижних иллюстрируют прославляющий Ее торжественный гимн - Великий Акафист.
В верхней части столпов, в арках и на сводах храма расположены медальоны с полуфигурами избранных святых, в основном - небесных покровителей семьи первого царя из дома Романовых - Михаила Федоровича, в царствование которого была выполнена роспись храма. В откосах окон помещены фигуры преподобных (святых монахов) и изображения небесных сил - херувимов и серафимов.

Рождество Христово и Поклонение волхвов
Фреска на южном своде. 1644 г.

Программа росписи алтарной части храма повторяет иконографические схемы росписи Успенского собора с торжественной композицией Великого входа в конхе (верхней части) центральной апсиды и композицией Собора всех святых, занимающую в церкви Ризположения всю стену апсиды.
Отдельного внимания заслуживают крупные декоративные фрески нижнего яруса храма. Известно, что нижний ярус внутреннего убранства церквей неизбежно страдал от прикосновений одежд молящихся, что сказывалось на состоянии фресок. В Византии сложилась традиция облицовывать эти участки стен мрамором или занавешивать их тканями. Со временем настоящие ткани были заменены декоративными фресками. В церкви Ризположения нижний ярус стен храма украшен светлой орнаментальной росписью, имитирующей тканевый декор, которая носит название "полотенца". Фрески действительно напоминают висящие полотенца-ширинки, украшенные искусной орнаментальной вышивкой; узор наподобие решетки встречается в настоящих византийских и итальянских тканях XV в.

Фреска нижнего яруса стен.
1644 г.

Небольшая экспозиция, размещенная в крытой галерее храма, знакомит посетителей с коллекцией деревянной скульптуры Музеев Московского Кремля. Представленные на выставке монументальные иконные скульптурные образы, резные иконы, небольшие кресты и складни дают представление о развитии этого вида церковного искусства на протяжении нескольких столетий от XV до XIX века.
Основу коллекции составляют произведения, главным образом, выдающиеся по своему художественному качеству памятники монументального характера и исторически связанные с Кремлем, его храмами и монастырями. Большинство из них относится к XVII веку – времени расцвета деятельности Оружейной палаты, ставшей тогда крупнейшим художественным центром России. В собрании также представлены произведения различных видов резьбы таких культурных центров как Москва, Новгород, Ростов Великий, монастыри Русского Севера.
Витрина №1 и №2 выставки русской деревянной скульптуры

Создание коллекции, насчитывающей около восьмидесяти экспонатов, - итог целеустремленной собирательской деятельности музея с 1918 по 1931 год. Исключительная роль в этом принадлежит Николаю Николаевичу Померанцеву (1891-1986 гг.), вся жизнь которого была отдана делу сохранения, реставрации и исследования памятников древнерусской культуры. В 1923 году, благодаря его активной деятельности, в трапезной церкви Михаила Малеина Вознесенского монастыря была организована экспозиция, посвященная древнерусской скульптуре. На ней демонстрировались уже имевшиеся экспонаты, а также и те, которые поступали в Кремль в 1920-х начале 1930-х гг. из упраздненных церквей и монастырей, национализированных частных собраний, Государственного музейного фонда. Кремлевскому музею также отпускались небольшие средства и на покупку древнерусской резьбы у частных лиц и через магазин старинных икон Н.М. Вострякова. К концу тридцатых годов XX века многие московские храмы были закрыты и предназначены к сносу. Не избежал печальной участи и Вознесенский монастырь Московского Кремля, разрушенный осенью 1929 года. Экспозиция деревянной скульптуры в церкви Михаила Малеина, как и сама церковь, перестала существовать. Экспонаты перекочевали в запасники кремлевского музея, и только в 1965 году в галерее церкви Ризположения в Кремле, под руководством Н.Н.Померанцева, вновь возродилась выставка деревянной русской скульптуры. Ее экспозиция обновлялась дважды: в 1980 и 1996 гг.

Богоматерь Страстная
Икона. Москва, воторая половина XVII в.
Дерево; резьба, левкас, темпера

Многие памятники, созданные, в большинстве своем, безымянными мастерами из этих художественных центров, представлены на выставке. В богатстве их форм и самобытности художественных решений прослеживается мощная традиция, уходящая корнями в глубокую древность. Размещенные в трех витринах в рамках небольшой экспозиции произведения деревянной пластики дают представление о многообразии практически всех видов древнерусской скульптуры – от монументальных скульптурных икон до миниатюрных крестов и складней.

Вся информация взята на сайте Музеев Московского Кремля, где вы можете найти ещё больше интересной информации.

А теперь идём в наш виртуальный тур. И приятной вам прогулки!

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com