?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка «Семейный портрет. Вторая половина XVIII - XIX века», на которой представлено более 170 произведений живописи, графики, миниатюры, небольшой комплекс предметов декоративно-прикладного искусства работы русских и западноевропейских мастеров середины XVIII – XIX веков.
Портрет неизвестной. Неизвестная европейская мануфактура. Середина XIX века.
По модели Жана-Шарля-Никола Брашара(?), Алекснадра Брашара(?), скульпторов Севрской фарфоровой мануфактуры, 181(?). ГМП.

Экспозиция знакомит своих гостей с традицией семейного портрета, расцвет которого на российской почве приходится на конец XVIII - первую половину XIX века. Здесь вы увидите предметы из коллекции музея и частных коллекционеров Подстаницких. Многие предметы экспонируются впервые.

Миракль с литофанией, изображающий императора Николая I, императрицу Александру Федоровну и великого князя Константина Николаевича.
1830-е. Завод А.Г. Попова.

Литофания - (греч., от lithos - камень, и phanesthai - делать видимым). Искусство приготовлять из фарфора, камня или глины такого рода доски с углубленными рисунками, что при помещении их против света получаются теневые изображения.
Фрагмент. Миракль с литофанией, изображающий императора Николая I, императрицу Александру Федоровну и великого князя Константина Николаевича. 1830-е. Завод А.Г. Попова.

Николай I(1796 -1855), третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны; российский император (с декабря 1825 года). С 1817 женат на Александре Федоровне, урожденной принцессе Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской (1798 - 1860), дочери короля Пруссии Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы Августы Вильгельмины Амалии.

Миракль с литофанией, изображающий императора Николая I, императрицу Александру Федоровну и великого князя Константина Николаевича.
1830-е. Завод А.Г. Попова.

Этот же сюжет можно увиджеть еще раз ввиде гавюры, представленной на выставке.
Неизвестный художник с оригинала Дж. Доу или Т.Райта(?). Император Николай I c женой Александрой Федоровной и сыном Константином на морской прогулке. 1830-е. Литография.

Излюбленное местопребывание царской семьи - резиденция "Александрия" (Петергоф), названное в честь веценосной жены, где она чувствовала себя "счасливейшей супругой и матерью" (Из духовного завещания императрицы). Отсюда она совершала морские прогулки по окрестностям.

Неизвестный художник. Портрет генерала Ф.Г. Гольтгоера с сыном. Около 1841 г. Холст, масло.
Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.

Федор Григорьевич (Фридрих Август) Гольтгоер (1771 - 1848), из дворян Санкт-Петербургской губернии. С 1789 -офицер пехоты,с 1816 - генрал-майор. Директор Царскосельского лицея (1824-1840). С 1829 года - генерал-лейтенант. Изображен в общегенеральском мундире с орденами: Св. Анны 1-й степени с короной, Св. Владимира 3-й степени и Св. Георгия 4-й степени.
Михаил Федорович Гольтгоер (1823-1899), сын Ф.Г. Гольтгоера от брака с А.-Е. фон Бек (1784 -1855). В 1841 окончил Царскосельский лицей с золотой медалью №2.  Изображен в мундире воспитанника Царскосельского лицея.

Портреты Нарышкиных, вероятно, являются сохранившейся частью, так называемых, фамильных портретных галерей малых форм, состоявших из миниатюрных и акварельных портретов, часто копийных, которые владельцы могли брать в путешествия без особых затруднений. Портретные галереи малых форм можно видеть на изображениях интерьеров (акварель, фотография), как в дворцовых собраниях, так и в крупных частных домах, а также усадьбах.
Неизвестный художник по оигиналу Дж.Доу. 1822. Портрет М.Я. Нарышкинай. 1840-е.
Бумага, акварель, цветной карандаш, гуашь
.

Мария Яковлевна Нарышкина (1789-1854), дочь князя Я.И. Лобанова-Ростовского от брака с А.И. Салтыковой. По свидетельству князя С.Г. Волконского, Мария Яковлевна была так хороша собой, что её называли в обществе "головкой Гвидо". Приревновав её к счастливому сопернику Нарышкину, Волконский без всякой причины вызвал его на дуэль: "Мой антагонист мне поклялся, что не ищет руки моей дульцинеи, и год спустя на ней женился" (Князь С.Г. Волконский. Воспоминания.) Княжна стала женой Кирилла Александровича Нарышкина (1786-1838), впоследствии обер-гофмейстера, президента Придворной конторы, члена Государственного Совета. Семья Нарышкиных входила в круг светских знакомых А.С. Пушкина; упоминаются в его дневниковых записях. По свидетельству А.Н. Карамзина, после гибели поэта Мария Яковлевна "с большим жаром" говорила в защиту А.С. Пушкина, что вызвало несколько ссор в светских гостиных.
Неизвестный художник. Портрет А.Л. Нарышкина. Вторая чевтерть XIX века.
Бумага, акварель, цветной карандаш. ГМП.

Александр Львович Нарышкин (1760-1826), старший сын обер-шталмейстера Л.А. Нарышкина от брака с М.О. Закревской. Почетный член Академии художеств, главный директор императорских театров, обер-гофмаршал, обер-камергер, канцлер российских императорских орденов, кавалер ордена Св. Андрея Первозванного с алмазными знаками (которые были заложены). "Целью его жизни было удовольствие во всех видах, и он вполне следовал своему влечению к развлечения. Эта любовь к удовольствиям соединялась с крайней расточительностью".
А.П. Брюлов. (1798-1877). Портрет неаполитанского короля Франциска I.1825 г. Бумага, карандаш, акварель. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких. Франциск I (1777-1830), с 1825 года король Неаполетанского королевства.

Ф. Велейн (Velijn). 1787-1836. С живописного оригинала Я.В. Пинемана (Pieneman). 1779-1853.
Свадебный портрет нидерландских престолонаследников Виллема II и Анны Павловны.
Около 1817 года. Гравюра резцом и пунктиром. ГМП.
Живописный оригинал находится в Городском музее Тилбурга (Нидерланды).

Великая княжна Анна Павловна (1795-1865), шестая дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны; будущая королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембургская (1840-1849). Император Наполеон I Бонапарт, стремясь укрепить военно-политическое могущество, пытался породниться с русскими монархами и просил ее руки в 1809 году.  С 1816 года - великая княгиня, принцесса Оранская, жена крон-принца Нидерландского Виллема Оранского (1792-1849), будущего короля Нидерландов и великого герцога Люксембцргского Виллема II (1840-1849). Виллем II командовал нидерландскими войсками в составе антинаполеоновских союзников; отличился при Ватерлоо (1815), где был ранен и награжден орденом Святого Георгия 2-ой степени.

Ф. Велейн (Velijn). 1787-1836. С живописного оригинла Я.В. Пинемана (Pieneman). 1779-1853.
Фрагмент. Свадебный портрет нидерландских престолонаследников Виллема II и Анны Павловны.
Около 1817 года. Гравюра резцом и пунктиром. ГМП.

К церемонии бракосочетания в С.-Петербурге юный А.С. Пушкин на заказ написал стихи "Принцу Оранскому":
Довольно битвы мчался гром,
Тупился меч окровавленный,
И смерть погибельным крылом
Шумела грозно над вселенной!

Свершилось... взорами царей
Европы твердый мир основан;
Оковы свергнувший злодей
Могущей бранью снова скован.

Узрел он в пламени Москву —
И был низвержен ужас мира,
Покрыло падшего главу
Благословенного порфира.

И мглой повлекся окружен;
Притек, и с буйной вдруг изменой
Уж воздвигал свой шаткий трон...
И пал отторжен от вселенной.

Утихло все. Не мчится гром,
Не блещет меч окровавленный,
И брань погибельным крылом
Не мчится грозно над вселенной.
К.К. Гампельн (1794 - после 1880). Портрет Анны и Елены Ушаковых. 1830-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш, черный мел.
Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.

На портрете изображены дочери героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора П.С. Ушакова (17820-1832) от брака с М.А. Тарбеевой (1802-1870).
Фрагмент. Анна Ушакова. К.К. Гампельн (1794 - после 1880). Портрет Анны и Елены Ушаковых. 1830-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш, черный мел. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.

Слева Анна Петровна (1822-1905), жена Михаила Соломоновича Мартынова (1814-1860), брата убийцы М.Ю. Лермонтова и соученика поэта по школе юнкеров. Имела "удивительное сходство с одним из московских видных администраторов, великим ценителем красоты ее матушки".
Фрагмент. Елена Ушакова. К.К. Гампельн (1794 - после 1880). Портрет Анны и Елены Ушаковых. 1830-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш, черный мел. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.

Справа Елена Петровна (1824-1860), жена князя Бориса Александровича Черкасского (1828-1885).
Неизвестный художник. Портрет сестер Анны и Екатерины Лопухиных.
Первая половина XIX века. Кость, акварель, гуашь. Галерея "Три века".

Свутлейшие княжны Анна Петровна (1777-1805) и Екатерина Петровна (1783-1830), старшие дочери светлейшего князя П.В. Лопухина от первого брака с П.И. Левшиной. Старшая Анна была предметом рыцарского чувства императора Павла I, благодаря чему ее отец получил титул и должность, мачеха пожалована в статс-дамы. Сама виновница осыпана милостями, среди которых были ордена Св. Иоанна Иерусалимского и Св. Екатерины I степени, а после замужества пожалование в статс-дамы. В 1800 по любви вышла замуж за князя П.Г. Гагарина.
Младшая Екатерина в юности была увлечена великим князем Александром Павловичем. Чтобы положить конец светским пересудам, ее в 14 лет выдали замуж за Г.А. Демидова. Брак оказался счастливым. Внук Е.П И Г.А. Демидовых унаследовал титул светлейшего князя.

П.В. Соколов.(1791-1848). Фрагмент. Портрет П.Н. Рюминой. 1847.
Бристольский картон, акварель, белила, лак. ГМП.

Прасковья Николаевна Рюмина (1821-1897), дочь тайного советника, камергера Высочайшего двора Н.Г. Рюмина (1793-1870) от брака с Е.Ф. Кандалинцевой. До 1834 года жила с родителями в Рязани, позднее в Москве на Воздвиженке. С 1847(?) года - жена А.В. Вельяшева. Парные портреты будущих супругов были заказаны П.Ф. Соколову к свадьбе.
Неизвестный художник. Россия. Фрагмент. Портрет Ю.В. Познаковского. Вторая половина 1860-х. Бумага на холсте, фотография, масло. ГМП. Реставратор А.Б. Николашкина, ГосНИИР.

Василий Юрьевич Познанский (1828-1900), сын писателя и переводчик, полковника в отставке Ю.И. Познанского (1801-1878), знакомого А.С. Пушкина. Известен как один из основателей парусного спорта в Петербурге.
Неизвестный художник. Портреты Николая и Марии Трубецких (лист из альбома мадам Князевой). 1838.

Дети генерала от кавалерии, генерал-адьютанта героя Отечественной войны 1812 года князя В.С. Трубецкого (1776-1841) от второго брака (1812) с фрейлиной С.А. Вейс (1796-1848). Семья Трубецких была близка ко Двору, пользовалась расположением и благосклонным вниманием императрицы Александры Федоровны. Князья Трубецкие относились к кругу петербургских знакомых А.С. Пушкина и князя П.А. Вяземского.
В.И. Гау (1816-1895). Портрет принцессы Терезии Ольденбургской. 1853.
Кость, акварель, гуашь. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.

Принцесса Терезия-Вильгельмина-София Ольденбургская (1817-1871), дочь герцога Вильгельмина Нассауского. С 1837 года жена герцога Петра Георгиевича Ольденбургского (1812-1881_, генерала от инфантерии, члена Государственного Совета. В музее вы сможете увидеть не только эту миниатюру, но и шесть миниатюр с портретами детей принцессы. А также, вот такой портрет детей, где из ещё пятеро:
В.И. Гау. (1816-1895). Портрет детей принца П.Г. Ольденбургского. 1849. Бумага, акварель, карандаш.

В.И. Гау. (1816-1895). Фрагмент. Портрет детей принца П.Г. Ольденбургского. 1849. Бумага, акварель, карандаш.

Георгий Петрович (1848-1871), третий сын, получив домашнее образование, служил в Лейб-гвардии Гусарском полках. Скончался во время эпидемии холеры.
В.И. Гау. (1816-1895). Фрагмент. Портрет детей принца П.Г. Ольденбургского. 1849.
Бумага, акварель, карандаш.

Александра Петровна (1838-1900), с 1856 года жена великого князя Николая Николаевича (1831-1891); благотворительница, основательница Покровской общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге и Покровского женского монастыря в Киеве, с 1889 его настоятельница, приняла постриг с именем Анастасия.
В.И. Гау. (1816-1895). Фрагмент.Портрет детей принца П.Г. Ольденбургского. 1849.
Бумага, акварель, карандаш.

Младшая дочь, Екатерина Петровна (1846-1886), особенно любила русскую литературу - творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
В.И. Гау. (1816-1895). Фрагмент. Портрет детей принца П.Г. Ольденбургского. 1849.
Бумага, акварель, карандаш.

Александр Петрович (1844-1932), второй сын, впоследствии генерал от инфантерии, член Государственного совета; покровитель научных исследований, при его участии был создан институт экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, санаторий и климатологическая станция в Гаграх.
А.А. Покровский Портрет баронессы А.Б. Тизенгаузен (?). Середина 1830-х(?).
Бумага, акварель, белила. ГМП. Иконографическое предположение А.В. Кибовского.

Баронесса Александра Бенедиктовна Тизенгаузен урожденная Крамер (181401866). С 1835 жена барона Е.Ф. Тизенгаузена. С 1858 жена князя Максима Михайловича Барклая-де-Толли (1798-1871). Парные портреты молодых супругов выполнены по случаю свадьбы в столице.
А.А. Покровский. Портрет барона Е.Ф. Тизенгаузена. 1831(?).
Бумага, акварель, белила. Иконографическое определение А.В. Кибовского.

Барон Егор Федорович Тизенгаузен (около 1800-1850). В июне 1831 из юнкеров конной гвардии произведен в корнеты, в октябре 1836 - из поручиков конной гвардии переведен в Генеральный штаб штабс-капитаном. На 1844 барон Е.Ф. Тизегаузен - капитан Генерального штаба, сослуживец А.А. Скалона, Н.А. Устинова, Л.Н. Батюшкова. На 1850 полковник Генерального штаба.
Барон Е.Ф. Тизенгаузен - один из первых офицеров Генерального штаба, прикомандированный к дипломатической миссии в Константинополе в 1849-1850 в качестве военного корреспондента, что положило начало созданию в русской армии института военных агентов.

На этой выставке перед вами предстанут не только портреты знаменитых и не очень людей, но и их судьбы накрепко переплетенные с историей нашего государства. Ведь портреты часто заказывались в особенные моменты жизни. Это и свадебные портреты и отправка в действующую армию и другие знаменательные случаи. Сегодня появилась возможность посмотреть на эти памятники семейного быта прошлого, пока они не скрылись в недрах музейных хранилищ и запасниках коллекционеров.

Выставка продлится до 01 мая 2015 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская»
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Цена билета: 170 руб. Подробнее тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(no subject) - alla_semenova - Jan. 24th, 2015 01:59 pm (UTC) - Expand
mayak_parnasa
Jan. 24th, 2015 02:36 pm (UTC)
Да, выставка очень прекрасна.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com