?

Log in

Previous Entry | Next Entry

С 28 февраля Музей-заповедник «Царицыно» приглашает всех в Большой дворец на выставку «Царские потешные огни. Культура праздника в России в XVIII веке», посвященную старинным фейерверкам и иллюминациям.
Выставка задумана как шоу, в котором огромная роль отводится декорациям, позаимствованным из гравюр XVIII столетия. Это позволит зрителям попасть в пространство праздника той эпохи. Залы экспозиции оформлены в виде сценических, фейерверочных площадок, посвященных событиям, по случаю которых устраивались световые представления – коронациям, бракосочетаниям, тезоименитствам и дням рождениям, встрече Нового года, торжествам по случаю военных побед («викториальные дни») и подписания мирных договоров. Гравюрам отводится роль драгоценностей, которые зритель находит среди праздничных декораций.
XVIII век стал эпохой расцвета искусства фейерверков в России. Пиротехника была настоящей страстью Петра I, который не жалел денег на световые представления, отводя им особую роль в пропаганде государственных успехов и побед. Царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II были отмечены пышными парадными фейерверками, ставшими неотъемлемой частью дворцовых празднеств, демонстрацией великолепия и роскоши правящих монархов и членов их семей.

Особым достижением российских пиротехников было изобретение цветных огней. Немецкий историк Август Шлецер писал о фейерверке перед Зимним дворцом 10 июня 1762 года по случаю заключения мира с Пруссией: «В особенности много слышал я о том, что они (русские фейерверкеры) изобрели способ придавать огню цвет, чего долго добивались за границею, но еще не нашли. Этот фейерверк продолжался около двух часов, перекатывающийся гром пушек, который слышался во время освещения, сообщал ему нечто невыразимо величественное, ужасающее, но вместе с тем прекрасное».
Кроме того, праздничные российские фейерверки всегда имели определенное содержание, выраженное в аллегорических фигурах, картинах и надписях на щитах, что существенно отличало их от иностранных. В коронационных гравюрах нашли свое отражение мифологические символы, отождествлявшиеся с личностью самодержца, идеи века Просвещения, развитие образования, науки и искусства, расцвет торговли в Российской империи. Монархи изображались в образе античных богов и героев: Марса, Минервы, Геркулеса.
Гравюры с изображениями будущего фейерверка играли роль проекта, представлявшегося на утверждение заказчику. Над их созданием трудились сразу несколько мастеров, в особо срочных случаях - «денно и нощно», при свечах, чтобы успеть представить их в день
показа «огненного зрелища». Начиная с 1730 года, каждая гравюра сопровождалась печатной программой с разъяснением предстоящего зрелища.
Вот выдержки из описания гравюры фейерверка «Палладин остров» 28 июня 1763 года на Неве в честь годовщины восшествия на престол Екатерины II: «На острове окруженном стенами и каменными крутыми горами представлен открытый Палладин храм, в котором видна Паллада, сидящая на густом облаке, из которого в разные стороны исходят громовые стрелы. В правой руке она держит щит с Российским гербом; в левой медузину голову угрожающую врагам… Над Палладой надпись: Vigilantia Virtute. За храмом видна галерея, окаймленная колоннами, сверху украшенная победоносными знаменами … Впереди, по бокам храма, два больших обелиска; на правом из них аллегорическая фигура: Удивленiе, вырезывает лаврами вензель Екатерины II, под которым видна подпись: Dux/Faemina/Facti. На левом: История отмечает год и число восшествия на престол Екатерины II».
Центральный зал экспозиции посвящен реконструкции фейерверка 7 сентября 1775 года в недавно приобретенном императрицей имении, названным Царицыно. Вечером этого дня «после обеда Екатерина II смотрела фейерверк в окружении 30 иностранных министров». Атмосфера праздника далекого XVIII века воссоздается с помощью современных технологий и оборудования.
Со временем изображения фейерверков и иллюминаций стали предметом коллекционирования, благодаря чему многие гравюры сохранились в музейных и частных собраниях.
Экспонаты для выставки «Царские потешные огни» предоставили Российская государственная библиотека, Государственный музей А.С.Пушкина и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Представлены и предметы из собственных фондов Государственного музея-заповедника «Царицыно».
Выставка продлится до 19 мая 2015 года.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета для взрослых 350 руб. Есть льготы.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com