?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В мультимедиа арт музее, Москва проходит выставка «Традиция и Каприз», посвященная французской фотографии. Творчество знаменитого французского фотографа, карикатуриста, писателя и воздухоплавателя Гаспара Феликса Турнашона (фр. Gaspard-Félix Tournachon, 1820-1910), известного миру под псевдонимом Надар, а также его сына и преемника — Поля Надара (1856-1939) предстанет перед вами в выставочном зале. Экспозиция создана на основе архивов французской Медиатеки архитектуры и культурного наследия (Médiathèque de l’architecture et du patrimoine), в которой хранится множество негативов Феликса и Поля Надаров.
Феликс Надар. Поль Надар. Ок. 1870. Современная альбуминовая печать.

Феликс Турнашон обязан своим успехом портретам самых ярких представителей парижской богемы, прославившим его фотоателье в годы Второй империи. И многие фотографии знаменитых людей, которые мы так часто видим в интернете, сделаны в фотоателье Надара.

Феликс Надар. Гектор Берлиоз. 1859. Современная альбуминовая печать.

Гектор Берлиоз, или Луи-Эктор Берлиоз (фр. Louis-Hector Berlioz, 11 декабря 1803, Ла-Кот-Сент-Андре — 8 марта 1869, Париж) — французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма. Член Института Франции (1856). Им была написана кантата «Греческая революция» — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных произведений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданные грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий).

Альбуминовая печать — технология для получения фотографических изображений, предложенная в 1850 г. Луи Дезире Бланкар-Эвраром (фр. Louis Désiré Blanquart-Evrard). Технология была первым коммерчески успешным методом печати на обычной бумаге c исходного негатива. Этот метод, основанный на использовании альбумина из белков яиц для закрепления фотохимикатов на бумаге, стал доминирующим способом получения позитивов с 1855 г. и вплоть до конца XIX века
Феликс Надар. Джузеппе Верди. 1867. Современная альбуминовая печать.

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813 года, Ронколе близ города Буссето, Французская империя — 27 января 1901 года, Милан, Италия) — итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Композитором созданы 28 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Аида», «Отелло», «Фальстаф».
Феликс Надар. Александр Дюма, отец. Ок. 1860. Современная альбуминовая печать.
Александр Дюма (фр. Alexandre Dumas, père; 24 июля 1802, Вилле-Котре — 5 декабря 1870, Пюи) — французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом. Поскольку его сын также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при его упоминании часто добавляют уточнение «-отец».
Феликс Надар. Шарль Бодлер. Ок 1860. Современная альбуминовая печать.

Шарль Пьер Бодлер (фр. Charles Pierre Baudelaire , 9 апреля 1821 года, Париж, Франция — 31 августа 1867 года, там же) — поэт и критик, классик французской и мировой литературы.В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла» («Fleurs du mal»), шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания. Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышла и ещё одна поэтическая книга Бодлера «Поэмы в прозе», не оставившая после себя столь значительного следа, как осужденная книга поэта. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе. В 1861 вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором.
Феликс Надар. Феликс Надар. Ок 1860. Современная альбуминовая печать.

Надар обратился к фотокамере благодаря театру — он был театральным драматургом. Как художник, он был весьма уважаемым портретистом. В 1854 году Надар выпустил в свет «Пантеон Надар», огромную литографию, составленную из 240 карикатур, первую из запланированных четырех подборок. Он пришел к той же мысли — сначала сфотографировать своих клиентов, а уж потом рисовать карикатуры. Но в солидных томах «Галереи современников» появились не карикатуры, а великолепные репродукции портретов литераторов и других известных людей, сделанные с отличных репродукций оригинальных фотографий Надара. Он писал: «Фотография — замечательное открытие… Теория может быть изучена за час, основы техники за день… Но чему нельзя научить — это чувству света. То, как свет падает на лицо, вы должны уловить сами. Чтобы получить сходство, а не банальный портрет, вы должны вступить в союз с позирующим, почувствовать его мысли и сам его характер».
Поль Надар. Примеры негативов фотоателье Надара. Лайтбокс с цифровыми репродукциями, сделанными с оригинальных негативов.

В конце 80-х годов XIX века, когда управление ателье перешло к сыну фотографа Полю Надару, благодаря появлению более совершенной фототехники, позволяющей создавать моментальные снимки, производство портретов стандартизировалось и встало на коммерческие рельсы. Демократичные фантазии Надара-младшего сменили вдохновенную суровость Надара-старшего, активность сына затмила творчество отца. Однако их роли в истории несопоставимы. Феликс был величайшим художником. Поль — предпринимателем, сумевшим адаптировать коммерческую деятельность ателье к глубоким изменениям в обществе. Между 1850 годом и так называемой «прекрасной эпохой» визуальные каноны полностью изменились: произошел переход от экспериментальной фотографии к коммерческой практике. Поменялось и само окружение: романтическая богема уступила место Парижу водевилей.
Поль Надар. Сара Бернар (в образе Леди Макбет) в «Макбете», Театр де ля Порт Сент-Мартен. 1884. Цифровая печать.

Сара Бернар (фр. Sarah Bernhardt; урождённая Генриетт Розин Бернар, фр. Henriette Rosine Bernard; 22 октября 1844, Париж, Франция — 26 марта 1923, там же) — французская актриса, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».
Поль Надар. Сара Бернар, господин де Макс и мадмуазель Дешам в спектакле «Жизмонда», театр «Возрождение». 23 ноября 1894 года.

Фатоателье Надара посещает всебольше и больше женщин, в основном это представительницы театрального мира. Главынми клиентами становятся кумиры сцены. Они – вопрлощение новой модели социального успеха. Главной моделью для Надара становится Сара Бернар. Она задействует костюм, жест, выражение лица, а порой даже разыгрывает сцену из спектакля пред фотоаппаратом.
Поль Надар. Мадам Сарольта, Парижская опера. Ок. 1888. Цифровая печать.

Поль Надар. Клео де Мерод. Парижская опера. 30 октября 1894. Цифровая печать.

Клео де Мерод (фр. Cléo de Mérode, полное имя Клеопатра Диана де Мерод, англ. Cléopatra Diane de Mérode; 27 сентября 1875, Париж — 11 октября 1966, там же) — французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи. Дочь австрийского художника-пейзажиста Карла Фрайхерра де Мерод ( 1853-1909) из старого и знатного бельгийского (точнее голландского) рода ван Мерод, связанного со многими аристократическими семействами Европы. Среди многочисленных поклонников Клео де Мерод был бельгийский король Леопольд II, о чём рассказано в мемуарах танцовщицы (посвящённые в эту историю парижане за глаза дразнили короля Клеопольдом).
Поль Надар. Сцена из спектакля «Если как следует захотеть» по пьесе Жоржа Фейдо, Театр Пале-Рояль. 1892. Цифровая печать.

Дальше пойдут портреты заслуженных господ. И каждая фотография просто праздник для фалериста. Первый товарищ даже перещеголял любимого Леонида Ильича, на наш взгляд.
Поль Надар. С.М. Эмин Паша, великий визирь Персидского шаха. Ок. 1889. Цифровая печать.

Поль Надар. Генерал Габриэль Валенси. Ок. 1895. Цифровая печать.

Поль Надар. Маршал Франсуа Канробер. 1887. Цифровая печать.

Франсуа Сертен Канробер (фр. François Certain Canrobert; 27 июня 1809 — 28 января 1895) — французский военный деятель, Маршал Франции (18 марта 1856 года), сенатор (17 августа 1855 года). Во время Восточной войны 1853—1856 годов командовал с 23 февраля по 26 сентября 1854 года сначала 1-й пехотной дивизией, затем, после смерти маршала Сент-Арно, принял 26 сентября главное командование над французской армией под Севастополем. Во время франко-прусской войны 1870 года, с 17 июля 1870 года командовал VI корпусом Рейнской армии, 12 августа отказался принять общее командование Рейнской армией. С 28 октября 1870 по март 1871 года был в плену до самого заключения мира.
На шее у маршала Франции находится знак ордена Королевства Италии - Высший орден Святого Благовещения или Орден Аннунциаты (итал. Ordine Supremo della Santissima Annunziata) — высший орден Савойского дома и Итальянского Королевства. Орден перестал признаваться в Италии после падения монархии и изгнания короля Умберто II, однако сохранился как династический орден и продолжает вручаться королём и его наследниками в изгнании.
Поль Надар. Генерал Михаил Анненков. Ок. 1891. Цифровая печать.

Михаил Николаевич Анненков (23 апреля 1835 — 9 января 1899) — русский генерал, строитель Закаспийской железной дороги. В 1871 году, во время франко-прусской войны, был послан в прусскую армию. Возвратясь из командировки, издал брошюру: «Заметки и впечатления русского офицера». Особенное внимание уделил вопросу о применении железных дорог к военному делу. В 1875 году Анненковым была представлена записка относительно состояния и силы железных дорог России. Ввиду предстоявшей войны с Турцией записка эта вызвала учреждение комиссии для исследования железнодорожного дела в России.
Поль Надар. Генерал Гастон Александр Огюст де Галифе. Ок. 1893. Цифровая печать.

Гастон Александр Огюст де Галифе, (фр. Gaston Alexandre Auguste de Galliffet; 23 января 1830, Париж — 8 июля 1909, Париж) — маркиз, французский кавалерийский генерал, военный министр (1899—1900 годы), известен как создатель брюк галифе. Во время Крымской войны 1853—1855 годов в штабе генерала Боске отправился в Крым и за отличие в одном из штурмов Севастополя был награждён Орденом Почётного легиона. После Седанской капитуляции попал в плен и был отправлен в Кобленц, где пробыл до марта 1871 года. По заключении мира командовал бригадой версальских войск при защите Парижа и отличился при подавлении Парижской Коммуны, где действовал с такой энергией и решимостью, что заслужил упрёки в расстреле невиновных. В 1899 году он принял портфель военного министра в кабинете Вальдека-Руссо и несмотря на преклонный возраст проявлял необычайную энергию и воодушевление, особенно тогда, когда дело касалось кавалерийских вопросов. В 1901 году подал в отставку вместе со всем кабинетом министров. Галифе пользовался репутацией выдающегося кавалериста. Среди прочего он постоянно высказывался за необходимость вооружения драгун пикой, наподобие германской кавалерии. По его указанию французская кавалерия была снабжена рейтузами особого покроя, известными ныне под названием «галифе».

Галифе́ (от фр. Galliffet) — брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бёдрах. Русское название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе (1830—1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями.

Вот такая экспозиция работает в Московском доме фотографии. Одни здесь смогут увидеть искусство фотографии и его развитие, а для других это прикосновение к истории Франции, истории мировой литературы, музыки и театра. Ждем вас на выставке.

Выставка продлится до 26 апреля 2015 года.

Адрес: ул. Остоженка, д. 16. Проезд до ст. м. Кропоткинская. Карта тут.
Время работы: вторник-воскресенье с 12.00 до 21.00
Понедельник – выходной день.
Цена билета для взрослых 400 руб. Есть льготы. Подробности тут.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com