?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Как всегда по средам мы предлагаем вам окунуться в очередное виртуальное путешествие. На этот раз соверменные технологии перенесут нас в град Свияжск.

Свияжск.

24 мая 1551 год в Неделю всех святых Шигалей вместе с воеводами и русским войском приплыли по реке Свияга на кораблях и вышли на один из берегов, на возвышенное место. Здесь они начинают вырубать лес для основания города. В этом месте они служат водосвятный молебен, а затем обходят с крестным ходом и окропляют святой водой места для стен будущего города. Затем начинают строить стены города и закладывают храм во имя Рождества Богородицы и Сергия Радонежского. Город построили за 4 недели. Местные жители начинают приезжать к воеводам в новый город и просят, чтобы государь Иван Грозный дал им подданство. Царю Ивану посылают доклад о том, что князь Петр Серебряной убил многих казанцев, при этом понес незначительные потери, также царю сообщают о том, что строят новый город и местные жители («горние люди») хотят служить русскому царю. Получив это известие, для решения всех вопросов царь Иван посылает дворецкого своего Шабаса князя Шамова, бояре же посылают Ивана Феодорова сына Шишкина.

Построение Свияжска. Фрагмент иконы.

В 1551 крепость была собрана за 4 недели из деталей, заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге. Построенный вскоре город стал базой русских войск при осаде Казани в 1552 году. В середине XVI века Свияжская крепость превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы. В 1719 году город становится центром Свияжской провинции Казанской губернии, в 1781 году — уездным городом Свияжского уезда Казанского наместничества (с 1796 года вновь губернии).

На территории острова располагается два монастыря Иоанно-Предтеченский монастырь и Богородице-Успенский мужской монастырь.

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь – древний монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. До революции был женским, ныне – подворье мужского Свияжского Успенского монастыря (обе обители находятся на острове Свияжск в 30 км от Казани). Женский монастырь в Свяжске основан одновременно со строительством города в 1551 году при Рождественской церкви. Монастырь основан одновременно со строительством города в 1551 году. Тогда же была собрана деревянная Троицкая церковь. Монастырь был первоначально населён монахами из подмосковного Троице-Сергиева монастыря, который и в дальнейшем осуществлял опёку над Свияжским монастырём. При создании царским указом монастырю были выделены село Городище, деревни Кильдяево и Агищево, леса по реке Услоне, рыбные ловли, мельница. Монастырь активно строился. В 1604 году была построена сохранившаяся до сих пор Сергиева церковь с Сергиевым и Никоновским приделами, в подклете церкви помещались монашеские кельи. В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был закрыт. Монахи, книги и архив были перемещены в Троице-Сергиев монастырь.

Троицкая церковь.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь основан в конце XVI в. (точная дата неизвестна). Существовал как женская обитель при приходской церкви Рождества Христова, до XVIII в. назывался в источниках то Рождественским, то Иоанно-Предтеченским. Ни первоначальная Рождественская деревянная церковь, ни воздвигнутый позднее кирпичный храм не сохранились. Монастырь не имел собственных земельных владений и жил скромно на государственные субсидии и подаяния. Город Свияжск и строения монастыря страдали от пожаров. После пожара 1775 года, уничтожившего строения монастыря, ему были переданы пустующие постройки бывшего мужского монастыря. С этого начался новый этап в истории обители, когда она достигла максимального расцвета. Монастырь получил существенную государственную дотацию. После этого в монастыре были построены многие кирпичные хозяйственные и жилые постройки. В 1796 году к Сергиевской церкви пристроен Иоанно-Предтеченский придел и колокольня.
Древнейший храм не только в монастыре, но и во всём Среднем и Нижнем Поволжье – Троицкая деревянная церковь 1551 г., единственный памятник, оставшийся от первоначального деревянного града Свияжска. Он имеет уникальную культурную и историческую ценность как один из нескольких древнейших деревянных храмов России. Правда, облик его частично изменился в ходе перестроек XIX века: храм перестал быть шатровым, получил новую железную кровлю и главу, а также тёсовое покрытие. Интерьер был сильно искажён в советское время – вывезены иконы XVI – XVII вв., однако сама конструкция резного иконостаса сохранилась.

Второй по времени храм монастыря – каменный, во имя преп. Сергия Радонежского, 1604 г. Это одноглавая церковь с пристроенной чуть позже невысокой колокольней. Внутри представляет собой редкий тип одностолпного трапезного храма. На крытой паперти, справа от входа, хорошо сохранился большой фресковый сюжет: Ветхозаветная Троица с предстоящими святыми Сергием Радонежским и Александром Свирским. Фреска современна самому храму и вызывает большой интерес искусствоведов: это точная, но сильно увеличенная и перенесённая на стену копия «Троицы» Андрея Рублёва.
Собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»

Третий храм – собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1898 – 1906 гг., росписи 1914 г., архитектор Ф. Малиновский). Это самый большой и самый поздний храм Свияжска – монументальное, многокупольное краснокирпичное сооружение в т.н. Русско-византийском стиле.

Сохранилась также башня-часовня 1901 г. (ныне освящена в честь свв. Царственных Страстотерпцев) и ряд жилых и хозяйственных построек монастыря 1820-х – 30-х и 1890-х годов.

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — действующий мужской монастырь Казанской епархии Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви, (Московский Патриархат) колыбель православия Казанского края и Поволжья.

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Основателем монастыря и его первым настоятелем стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), позже ставший вторым архиепископом Казанским, (1564—1566) прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его мощи — главная святыня монастыря с 1592 года.

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь - главный православный духовно-просветительский и миссионерский центр Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении XVI—XVIII веков. По сохранившимся сведениям, типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при святителе Германе — раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве.

Никольская колокольня.
В XVI—XVIII века монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. За свияжским архимандритом было закреплено 7-е место по значимости на Руси. В землях монастыря накануне реформы 1764 г. числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых.

Успенский собор
Ансамбль монастыря представляет уникальную историко-архитектурную ценность, по которой он не имеет себе равных в Среднем Поволжье. Древнейшие его храмы — Успенский собор (1561) и Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней — признанные шедевры русского зодчества XVI века. Особенно ценен для искусствоведов Успенский собор и его фрески того же 1561 года. Это памятник в стиле псковско-новгородских храмов (предполагаемые архитекторы — Постник Яковлев и Иван Ширяй). В XVIII веке он получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, но в остальном его облик XVI века остался неизменным.

Святой Христофор с лошадиной головой. Фреска, 1561, Успенский собор, о. Свияжск

Фрески внутри собора занимают общую площадь 1080 кв. метров. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного (второй — собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле). Вообще, русскую фресковую живопись XVI века мы знаем, главным образом, лишь на примере названных соборов: сохранилось много более древних и более поздних фресок, но по XVI веку зияет большой пробел. В этом смысле, свияжские росписи являются всемирным раритетом. Наиболее знаменитые их композиции: «Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода, «Шествие праведных в рай», «Святой Христофор» (единственная в мире сохранившаяся фреска, где этот святой, согласно апокрифической версии изображён с лошадиной головой). Уникально и то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая лишь райские обители.

Отправиться в виртуальное путешествие можно здесь и здесь ( съемка 2009 года).


Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
tommydom
Mar. 25th, 2015 08:44 pm (UTC)
Глядя на Свияжск, припоминаешь Пушкина: ""В свете ж вот какое чудо: остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, с теремами и садами..." Спасибо за путешествие!
mayak_parnasa
Mar. 25th, 2015 09:24 pm (UTC)
Мы рады, что вам понравилось)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com