?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Большом дворце ГМЗ «Царицыно» открылась постоянная экспозиция, переносящая нас в более чем двухсотлетнюю эпоху когда дворцы были руинированы и представляли из себя загадочные и романтичные руины. Экспозиция так и называется «Воспоминание о великой руине». Уже не все помнят решетки на окнах разрушающегося дворца, куда при должном старании можно было попасть и перед вами распахивался иной мир. Мир безвозвратно уходящего прошлого, но такого близкого и манящего. Поэтому так неоднозначно была принята реставрация дворца в 2000 году.
Макет руин Большого дворца.

Реставрация была начата еще в далекие 80-е годы XX века. Камни выпадали, металлические связи проржавели, кирпич крошился. Деревья проросли и разрушали своими корнями стены. Уже в 70-е годы власти задумались о судьбе Царицыно в целом и о руине Большого дворца в частности. И с этого момента появляются проекты по реставрации руины, где архитекторы уже начинают домысливать в своих проектах неосуществленные части дворца. Копии этих проектов можно увидеть на стенах музейного зала.

Фрагмент проекта 70-х годов

Владельцы Царицыно, российские императоры, изредка навещали усадьбу, осматривали дворец и задумывались об его использовании. Александр I собирался достроить дворец для совей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Николай I предложил «выстроить казарму или какое-нибудь училище».

Макет руин Большого дворца.

Сносить дворец не стали посчитав это делом затратным , но пошли на слом и были проданы изразцовые печи. В 1810-х годах князь Н.Б. Юсупов вывез в Архангельское колонны от портика главного входа. Местные жители растаскивали остатки полов, оконных рам, выламывали кирпич и белый камень из стен.

Макет руин Большого дворца.

В 1866 году после открытия Курской железной дороги. Царицыно получило связь с Москвой и стало источником особой привлекательности для дачников. В дачные периоды дворец не раз становился декорацией летних праздников с фейерверками, бенгальскими огнями и танцами. По свидетельству особенно хороши были иллюминированные руины, когда освещенный изнутри дворец выделялся на темном вечернем небе.

Макет руин Большого дворца.

С пятидесятых годов XX века дворец осознается как необходимость. Тогда же и появляются первые предложения по его использованию. Первым предложением было использовать дворец для Академии архитектуры СССР. В 1972 году вице-президент Академии художеств Е.В. Вучетич предложил разместить в Царицынском ансамбле Художественный институт им В.И. Сурикова.
Фрагмент. Вид Царицыно в 1796 г. Художественная реконструкция В.А. Рябова. 2004 г. Холст, масло.

Проектирование было поручено институтам Моспрект-2 и Моспроект-3, под общим началом главного архитектора Москвы М.В. Посохина. В основу был положен осуществлённый вариант Большого дворца с добавлением богатого убранства кровли и башен согласно первоначальному замыслу М.Ф. Казакова.

Фрагменты белокаменного декора Большого дворца. Последняя треть XVIII века. ГМЗ «Царицыно».

В 1984 году, после образования музея, в руину пришли реставраторы. В первую очередь они занялись неотложными противоаварийными и консервационными работами. В конце 1996 года финансирование работ было прекращено. Но фасады здания после реставрации выглядели очень привлекательно, что позволило надеяться на сохранение дворца в виде «великой руины».
Фрагменты белокаменного декора Большого дворца. Последняя треть XVIII века. ГМЗ «Царицыно».

После передачи Царицыно в московское подчинение, начался новый этап в жизни всего комплекса. И стародавняя идея реставраторов о торжестве исторической справедливости – «закончить то, что было задумано мастерами конца XVIII века» (В.Я. Либсон, 1975) оказалась близка к осуществлению. В конце 2007 года Большой дворец распахнул свои двери для публики. И хотя реставраторы спасли все, что осталось от «великой руины», но авторы проекта при достройке здания пошли по пути соединения осуществленного и первоначального проектов казаковского дворца.
Блюдо овальное. Завод Попова. Россия. 1820-е гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение.

Строители заменили черный цвет кровель на светло-зеленый. На башнях установили отлитые из композитных материалов ажурные парапеты и шпицы с золотыми звездами. Полностью были домыслены интерьеры дворца, так появились Екатерининский зал , блистающий золотом и статуей императрицы, работы А.М. Опекушина, выполненной им в 1896 году для Московской городской думы.
Люстра в Екатерининском зале.

О руине сегодня напоминают только законсервированные фрагменты фундаментов дворца М.Ф. Казакова и В.И. Баженова, да обнаженная кирпичная кладка одной из стен с основанием печей. Сохранены в первоначальном виде так же и опорные столбы в двух откопанных подвальных помещениях.

Но память о руине еще хранится и в наших сердцах и в новой экспозиции музея, где фотографии, музыка и видео ряд на мониторах возвращают нас во времена прогулок между разрушающихся стен дворца. А те самые решетки, загораживающие проходы и строительные леса, которые заволкаивали дворец своей сетью долгие годы, снова стоят здесь как напоминание о тяжелой судьбе разрушающегося дворца
Миракль в готическом стиле. Мастерская Герена. Франция. 1820-30-е гг. Бронза, слюда, бумага, золочение, сборка, литье.

В начале 90-х дворец снова стал использоваться как огромные декорации, и если раньше здесь устраивали иллюминации, то теперь здесь проходили представления называемые новомодным словом перфомансы. Именно музыку из одного такого чародейства под названием «Музыка руин» вы и услышите в залах музея. И фотографии, фотографии - образы уже далекого прошлого будут проходить перед вами.
Фрагмент. Миракль в готическом стиле. Мастерская Герена. Франция. 1820-30-е гг. Бронза, слюда, бумага, золочение, сборка, литье.

Вы сможете сравнить растительный мир сегодня с растениями из гербария XIX века собранного на территории удивительно парка. Увидеть победу мира природы над творением рук человеческих. Прекрасное запустения этого удивительного место уже никогда не вернется. Но время идет и мы рады, что дворец стал музеем. И что любовь москвичей не оставила это изумительное место. А сотрудники музея хранят память о своей драгоценности и радуют нас своими замечательными выставками и фестивалями.
Вазы. Завод братьев Гулиных. Вторая четверть XIX века. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка.

Цировка – гравировка, нанесение рисунка на матовом золоте с помощью специального агатового карандаша.

Подошел к завершения наш рассказ из серии "на волне нашей памяти", приходите и вы в музей посмотреть как изменилась жизнь дворца и вспомнить время проведеное под тенью его руины.



Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета для взрослых 350 руб. Есть льготы.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com