?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Малом выставочном зале музея-заповедника "Измайлово" открылась выставка "Воздушные узоры. Кружевоплетение в России". На ней представлены уникальные образцы русского коклюшечного кружева XIX – начала ХХ веков из коллекции Галины Владимировны Новиковой и предметы из фондов музея-заповедника (МГОМЗ).

Столик с кружевными дамскими принадлежностями.

Выставка открывает взору посетителей великолепное многообразие кружев, его видов, а также, возможностей его применения. Ведь кружевом можно украсить платье или чепец, отделать скатерть, салфетку или платок, кружевными могут быть веер, шаль  или перчатки, да мало ли ещё простора для фантазии!
А какие существуют романтичные версии возникновения самого слова "кружево" - так называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей. Русское название этого изделия родственно слову "кружить". Когда-то слово "кружево" и писалось как "круживо". Может быть, так указывалось его назначение: "окружать" нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Возможно, имелось в виду "кружение" повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с преставлением о снежном "кружеве" метели, столь хорошо знакомом русскому человеку.

Кружево мерное. Россия.
Начало XX века. Лён; кружево коклюшечное.

Первое кружево на Руси стали плести в Москве в Мастерской палате в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.
В XVIII веке преобразования Петра I внесли изменения и в русский быт. В моде стало всё европейское. Влияние запада сказалось и на кружеве, появилось нитяное плетение. В украшении мужской и женской одежды нового покроя, а также в оформлении интерьеров стало использоваться «заморское» кружево, спрос на которое увеличивался с каждым днем. Представьте себе изящную даму, в пышном платье, отделанном кружевом. Полюбуйтесь на огромное многообразие кружевных лент. Вообразите себя этой дамой, выбирающей в лавке то самое, единственное, которым вы бы ъотели украсить своё платье.

Кружево мерное.
Россия. XIX век. Лён; кружево коклюшечное.

Русские мастерицы не только перенимали лучшие традиции Запада, но и создавали свое направление, сочетавшееся с традициями народной вышивки, ткачества. Творческие находки русских мастериц настолько самобытны, что плетеное кружево вошло в общую историю культуры под названием «русское кружево». Наряду с геометрическими, возникают орнаменты с растительными мотивами.

Чепчик.
Начало XX века. Розовый шёлк; кружево машинное.

В XVIII веке крестьяне, украшавшие дворянский быт своими изделиями, выплетали кружева из привычного материала - льняной нитки. В помещичьих усадьбах России для плетения кружев широко использовался труд крепостных девушек. Помещики отдалённых губерний нередко посылали своих крепостных учиться плести кружево не только в поместья, где уже имелись кружевные мастера, но даже в Москву и Петербург.

Кофта. Россия.
Конец XIX века. Ткань, мулне; вышивка, кружево.

В конце XVIII - начале XIX века появляются крепостные мануфактуры по производству кружев. Небывалое распространение моды на тонкое кружево в одежде различных сословных групп способствовало развитию мастерства у крепостных мастериц.

Кружево мерное.
Россия. XIX век. Лён; кружево коклюшечное.

В быту и одежде дворян чаще всего использовались плетёные кружева из шёлковых ниток с золотисто желтоватым отливом - так называемые "блонды". Искусство плетения блонд ценилось высоко. После отмены крепостного права плетение кружев перерастает в промысел, и их производством занимаются не только бывшие крепостные мастерицы, но и горожанки, крестьянки, вынужденые искать дополнительный заработок. Появляется большой спрос на коклюшечные кружева.

Платье. Россия, Елец.
XIX век. Лён; коклюшечное кружево.

Вещь могла быть не просто отделана кружевом и но и целиком сплетена из него. А так как работа это трудоёмкая и дорогостоящая, то позволить себе подобное платье могла далеко не каждая женшина.

Платье. Россия, Елец.
XIX век. Лён; коклюшечное кружево.

Несмотря на ограниченные возможности плетения, мастерицы разным мест находили своё решение, каждой из них были присуща свой стиль, свои особенности и традиции. На воздушном фоне, тонком, как паутинка, или замысловатом, прихотливо вьётся волнистая линия, разбросаны фигуры узоров. Они то плавно перетекают в ажурную решётку, то контрастно выделяются на ней.

Валик, сколок и коклюшки с фрагментом многопарного кружева.
СССР, 1980.
Никуда не ушло кружево и в советское время. Да и в наше есть ещё рукодельницы, умеющие создавать подобное чудо своими руками. И хотя нам уже давно привычнее стало кружево машинное, но нет ничего прекраснее изделия ручной работы, в которое вложена фантазия и любовь мастерицы.
Выставка дополнена подробными описаниями, позволяющими лучше узнать историю кружевоплетения и видеороликом, любезно предоставленным телеканалом «Интересное ТВ», рассказывающим о создании коллекции кружев Г.В. Новиковой.

Выставка продлится до 27 сентября 2015 г.

Адрес: музей-усадьба Измайлово, Малый выставочный зал, городок им. Баумана, д. 2, стр.14. Проезд до станции метро «Партизанская».
Время работы: вторник – пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00-19.00 (в летний период), 10.00-18.00 (в зимний период)
Понедельник - выходной день.
Цена билета: взрослый - 100 руб, льготный - 50 руб.
Каждое третье воскресенье месяца - вход бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
judge_driss
Jun. 24th, 2015 11:12 am (UTC)
Красота
mayak_parnasa
Jun. 24th, 2015 11:34 am (UTC)
Да. Это один из любимейших моих видов выставок. Кружева, платья, изящные вещицы. Часами бы любовалась.)
judge_driss
Jun. 27th, 2015 07:01 am (UTC)
У каждого своё увлечение)
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com