?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее открылась выставка «Креститель Руси» приуроченная к дате 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Здесь гости музея смогут увидеть артефакты той далекой эпохи и предметы, которые связаны с почитанием равноапостольного князя в течение всей нашей истории.
Фрагмент. Икона «Владимир равноапостольный князь» (из деисусного чина). Новгород.
Первая треть XV в. Дерево, левкас, темпера. Государственная Третьяковская галерея.

В годы его правления состоялась попытка создания единого пантеона славянских богов, а в последствии и принятие христианства по греческому обычаю, что обусловило цивилизационный выбор Российского государства. Первые монеты, знаменитые златники и сребреники, так же начали чеканиться при нем. Именно на этих монетах можно увидеть прижизненное, кончено схематичное изображения князя.

Сребреник. Древнерусское государство. Конец X – начало XI вв. Серебро; чеканка.

Серебрянные монеты, появились почти одновременно с золотыми выпусками. В их оформлении использовались те же элементы, что при чеканке златников: изображение князя, христианские символы, «знак Рюриковичей». Златник, первая русская золотая монета, чеканка которой началась в Киевской Руси после принятия в 988 г. христианства в качестве государственной религии. Чеканка златников прекратилась после смерти Владимира Святославича.
Перстень со знаком Рюриковичей. Киев. IX-XII вв. Серебро; литье, гравировка.
Из клада, найденного в киевском Михайловском Златоверхом монастрые.

Подвеска со знаком Рюриковичей. Киев. IX в. Бронза, литье.

В экспозиции отведено место и языческим артефактам. Редкая возможность увидеть фигурки идолов, которым поклонялись наши далекие предки. Древнерусское язычество известно в основном по археологическим материалам и сочетало в себе элементы славянской, скандинавской и финно-угорской традиций. Вы сможете увидеть гривны с молоточками Тора, лапы глиняные, жреческий жезл и многое другое.
Предметы вооружения древнерусского война. Конец X - первая половина XI в.

При раскопках кургана «Гульбище» (вторая половина X в) Д.Я. Самоквасовым в 1872 г. были обнаружены погребения мужчины (видимо воина-дружинника), женщины, коня, а так же различные предметы, сопровождающие языческий обряд кремации.
Рукоять меча, навершие меча. Новгород. Конец X - первая половина XI в.

Впервые имя малолетнего князя Владимира упоминается в «Повести временных лет» за 969 год, когда Киев осадили печенеги из причерноморских степей. После смерти отца Владимира князя Святослава разгорелась междоусобная война между братьями, победителем из нее при поддержке Новгорода вышел Владимир, став в 978 году киевским князем. Конечно самым известным историческим событием связанным с Владимиром является принятие крещения сначала самим князем и дружиной, а потом и всей страной. По одной из версий это событие произошло в Херсонесе.
Фрагмент. Створка складня (правая): «Святые Апостол Петр, архангел Гавриил, святитель Николай».
Византия. XI-XII вв. Слоновая кость, дерево; резьба, гравировка
.

Из Херсонеса Владимир вернулся, не только приняв христианство, но еще и с женой – византийской принцессой Анной. Так же в Киев привезли мощи святых Климента и Фива, священные сосуды и иконы.
Икона керамическая «Святой Георгий». Византия. Никомедийские катакомбы. X-XI вв. Глина, глазурь.

После уничтожения языческого капища князь поставил на его месте небольшой храм в честь святого Василия, своего небесного покровителя. Центральным же собором в городе стала Десятинная церковь. Возводить ее начали приглашенные греческие мастера в 991 году на месте гибели христиан-варягов. Храм был заложен в 996 году и 12 мая того же года освящен. Летописи называют храм церковью Пресвятой Богородицы без уточнения, какому именно из богородичных праздников храм посвящен. Свое народное название – Десятинная – храм получил благодаря клятве Владимира отдавать десятую часть своих доходов на его возведение.
Фрагменты смальты. XI –XII вв. Камень, стекло; резьба, полировка, золочение.

В 1000 году в храм перенесли мощи княгини Ольги, а в последствии похоронили и князя Владимира. Десятинная церковь погибла во время монгольского нашествия.
Фрагменты фресок Десятинной церкви. X-XIII вв. Государственный Эрмитаж.

Голосник. Новгород. Начало XII в. Глина обожженая, графити. Происходит из новгородского Софийского собора.
Государственный Эрмитаж.

Голосник— керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки. Использование в кладке голосников с их сферической пустотелой формой (в отличие от кирпича и камня) значительно облегчает давление на несущие части здания, в частности на своды, как наиболее хрупкие элементы постройки. Кроме того, опять же благодаря пустотелости, они призваны повысить акустические свойства возводимого помещения. «Резонаторы» (голосники) использовались и в западноевропейском средневековом строительстве, но наиболее раннее применение отмечается византийском зодчестве.
Алтарные преграды. Италия. X-XI вв. Мраморный известняк.

Алтарная преграда – барьер, который отделял алтарь от остального храма. Состояла из колонок, между которыми снизу были установлены мраморные плиты, а сверху положена балка. С XII века алтарные преграды стали изготавливаться из дерева. На Руси, вероятно, это делали и раньше.
Алтарные преграды. Италия. X-XI вв. Мраморный известняк.

А посмотрите, какими диковинными зверьми украшено тябло иконостаса. Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус алтарной преграды, на которой устанавливаются иконы в иконостасе.
Фрагмент. Тябло иконостаса. Русский Север, Кемь. XIII в. Дерево; резьба

Фрагмент. Тябло иконостаса. Русский Север, Кемь. XIII в. Дерево; резьба

С принятием христианства на Русь пришли богослужебные книги, иконы. Из Византии на Русь пришла книжная традиция, навыки строительства каменных сооружений, иконописнаия и летоисчисления. Из летописей постепенно исчезают племенные названия, и уже к началу XII века можно говорить, что на территории от Карпат до Новгорода и от Буга до Оки возникла древнерусская народность, объединенная языком, культурой и верой.
Крест. Серебро, чеканка. Крест-тельник вырезан из арабской монеты (дирхема).

Славянская письменность созданная Кириллом и Мефодием существовала уже более сотни лет. Русских рукописей того времени не сохранилось, древнейшие книги дошедшие до нас (Остромирово Евангелие и Новгородский кодекс), датируются серединой XI века.

Энкалпион. Киевская Русь. XI –XII вв. Бронза; литье, гравировка.

Энкалпион — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энкалпиона помещались частицы освященной просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.

Энкалпион. Киевская Русь. XI –XII вв. Бронза; литье, гравировка.

Одним из шедевров того времени является представленная зрителю пелена. Изначально шитье было выполнено на шелковой ткани. Позднее изображения и надписи были вырезаны по контуру и переложены на более древнюю византийскую шелковую ткань ( в узоре круги с крылатыми быками, между львами и леопардами).
Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород (?), XII в. (?). Ткань – крупноузорный шелк (Византия, XI в.)
Шелк, холст, шелковые, серебряные и золотные нити; ткачество, вышивка.

Надписи выполнены уставом XI-XII вв. Пелена, вероятно, была создана в Киеве. Знаменщиком был греческий художник, а испонителями – русские мастерицы. В один из храмов Новгорода могла попасть в виде вклада Мстислава I Владимировича (княжил в Новгороде в 1088-1093 гг. и в 1095-1117 гг.)

Фрагмент. Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород (?), XII в. (?).
Шелк, холст, шелковые, серебряные и золотные нити; ткачество, вышивка.



Фрагмент. Лев. Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород (?), XII в. (?).
Шелк, холст, шелковые, серебряные и золотные нити; ткачество, вышивка.


Фрагмент. Леопард. Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород (?), XII в. (?).
Шелк, холст, шелковые, серебряные и золотные нити; ткачество, вышивка.

А вот увидеть крылатых быков на древней византийской ткани вы сможете когда придете на эту выставку. А мы продолжим наш рассказ, но уже о других экспонатах.
Фрагмент. Евангелие-апракос. Константинополь, скрипторий монастыря Одигон. Вторая половина XI в., вторая половина XIV в. Рукопись; пергамен, чернила, киноварь, темперпа, золото; миниатюры, заставки, инициалы.

Апракос (др.-греч. ἄπρακτος — не-делающий, не-дельный, праздничный) — разновидность Евангелия или Апостола, иначе именуемая «Недельным Евангелием (Апостолом)» или «Богослужебным Евангелием (Апостолом)», в которой текст организован не в каноническом порядке, установленном на Лаодикийском соборе, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели. Апракосами являются многие древнейшие славянские евангельские рукописи.
Икона «Священомученики Климент Римский, Петр Александрийский, Власий Севастийский». XVI-XVII вв.
Дерево, левкас, темпера. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Святой Климент, папа Римский, широко почитался в Древней Руси. Об этом свидетельствует «Слово на обновление Десятинной церкви» XI в. По преданию мощи святого были обретены в Корсуни (Херсонесе) около 861 года. Впослдествии они были перевезены в Рим. Часть мощей в мраморном саркофаге оставили в Херсонесе. После захвата города князем Владимиром мощи святого Климента были перенесены в Киев и положены в Десятинной церкви.
Климент I (лат. Clemens Romanus I, ум. 97, или 99, или 101) — апостол от семидесяти, четвёртый епископ Римский (4-й Папа Римский) (согласно официальной хронике Католической церкви, с 88 или 90 по 97 или 99), один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси. Почитаем в православии как один из первых христианских проповедников в русских землях. По преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни (район современного Севастополя), где проповедовал и встретил мученическую смерть.

На выставке вы можете увидеть икону «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Мы же чуть ближе покажем вам несколько фрагментов оклада этой иконы.
Фрагмент оклада иконы «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Москва 1586 г. Оклад: серебро, сапфиры, шпинель, бирюза, стекла, перламутр, жемчуг, золочение, чернение, канфарение, басма, чеканка, резьба.

На полях оклада – 16 клейм со сценами жития Дмитрия Солунского. Почитание святого пришло на Русь еще в языческие времена не позднее рубежа IX-X вв. С принятием христианства в конце X в. Дмитрий Солунский становится одним из наиболее почитаемых на Руси святых. В «Сказании о Борисе и Глебе» заступничество этих святых князей-воинов сравнивается с покровительством Дмитрия Солунского . В 1197 г. из Солуни была привезена икона святого великомученика, написанная, по преданию, на его «доске гробной». В 1380 г при Дмитрии Донском, она была перенесена в Успенский собор Московского Кремля. В Историческом музее – список с нее, вложенный боярином Дмитрием Годуновым в костромской Ипатьевский монастырь в 1586 году.
Фрагмент оклада иконы «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Москва 1586 г. Оклад: серебро, сапфиры, шпинель, бирюза, стекла, перламутр, жемчуг, золочение, чернение, канфарение, басма, чеканка, резьба.

Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узором, а также технику их изготовления издревле называют в декоративно-прикладном искусстве коротким словом - басма. В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и и переводе с тюркских языков означает "тиснение". Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Суть иx заключалась в том. что топкие металлические листы клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, по которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.
Фрагмент оклада иконы «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Москва 1586 г. Оклад: серебро, сапфиры, шпинель, бирюза, стекла, перламутр, жемчуг, золочение, чернение, канфарение, басма, чеканка, резьба.

Канфарение - вид чеканки, выполнявшийся с помощью канфарника (род тупоконечного шила). Это одна из наименее сложных и распространенных в ювелирном производстве техник декорирования изделий из драгоценных металлов. Этой техникой можно обрабатывать отлитые или откованные изделия. Предварительно поверхность изделия должна быть подвергнута шлифовке и полировке. Далее по старинной технике: изделие, помещенное на мягкое основание (песок в мешочке), украшали набивкой линий, штрихов, крошечных узоров – кружочков и звездочек.
«Крещение в России». Графическое изображение в Сборнике родословных и хронологических таблиц. Не ранее 1749 г. Бумага, чернила. Российский государственный архив древних актов.

Древнейшее изображение князя Владимира Святославича в императорском венце с подвесками и с крестом в правой руке, сохранилось на монетах. Прототипом для них послужили портреты императоров на византийских монетах и печатях. Иконописные же изображения относятся к более позднему времени, когда в конце XIV - первой половине XV века формируется основной иконографический извод образа святого князя. В последующие два века распространение получили иконы, на которых фигура князя Владимира помещалась между святыми Борисом и Глебом. Подобный извод, возможно, послужил образцом для создания иконографии других святых русских князей.

В имперское время почитание равноапостольного князя вышло за рамки только церковного. Так Екатериной II 22 сентября (3 октября) 1782 года в 20-летний юбилей своего царствования был учрежден орден Святого Владимра для награждения, как военных чинов, так и гражданских служащих.
Эскиз ордена Святого равноапостольного князя Владимира. 1782 г. Бумага, чернила, карандаш.
Российский государственный архив древних актов.


Звезда ордена с мечами I степни.


Предмет из сервиза ордена Святого князя Владимира. Московская губ., завод Ф.Я. Гарднера 1782-1785 гг.
Фарфор; надглазурная роспись, золочение
.

Сервиз был заказан Екатериной II. Рассчитан на 140 персон общей стоимостью 15 тысяч рублей и предназначался для ежегодных торжественных приемов кавалеров ордена в Зимнем дворце. Автором сервиза является Гавриил Игнатьевич Козлов - живописец, художник-декоратор, директор Петербургской шпалерной мануфактуры. Основным мотивом декора всех предметов сервиза являются знаки и лента Ордена Святого равноапостольного князя Владимира.
Предмет из сервиза ордена Святого князя Владимира. Московская губ., завод Ф.Я. Гарднера 1782-1785 гг.
Фарфор; надглазурная роспись, золочение.


Орден Святого Владимира за церковные заслуги 1957 г. Белый металл, эмаль.

Учреждён в 1957 году в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Первоначально именовался «нагрудный знак в честь святого равноапостольного великого князя Владимира» и предназначался для награждения преимущественно представителей зарубежных Православных Церквей и инославных исповеданий. Орден святого равноапостольного великого князя Владимира имеет три степени, при награждении орденом первой степени вручается знак ордена, звезда, лента и грамота. При награждении орденом второй и третьей степени вручается знак ордена и грамота. До 2004 года кавалеры ордена I степени получали только звезду.

Помимо уже перечисленного, на выставке можно также увидеть картины, гравюры, литографии и другие изоражения, связанные общей темой.

И Селезнев по оригиналу В.В. Пассека. Памятник на месте Крещения Руси в Киеве. 1840 г.
Лист из атласа «Виды и приложения к «Очеркам России». Москва, литография Кирстена, 1838-1840 гг.

Памятник крещению Руси или колонна Магдебурского права является самым старым монументом в столице Украины. Композиция расположена у подножия Владимирской горки, на нижней террасе лестницы, ведущей к набережной Днепра. Магдебургское право было даровано Киеву в 18 веке, в правление Елизаветы, дочки Петра Первого. По этому праву, все налоги, собиравшиеся с местных купцов, направлялись исключительно в городскую казну. Существует легенда, что на том месте, где находится сейчас колонна, когда-то бил священный источник, в котором князь Владимир крестил своих сыновей. Источник был почитаем всеми православными людьми, так как считался святыней, над ним строили небольшие часовни и устраивали крестные ходы. Каменная часовня, построенная на этом месте в 1802-1808 годах по проекту главного архитектора, выдающегося зодчего Киева Андрея Меленского, стала сосредоточением православной жизни Киева.
\
Н.К. Бодаревский. Святой князь Владимир. 1890-е гг. Холст, масло. Оригинал для мозаики иконостаса храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге. Государственный Русский музей.

В.М. Васнецов. Крещение Руси. Фрагмент.
1885-1896 гг. Холст, Масло. Государственная Третьяковская галерея.

В.М. Васнецову принадлежит главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора в Киеве. Им выполнены 15 композиций и 30 отдельных фигур. Он же расписал главный неф собора, в котором большое место занимают исторические композиции «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты русских князей Александра Невского, Андрея Боголюбского, а также княгини Ольги.

Один зал музея, но какая насыщенность экспонатами, редкими и удивительными. Тут и автограф Екатерины II, и древние книги, археологические находки и произведения художников. И все это связано одним человеком – князем Владимиром. Его жизнь и его принятие христианства навсегда определили судьбу нашей страны. Одно событие в далекой истории дало огромное количество отражений в последующие времена. И здесь в зале Исторического музея можно проследить историю на протяжении тысячи лет и найти глубинные связи между событиями, образами, произведениями. И первоисточником всего этого многообразия будет святой равноапостольный князь Владимир. А образ князя до сих пор находи отражение уже в массовой культуре следующего тысячелетия.



Выставка продлится до 12 октября 2015 года.

Адрес: Государственный Исторический музей, Красная пл., 1.
Режим работы: пн, ср, пт, сб, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) чт,с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00)
вторник - выходной.
Цена билета: 350 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com