?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В музее имени Андрея Рублева работает удивительная выставка «Домашнее убранство иконы: киоты и произведения декоративно-прикладного искусства XVII – начала XX века». Впервые в залах музея рассказ пойдет о почитании икон в частных домах. Здесь представлены удивительные киоты из дворянских и купеческих семей и другие предметы личного благочестия.

Киот, кивот, киоть (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег) — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон. В церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета используется греческое слово кивот.
Огромная удача, что такие прекрасные произведения искусства сохранились. Ведь после 17 года уничтожались и более удивительные вещи, а киоты не были предметом собирания музеев. Частные коллекционеры то же не сразу обратили внимание на такие утилитарные предметы. Но времена изменились и то что не ценилось еще так недавно теперь является предметом изучения и реставрации.
Киот с иконой «Избранные святые». Икона - начало XVII ; киот – первая половина XVIII века. Собрание С.Н. Воробьева.

Это один из самых ранних киотов представленных на выставке. Здесь вы сможете увидеть флемскую резьбу перенесенную с барочных иконостасов на миниатюрный киот. Флемская резьба (от нем. flämisch - фламандский) - виртуозная ажурная барочная резьба, происходившая из Голландии и Фландрии. В новой объемной резьбе преобладали натуралистические растительные мотивы, прежде всего виноградной лозы, а затем и других растений.
Киот с иконой «Успение (Киево-Печерское)». Первая треть XIX века ; икона – Киев. Собрание Ю.В. Игнатьева.

К сожалению, практически все киоты демонстрирующиеся на выставке не имеют своих первоначальных икон. Поэтому сотрудники музея тщательно подбирали образы в ныне опустевшие хранилища. И на время выставки они превратились в единое целое, снова обрели полноту жизни. Ведь киот это всего лишь украшение святого образа, дань человека почитаемой иконе.

Киот с иконой «Архангел Михаил грозный воевода» Икона – конец XVIII – начало XIX века.
Киот – вторая половина XIX века. Собрание Ю.И. Таранова.

Практически все киоты представленные на выставке сделаны на заказ/ Они отражают стили господствовавшие во времена их создания: барокко, класицизм, модерн. И конечно достаток и положение семьи.
Киот с иконой «Великомученик Федор Стратилат». Икона – конец XIX – начало XX века.
Киот – вторая половина XIX века. Изображение в навершии – начало XXI века. Собрание Ю.И. Тарасова.

Одним из шедевров представленных в залах музея является напольный барочный киот. Этот киот известен по архивным фотографиям Никольской церкви в Ростове Великом. В те времена их было два. А сейчас благодаря работе реставраторов Эрмитажа и галереи «Русская усадьба» он предстал перед гостями экспозиции в первоначальном блеске и великолепии.
Напольный киот с иконой «Воскресение Христово, с праздниками». Икона – последняя треть XVIII века, Санкт- Петербург или Москва; киот – середина XVIII века.
Фрагмент. Напольный киот с иконой «Воскресение Христово, с праздниками». Киот – середина XVIII века.

На выставке вы сможете увидеть редкий корабельный киот полностью выполненный из бронзы, узнать о том, что полковые церкви нередко покупались дворянами для обустройства церквей у себя в усадьбах и особняках. Мы же предлагаем вам полюбоваться прекрасными творения выполненными как дар святому образу.

Фрагмент. Киот с иконой «Богоматерь Казанская» 1908-1917 годы, товарищество «П.И Оловянишникова и сыновья»; эскиз киота – С.И. Вашков.

Сергей Иванович Вашков (4 (16) июля 1879, Сергиев Посад — 7 (20) ноября 1914, Москва) — русский художник, архитектор, дизайнер и преподаватель. Один из мастеров московского модерна. В 1893—1901 годах учился в Императорском Строгановском училище технического рисования, окончив его со званием учёного рисовальщика. В 1900 году проходил практику в ювелирной мастерской К. Фаберже. Ещё до получения диплома был приглашён на работу московской фирмой церковной утвари «торгово-промышленное товарищество П. И. Оловянишникова с сыновьями», где занимался обновлением дизайна производимой фирмой религиозной утвари. В 1901 году стал художественным руководителем фабрики Оловяшниковых. С марта 1914 года служил штатным преподавателем Строгановского училища.
Фрагмент. Киот с иконой «Богоматерь Казанская» 1908-1917 годы, товарищество «П.И Оловянишникова и сыновья»; эскиз киота – С.И. Вашков.

А москвичи и гости столицы так же могут увидеть диковинных птиц и зверей выполненных по эскизам Вашкова на фасаде доходного дома церкви Троицы на Грязех (Чистопрудный бульвар, 14)

Фасад доходного дома церкви Троицы на Грязех.


Киот с иконой «Господь Вседержитель». Начало XX века; икона – Москва; киот – Тлашкино (?). Музей им. Андрея Рублева, дар М.А. Покровской.


Фрагмент. Киот с иконой «Священномученик Антипа Пергамский». Киот – вторая половина XIX века. Собрание Ю.И. Таранова.


Фрагмент. Киот с иконой «Священномученик Антипа Пергамский». Киот – вторая половина XIX века. Собрание Ю.И. Таранова.

Одним из интересных видов киота, являются венчальные киоты. В старину на венчание дарились иконы, которые становились семейной реликвией. Для них и заказывались данные киоты. К концу XX века их уже можно было приобрести по каталогам в торговых магазинах.
Киот с иконами «Господь Вседержитель» и «Богоматерь Тихвинская».
1840-е годы, Москва; киот – вторая половина XVIII века. Музей им. Андрея Рублева (иконы) собрание Ю.В. Игнатьева (киот).

Но на выставке вы так же сможете увидеть и другие предметы личного благочестия. Ведь иконы со святыми соименными членам семьи, их убранство, сувениры из святых мест – все это и является предметами личного благочестия. И сейчас постепенно оно возрождается в наших семьях.

Икона «Святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский» Вторая половина XIX века, Воронеж. Музей им. Андрея Рублева


Икона «Доброчадие» Последняя треть XVIII века. Музей им. Андрея Рублева, дар М.А. Покровской.

Так именуются четырехчастные иконы, составленные из четырех рождественских композиций: Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Рождество Христово и Рождество святителя Николая. Соотнесение идеи Доброчадия с иконографией «Четыре Рождества» во многом обязано таланту Н.С. Лескова, описавшему сюжет в рассказе «Запечатленный ангел». Эти четырехчастные иконы не подписывались словом «Доброчадие», каждая композиция имела собственную подпись с названием сюжета. Несмотря на существование подобных икон с XVIII века, название «Доброчадие» закрепляется за иконографией после публикации в 1873 году рассказа Н.С. Лескова.

Фрагмент. Икона «Доброчадие» Последняя треть XVIII века. Музей им. Андрея Рублева, дар М.А. Покровской.


Складень четырехстворчатый «Распятие Христово, избранные святые». 1729, Москва. Принадлежал И.М. Головину.


Лампада. Начало XX века, Москва, товарищество «П.И. Оловянишникова сыновья». Мастер Кузьма Конов. Собрание А.Л. Кусакина.


Фрагмент. Лист из гербария «Цветы с Масличной горы» Начало XX века, Иерусалим. Собрание А.Л. Кусакина.

Вот такая выставка работает в музее имени Андрея Рублева, где гости смогут окунуться не в храмовое пространство церквей и соборов, а в уют частного дома, где есть место и тихому молению и праздничному великолепию.

«Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки. Это он ввсегда сам: другие так не умеют. Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: «Воскресение Твое Христе Спасе… Ангели поют на небеси…»<> Он ставит рядом лампадки на жестяном подносе и зажигает, напевая священное. Их очень много, и все, кроме одной, пунцовые. Малиновые огоньки спят – не шелохнутся. И только одна из детской, - розовая, с белыми глазками, - ситцевая будто. Ну, до чего красиво!» И.С Шмелев «Лето Господне».

Выставка продлится до 26 сентября 2015 года. В помещении выставочного зала Музея (Настоятельский корпус Спасо-Андроникова монастыря).

Адрес: Андроньевская площадь, д.10, станция метро Римская, Площадь Ильича, Курская. Схема проезда тут.
Время работы: понедельник, вторник, пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 18.00, касса - до 17.15;
четверг с 14.00 до 21.00, касса - до 20.15;
в среду и последнюю пятницу месяца музей закрыт.
Стоимость билета на выставку - 120 рублей. Есть льготы, подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com