?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во дворце Н.А. Дурасова музея-заповедника Люблино открылась прекрасная выставка «Рукоделие в усадьбе. Руки работали, а сердце дарит», посвященная повседневной жизни хозяев подмосковных усадеб. Эта тема раскрывается через предметы дамского рукоделия, которые красноречиво характеризуют женский мир загородной усадьбы последней четверти XVIII - первой половины XIX века.

Шаль. Россия, Саратовская губерния. Мануфактура Д.А. Колокольцова(?)
Первая четверть XIX века. Шерсть; узорное ткачество. ММУ Останкино.

На рубеже XVIII-XIX веков в дворянском обществе женщине стали отводить все более значительную роль. Теперь она выступает наравне с мужчиной и становится полноправной хозяйкой усадьбы. Она не только ведет хозяйство и воспитывает детей, но и формирует духовный мир дома, который накладывает свой отпечаток на все вокруг, в том числе и на занятие рукоделием. Все разновидности рукоделия – вышивки, точение из кости и янтаря, миниатюрная живопись выполнялись дворянками на высоком, отнюдь не дилетантском уровне. Для обучения дворянок различным ремеслам приглашались известные мастера своего дела. И работы эти, результат долгого усердия, терпения, учения и, конечно же, таланта, можно увидеть теперь в залах музея. В интерьерах подобных тем, в которых вся эта красота и создавалась когда-то.

Шаль. Россия, Саратовская губерния. Мануфактура Д.А. Колокольцова(?)
Первая четверть XIX века. Шерсть; узорное ткачество.
ММУ Останкино.

Ярким примером высоких достижений усадебного рукоделия может служить история производства великолепных тканых шалей. Мода на шали возникла ещё в конце XVIII века и была инспириравана античными мотивами в костюме, когда платья-туники из лёгких полупрозрачных тканей (муслина, батиста и т.п.) были единственной одеждой светских красавиц, уподоблявшихся античным статуям. В первый же сезон появления нарядов в античном стиле самые заядлые щеголихи прибегли к шалям, которые сделались элегантным способом защиты от холода, а к тому же и прекрасным дополнением к ампирным платьям. Привозные персидские, индийские и турецкие узорные шали, тканые из пуха тибетских коз, стоили чрезвычайно дорого, их стоимость могла достигать до 15 тысяч рублей за штуку. Такая дороговизна стимулировала местное производство. Отечественная промышленность моментально учла потребности европейской моды, и уже с начала XIX века в России наладили собственный выпуск тканых шерстяных шалей и платков. И, согласитесь, судя по представленным на выставке примерам, отечественные мастера оказались на высоте. Взгляните, какая тончайшая работа, прекрасные цвета, великолепный рисунок!

Шаль. Россия, Саратовская губерния. Мануфактура Д.А. Колокольцова(?)
Первая четверть XIX века. Шерсть; узорное ткачество.
ММУ Останкино.


Де Лабру Альфонс. Портрет дамы в белом платье с цветной шалью.
Кость, акварель, гуашь. ММУ Останкино.

Рукоделию девочек обучали с самого детства. Вот что можно было прочесть в журнале «Детское чтение для сердца и разума»: «Белизна рук служит украшением красавиц. Для сего надобно их всегда держать в чистоте и мыть свежею студёною водою. Но и это не довольно: надобно, чтоб при этом руки были как можно чаще в движении, и потому всего лучше заниматься чаще всякими женскими рукоделиями… Бабушки наши имели по большей части белые руки, коим мы удивляемся на их портретах. Они не употребляли к тому никакого средства, кроме прилежности к рукоделиям».

Кошелёк. Россия, первая треть XIX века.
Бисер, х/б нить, металл; вязание крючком, литьё, золочение.
ММУ Останкино.


Кошелёк. Россия, 1830-1840-е. Холст, бисер; вышивка. ММУ Останкино.

Среди различных «художеств», которыми занимались дворянки, наиболее модным и востребованным было искусство бисера. Благодаря разнообразной тематике, бисерные работы стали настоящей «энциклопедией жизни» знатного сословия. В отличие от стран Западной Европы, где кропотливым бисерным ремеслом занимались, как правило, профессиональные мастера – представители среднего сословия, в России это рукоделие стало достоянием преимущественно аристократок. Отсюда и чрезвычайно высокий статус русской ручной вышивки. Она приобрела столь выдающиеся художественные достоинства, что могла стать даже подарком монарху.

Кошелёк. Россия, первая треть XIX века.
Бисер, х/б нить, металл; вязание крючком, литьё, золочение.
ММУ Останкино.


Кошелёк. Россия, 1830-1840-е.
Холст, бисер; вышивка.
ММУ Останкино.

А вот выдержка из сборника узоров для вышивки «Die Neusten Fortschrite» за 1805 год: «Без сомнения искусств вышивки принадлежит к наиболее достойным и приятным женским занятиям. Утончённый вкус образованных женщин… находит в этом искусства обширную и весьма доступную сферу деятельности, а их нежные руки… следуют за велениями души направляющей работу… Никогда прекрасная женственность не выглядит так привлекательно, как во время воссоздания на натянутом полотне цветов – этих символов юности и увядания, или венков, посвящённых любви и дружбе, более ценимых их обладателями и более долговечных, чем цветы и гирлянды, похищенные у лесов и полей».

Бисерная картина "Под буряю судьбы жестокой.." Россия, 1820-е гг.
Бисер, канва, карельская берёза, груша, тиснёная бумага; вышика. МГОМЗ.



Неизвестный художник. Портрет неизвестной в газовом шарфе.
Конец 1820-го - начало 1830-х. Кость, гуашь, акварель.
ММУ Останкино.

Любовь дам к рукоделию показана ещё и через различные прекрасные рукодельные принадлежности, некоторые из которых уже не используются в наше время, а также через восхитительные по своей красоте, весьма разнообразные и редкие по конструкции дамские рабочие столики. Такие столики относились к самым изысканным предметам обстановки дворянского дома. Они могли служить украшением и парадной гостиной, и дамского будуара, и кабинета. Своим изысканным оформлением они подчёркивали изящество кропотливой художественной работы, которой занималась хозяйка.

Столик для рукоделия. Россия, первая половина XIX века.
Дерево, карельская берёза, ткань; фанеровка, резьба, столярная работа.

Из коллекции Е.С. Юровой и В.С. Васильева.


Шкатулка с бисерной вставкой на крышке "Итальянка с венком".
Россия, 1830-1840-е гг. Дерево, фанеровка, латунь; холст, бисер, вышивка.
ММУ Останкино.

Обычно такие столики делали с одним или двумя неглубокими ящиками и обязательно с откидной подушечкой для иголок. Подъёмная столешница полностью открывала внутренне устройство стола, имевшего несколько отделений для ниток, клубков, тесьмы и разнообразных рабочих принадлежностей. Среди множества вариантов особой любовью рукодельниц пользовались столики с «карманом» под столешницей, т.е. с шёлковым мешком, предназначенным для того, чтобы туда убирать не завершённое рукоделие, не смяв его. Были популярны и столики со своеобразной корзиной (или двумя корзинами) из тонких реек, побитых шёлком для хранения клубков. Другие имели под крышкой раздвижные пяльцы. Кто из рукодельниц и сейчас не хотел бы иметь такой столик?

Столик для рукоделия. 1840-1850 гг.
Красное дерево. Из коллекции А.Л. Кусакина.

Среди разнообразных по виду рабочих столиков, особой популярностью пользовался столик-бобик со столешницей в виде бобового зерна. Лёгкие и устойчивые бобики без труда передвигались к окну или дивану, за ними было удобно не только заниматься рукодельем, но и писать письма, читать книгу, рассматривать альбом. Бобики вошли в русский обиход ещё в середине XVIII века, вполне соответствуя округлостью форм господствующему тогда стилю рококо. Их удобство и красота снискали особую популярность в женском кругу, и они не выходили их употребления в течение всей первой половины XIX столетия. Их декоративному оформлению придавали всегда большое значение. Как правило, они отделывались в технике наборного дерева (маркетри). Сюжеты наборных картин были самыми разнообразными и часто корреспондировались с модными сюжетами вышивок – корзины с фруктами и вазы с букетами, гирлянды из полевых и садовых цветов, виды усадеб и романтичные пейзажи, античные руины и панорамы русских городов. Часто бобики изготовлялись по индивидуальному заказу. Признаюсь, именно столикам-бобикам уже давно отдано моё сердце. Именно такой я бы хотела иметь у себя дома, чтобы продолжать эту прекрасную традицию рукоделия, чтения и отдыха. Исключительно утончённый, изящный, действительно дамский. Просто чудо!

Столик-бобик "Souvenir D'amatie". Россия, конец XVIII века.
Наборное дерево, резьба. Из коллекции А.В. Руденцова.

Данный столик-бобик, судя по редкому сюжету, выложенному на столешнице в технике маркети, выполнен по специальному заказу для подарка даме. На его столешнице в манере "Trompe l oeil" (обман зрения) изображены принадлежности рукоделия: шпульки, крючок, игольник также и вышитый модный кошелёк в виде конверта с надписью на французском языке "Souvenir D'amatie".


Шкатулка "Palais Rouale" с принадлежностями для рукоделия. Франция, первая треть XIX века.
Сатиновое дерево, фанеровка и массив; зеркальное стекло, атлас, синель, бархат, перламутр, белый металл; инкрустация, столярная и картонажная работа, литье, полировка, золочение.
ММУ Останкино.

Столики для рукоделия относились к типу подвижной лёгкой обстановки, которую, в отличие от чинно расставленной вдоль стен гостиной золочёной мебели, могли переставлять в течение дня в разные помещения дома. В дневные часы рабочие столики ставились вдоль окна, а вечером их можно было переставить поближе к дивану. Многие дамы приезжали с рукоделием даже на званые вечера. Вспомним молодую княгиню Болконскую, которая появилась в гостиной Анны Павловны Шерер «с работой в шитом золотом и бархатом мешке».

Предметы рукоделия:
Пенал-игольница. Россия, конец XVIII века. Моржовая кость, резьба. ММУ Останкино.
Крбчок тамбурный. Россия, конец XVIII - начало XIX века. Кость; резьба, точение. МГОМЗ.
Игольница бисерная. Россия, середина XIX века. Бисер, вязание крбчком; дерево, токарная резьба. ММУ Останкино.



Щипцы для разтяжки перчаток. Россия, 1870-е. Слоновая кость; резьба. ММУ Останкино.
Чехол для щипцов. Бисер; вязание крючком.
ММУ Останкино.

В народной традиции рукоделие также было неотъемлемой частью жизни каждой женщины. Начиная с семи-восьмилетнего возраста, девочки из крестьянских семей готовили себе приданое к свадьбе. Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы, праздничная и будничная одежда. Эти предметы рукоделия тоже представлены на выставке, также как и прялки, ткацкие станки и другие приспособления, помогавшие рукодельницам в их нелёгком, но прекрасном деле.

Ткацкий стан. Костромская губерния, деревня Бабки. Начало XX века.
Дерево, пенька; резьба. МГОМЗ.

Без ткацкого стана или «кросны» не обходилась ни она изба. Домотканина была очень разнообразна – белые полотна шли на постельное бельё, полотенца, платки-ширинки, из «пестряди» - клетчатой разноцветной шерстяной или льняной ткани шилась одежда, узорным ткачеством украшали концы полотенец, столешники и детали рубах.

Самопрялка с ножным приводом. Рязанская губерния, деревня Гридино.
Начало XX века. Дерево, металл; резьба, точение, тонирование. МГОМЗ.

Самопрялка - приспособление для прядения домашней пряжи из шерстяной и льняной кудели. Маховое колесо и ножной привод значительно увеличивали скорость работы пряхи.

Примеры узорного ткачества и вышивки.

Не менее древним и широко бытовавшим приёмом декорирования одежды являлась вышивка. Мастерицы вышивали замысловатые узоры на рубахах, сарафанах, головных уборах и других предметах. Древнейшие техники вышивки – это «роспись», «набор», «перевить», «настил», «строчевые» и другие «счётные» швы. Тамбурный шов и вышивка крестом появляются позже, уже в конце XIX века, их приход связан с влиянием дворянской культуры и появлением западных образцов.

Все эти и многие другие прекрасные вещи, демонстрирующеи мастерство и фантазию мастериц, с стакой любовью их создавших можно ивидеть на выставке
Выставка продлится до 05 июня 2016 года.

Адрес: ул. Летняя, д.1, корп.1. Карта тут.
Время работы: вторник-пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота  с 11.00 до 18.00.
Выходной день - понедельник.
Цена билета: взрослый - 150 руб, льготный - 50 руб.
В третье воскресенье каждого месяца – бесплатное посещение в режиме самостоятельного осмотра экспозиций.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com