?

Log in

Previous Entry | Next Entry

На этот раз мы отвлечёмся от походов по музеям и посмотрим на труд реставраторов, благодаря одной выставке и одной книге.
Я постараюсь рассказать о реставрации одного шедевра. Прижизненного оттиска гравюры Альбрехта Дюрера «Геркулес». Данная гравюра выполнена в технике ксилографии.
Ксилография (гравюра на дереве) – древнейшая из техник механического воспроизведения изображения. Западноевропейская ксилография зарождается в мастерских резчиков по дереву на рубеже XIV-XV веков. На отшлифованную доску продольного распила наносился рисунок, линии которого обрезали с двух сторон ножами различных форм и размеров. Отсюда еще одно название – обрезная гравюра на дереве.
Альбрехт Дюрер. Геркулес. Ок. 1496 года. Печатный блок.


Альбрехт Дюрер. Геркулес. Ок. 1496 года.

Ксилография «Геркулес» относится к числу произведений, созданных Дюрером после возвращения из первого путешествия в Италию. Так в «Геркулесе» прослеживаются попытки художника использовать отдельные мотивы итальянских граверов. Образ фурии представляет собой компиляцию из двух фигур с гравюры Андреа Мантеньи «Битва морских богов».
Альбрехт Дюрер. Геркулес. Ок. 1496 года. Фрагмент.


Андреа Мантенья. Ок 1470 года. Общий вид.



Андреа Мантенья. Ок 1470 года. Фрагменты.

«Геркулес» - редкий пример подписной ксилографии в творчестве Дюрера. Необычно расположение надписи: имя античного героя в картуше в верхней части листа расположено не по центру, что позволяет предположить наличие текста.
Альбрехт Дюрер. Геркулес. Ок. 1496 г. 37,3x27.
Башкирский государственный художественный музей имени М.В.Нестерова.
Общий вид до реставрации.

Основная причина того, что значительное число эстампов, созданных в конце XV-XVI веках, оказались утрачены, заключается в особых свойствах основы, на которой печатались гравюры.
Ксилографии Дюрера печатались на высококачественной тряпичной бумаге ручного производства.
Альбрехт Дюрер. Геркулес. Ок. 1496 г.
Общий вид оборота листа до реставрации и в процессе удаления дублировочных слоев.

История бытования практически всех гравюр включает в себя наклеивание в альбом, подрезание по формату альбома. Сотни тысяч произведений не только утратили первоначальные пропорции, но и лишились части изображения.
Альбрехт Дюрер. Геркулес. Ок. 1496 г.
Фрагменты нижней части листа с частично сохранившейся монограммой художника до реставрации и оборотной стороны листа в процессе реставрации.

Данный эстамп нес на себе многочисленные следы дилетантской реставрации: многочисленные разрывы, были подклеены, утраты восполнены. Дублирование графического листа было проведено без учета совместимости характеристик авторской основы и дублировочного материала, что влекло за собой интенсивное окисление бумаги, выразившееся в значительном изменении ее тона.
Состояние эстампа переданного реставраторам было удручающе.
Альбрехт Дюрер. Геркулес. Ок. 1496 г.
Общий вид листа в процессе реставрации. На отдельных от произведения дублировочных наклейках отчетливо видны следы тонировки, мастерски выполненные ранее рестовратором-любителем, который фактически заново дорисовал утраченные фрагменты гравюры.

При работе с гравюрами старых мастеров, возраст которых исчисляется столетиями, высочайшая степень мастерства проявляется не столько в сложности технологических задач, решаемых реставратором, сколько в обратимости и деликатности реставрационного вмешательства.
Реставрации гравюры предшествовал комплекс предреставрационных исследований: проверка бумаги на кислотность и щелочность, пробы на кислотную либо щелочную среду клеевого состава.
В ходе реставрации с графического листа механическим способом были удалены поверхностные загрязнения. Далее с оборота были удалены дублировочные листы. Естественный цвет и эластичность бумажной основы были восстановлены в результате промывки произведения от продуктов окисления и распада в дистиллированной воде.
После удаления загрязнений были подклеены многочисленные изломы и разрывы, укреплены края и углы графического листа, подклеены срывы фактуры. Утраты основы были восстановлены методом долива бумажной массы.
Завершающий этап реставрационных работ – тонировки на местах восполненных утрат основы, изломов и срывов фактуры.
Альбрехт Дюрер. Геркулес. Ок. 1496 г.
Общий вид после реставрации. Реставратор О.В.Дунаева.

Вот такой огромный труд был проделан сотрудниками ФБУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центра имени академика И.Э.Грабаря».
А мой рассказ состоялся благодаря изданию «Реставрация. Ксилография Альбрехта Дюрера». В этом небольшом, но очень интересном издании есть много информации о ксилографиях Дюрера и о тяжелом труде реставраторов.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com