?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В музее-заповеднике «Царицыно» подходит к завершению выставка «Дон Кихот» в России и Дон Кихоты на троне». Экспозиция развернутая в Хлебном доме рассказывает о бытовании этого романа в России и о подражателях рыцарю печального образа. Роман Сервантаса созданный как пародия на рыцарские романы сам стал образом для подражания и возрождения романтического отношения к рыцарству и куртуазной эпохе.
Дон Кихот. По модели Ж.-Л. Готье, 1870.
Каслинский завод архитектурно-художественного литья (отливает скульптуру «Дон Кихот» с 1887). Отливка 1980-х.
Чугун, голландская сажа. Надпись на лицевой стороне подставки: «J. Gautier».
Из коллекции И.С. Иванова, президента Российского Совета по международным делам.

Но о самом романе мы рассказывать не будем, а вот об эпохах, которые вспоминали о рыцарстве и служении вспомним. Впервые роман Сервантаса был переведен на русский язык во времена Екатерины Великой. И выставка нам рассказывает об императорских каруселях – больших костюмированных праздниках, в которых принимал участие весь цвет высшего общества.
Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте. В. Эриксен. Россия, после 1762 г. Холст, масло. ГМЗ «Петергоф».

Апофизом же "донкишётсва" на троне Российской империи является правление Павла I. Именно его царствование стало попыткой воспроизвести романтические мечты о рыцарской эпохе в веке XVIII. Здесь и чудачества о поединках между государями, и увлечение орденом Св. Иоанна Иерусалимского. Прагматичная европейская политика и государственное управление никогда не терпело такого отношения к себе. Частично и эти стремления привели к трагическому апоплексическому удару в Михайловском замке.
Неизвестный художник. Фрагмент. Император Павел I. Россия, кон XVIII – нач. XIX в. Холст, масло. ГМЗ «Царицыно».

Но хотя Павел I и любил эпоху рыцарства и в политике вел бой с ветряными мельницами, то с Дульсинеями были проблемы. К концу царствования Павла его отношения с женой обострились: императрица оказалась в положении отвергнутой жены и опасалась полного развода. Очевидцы свидетельствуют о публичных унижениях Марии Федоровны супругом и даже краткосрочных «арестах». Так и представляется арест Изольды Тристаном или королева Гвиневра под стражей, да к веку XIX в рыцарство была добавлена пара интереснейших традиций.
Великая княгиня Мария Федоровна. Ж.-Л. Вуаль. Россия, 1789. Холст, масло. ГМЗ «Павловск».

Будучи великим князем Павел пленился чарами фрейлины Екатерины Ивановной Нелидовой. В свете считали, что Е. И. Нелидова сыграла основную роль в семейной драме Павла. А.Н. Вельяминов-Зернов свидетельствует: «Павел был чрезмерен во всем – и в гневе и в любви. Влюбясь в фрейлину Нелидову, он предлагал ей умертвить свою жену..».
Фрагмент. Екатерина Ивановна Нелидова. Г.Г. Шмидт, копия с оригинала Д.Г. Левицкого.
Россия, 1896 г. Холст, масло. ГМЗ «Гатчина».

На выставке вы сможете увидеть портреты и других дам, в то или иное время имевших власть над сердцем Павла I.
Также залы музея позволят вам узнать ещё много нового и интересного о времени правления непонятого императора всероссийского. Личные вещи, записные книжки, рескрипты и послания к Наполеону приоткрывают страницы истории на рубеже веков XVIII и XIX.
Печатка, вечное перо и футлярчик для графита. Принадлежали императору Павлу I.
Санкт-Петербург, кон. XVIII в. Янтарь, сталь, золото. ГМЗ «Павловск».

«В твою судьбу хочу вчитаться, но неразборчива строка. Лишь вижу цифру 19… Пока…». Этот век тоже не обошелся без романтиков на троне, увы, но следующий поклонник рыцарства ввязался в Крымскую войну и увидел крах своих идей. Почему люди себе выбирали идеалом не прекрасного монарха Людовика XI, а рыцарей без страха и упрека, почему они никогда не читают последнюю главу в этих историях? Там же все написано – все кончилось плохо для них и государства. Живой пример тому наш покойный Карл Бургундский, последний рыцарь Европы.
Фрагмент. Император Николай I. Ф. Крюгер (?). Россия, около 1852 г. Холст, масло. ГМЗ «Павловск».

Рыцарские качества души Николая Павловича в полной мере раскрылись в его отношениях с нежно любимой супругой, императрицей Александрой Федоровной. С момента их первой встречи в Берлине в 1814 году и до конца жизни супруги сохранили романтическую влюбленность и свежесть чувств друг к другу.
Фрагмент. Императрица Александра Федоровна. К. Робетсон (?). Россия, сер XIX в.. Холст, масло. ГМЗ «Павловск».

В эпохе Николая I меня всегда интересовала Царскосельская карусель проведенная в память 25-летия свадьбы Николая I. В рыцарской кавалькаде участвовала почти вся семья императора. В сопровождении герольдов и музыкантов лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка. Участники карусели были одеты в подлинные средневековые доспехи из личной коллекции императора, а сам Николай I был одет в максимилиановские доспехи.
Фрагмент. Доспех максимилиановский. Германия. Нюрберг. Первая четв. XVI в. Сталь, ковка. Государственный Эрмитаж.
Эти доспехи, которые хранились в Арсенале в Царском Селе,
надевал император Николай во время карусели устроенной в Царском Селе в 1841 г.

А вот какое описание этого события оставил воспитатель великого князя Константина Николаевича Ф.П. Литке: «Кавалерам латы были даны из Арсенала. Все это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились. Но это еще не главное: надо было видеть этих несчастных; когда они влезли на в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики, и в этом состоянии управлять лошадью. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся.»
Фрагмент. Доспех максимилиановский. Германия. Нюрберг. Первая четв. XVI в. Сталь, ковка.

Сын императора 15-летний великий князь Константин Николаевич, в тот день сделал в дневнике лишь одну запись: «Был карусель, мущины в латах, дамы в костюмах. Мы пажами. Все в восхищении».
Офицерский мундир лейб-гвардии Конного полка. Принадлежал императору Николаю I. Генеральские эполеты из золотой парчи, вензель «Н I».
Мундир – сукно; шитье золотое, медь.
Эполеты – золотая парча, бахрома из золоченой бити и канители, подбой из красного сукна.
Государственный Эрмитаж.

Выставочное пространство проводя вас через эпоху императоров и рассказывая о Дон Кихотах на троне, вдруг поворачивает на 180 градусов, несется вперёд с бешеной скоростью И вы оказываетесь перед еще одним троном, троном великого русского баса. Здесь вы сможете услышать голос Федора Михайловича Шаляпина в роли Дон Кихота, да ещё увидеть фрагменты фильма известного только профессионалам. Ведь Шаляпин в эмиграции снимался в роли Дон Кихота.
Шарж. Шаляпин в роли Дон Кихота.

Вот так залы дворца построенные как часть воспоминания об эпохе рыцарства теперь рассказывают от связях испанского идальго и его влияния на российскую историю. А сотрудники музея предлагают вам отправится в это удивительное путешествие по российской истории, открыть новые страницы и взглянуть на императоров в кругу семьи и двора, где Вергилием по этим мирам будет хитроумный испанец.
Торопитесь, времени осталось совсем не много, скоро выставка закончится.

Выставка продлится до 13 сентября 2015 года.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета: Взрослый - 350 руб, льготный - 80 руб.
Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: Взрослый - 650 руб, льготный - 200 руб.
Комплексный билет в оранжереи: Взрослый - 250 руб, льготный - 80 руб.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com