?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совсем немного времени осталось до закрытия выставки «Легенды эпохи Отечественной войны 1812 года» в музее-панораме «Бородинская битва». Вот уже более 200 лет эти легендарные события обрастают мифами, с которыми вас и познакомит эта экспозиция.

«Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?»


В стихотворных строках уже А.С. Пушкин перечислил главные сюжеты вокруг, которых не только возникали научные концепции, но и мифы и легенды Отечественной войны 1812 года. В частности в те годы никто не называл «народную войну» партизанской. Только в середине XIX века «армейские партии» и «народная самооборона» объединяются одним словом. В начале века под партизанской войной подразумевались действия небольших кавалерийских («летучих») отрядов или «партий», которые действовали в тылу и на флангах неприятеля. При этом партизанами назывались командиры отрядов, а не весь личный состав.
Чагадаев А.С. Фрагмент. По тревоге. Москва, 2013-2014 годы. Холст, масло.

Одним из таких партизан был Александр Самойлович Фигнер. Он владел несколькими европейскими языками, был бесстрашен и артистичен. Отправляясь в разведку, он без труда добывал нужные сведения, выдавая себя за воинов любой национальсти. С разрешения Кутузова пробрался в занятую неприятелем Москву, где взорвал склады с оружием.
Патент на чин секунд-майора, выданный С. Фигнеру. 21 декабря 1790 года. Санкт-Петербург. 1790 год.
Пергамен (художественный бланк), полиграфия.

В экспозиции вы сможете увидеть патенты на имя отца А.С. Фигнера. В своих походах Фигнер не брал пленных, причину такой безжалостности современники приписывали строгости отца, подвергавшего сына телесным наказаниям. Фигнер-младший утонул в реке Эльбе в 1813 году во время заграничного похода Русской армии. По преданию река выбросила его саблю на берег лезвием к неприятелю.
Патент на чин коллежского советника, выданный С. Фигнеру 19 сентября 1797 года. Гатчина. 1797 год.
Пергамен (художественный бланк), гравюра.

Несмотря на суровый нрав, старый воин гордился подвигами своего сына, послужившего прообразом Федора Долохова из романа «Война и мир». Посетители смогут увидеть на выставке впервые представленные патенты на присвоение чинов времен Екатерина II и Павла I, свидетельствующие о преемственности военных традиций.
Набор хирургических инструментов. Франция. Начало XIX века.
Мастерская Пьера-Франсуа Гранжере (Pierre-Francois Grageret).
Дерево, кожа, латунь, железо.

История навсегда связала Отечественную войну 1812 года с именем М.И. Кутузова, с чьим необыкновенным ранением было связано больше легенд, домыслов и преданий. В Русско-турецких войнах полководец был дважды получал сквозное пулевое ранение в голову: в 1774 году под Алуштой и в 1788 году у стен крепости Очаков. Но вопреки заблуждению, существующему благодаря художественной литературе и кинематографу, Кутузов долгие годы видел обоими глазами. Лишь в 1805 году, во время военной кампании, полководец «приметил, что правый глаз начал закрываться».
Чашечка на ножке для промывания глаз. Россия. Конец 1790-х годов. Императорский Стеклянный завод.
Стекло кобальтовой, покрытие золотом, роспись золотом.

С именем прославленного полководца связана еще одна легенда. На месте его смерти в 1821 году был установлен памятник. Фельдмаршал был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга, но почти сразу же среди солдат распространилась легенда что сердце фельдмаршала похоронили отдельно у Саксонской дороги, по которой уходили войска на Париж. Эта легенда получила свое продолжение в 1945 году, когда советские войска освободили город. К памятнику был поставлен почетный караул и возложен венок с изображением сердца полководца (в настоящее время он хранится в музее на Бородинском поле). Всем воинским частя, подразделением, командам и отдельным военнослужащим было приказано отдавать воинские почести. Однако вскрытие усыпальницы полководца в Казанском соборе показало, что сердце находится там же в специальном металлическом сосуде.
Боголюбов В.Т. «М.И. Кутузов» Москва. 1940-50-е годы. Фаянс, полихромная роспись, позолота.

Пожар Москвы одна из самых «загадочных» тем в русской историографии. Длительным спорам современников и историков о причинах московского пожара способствовал генерал-губернатор граф Ф.В. Растопчин, который в зависимости от настроений в обществе объявлял себя то виновником московского пожара, то отрекался от славы поджигателя.
«Наполеон смотрит на пожар Москвы 1812 года». Австрия. Начало XX века. Фаянс, роспись.

Бытует мнение, что в пожаре был заинтересован фельдмаршал М.И. Кутузов. Но замысел полководца состоял в том, чтобы «выиграть время и усыпить, сколько можно далее Наполеона, не тревожа его из Москвы». Сожжение города противоречило планам русского командования.
Гранди В.И. Фрагмент. Пожар Москвы. Москвы, 1962 год. Холст, масло.

Одна из самых устойчивых легенд – это разгром армии Наполеона с помощью генерала Мороза. Однако проанализировав данные о погодных условиях в период отсупления Наполеона из России, британский писатель Вальтер Скотт, писал: «И когда пошел снег, Наполеон стоял во главе не победоносной, а бегущей армии», к тому времени потерпевшей поражения под Тарутиным, Малоярославцем, Вязьмой, Красным.
Игра «Казаки». Неизвестный гравер. Первая половина XIX века. Бумага, офорт, раскраска.

Современный британский исследователь Доминик Левен отмечает: «В равной степени полезно было возложение вины за свое поражение на казаков…». Казаки пользовались в Европе особенным расположением: во время визита в Лондон атамана Донского войска графа Матвея Ивановича Платова ему было присвоено почетное звание доктора наук Оксфордского университета, хотя знания бесстрашного атамана, по свидетельству современников, не простирались далее элементарной грамматики.
Фрагмент. Казачка, следующая за войском. Игра «Казаки». Неизвестный гравер.
Первая половина XIX века. Бумага, офорт, раскраска.

Это наверное оказался самый интересный для нас экспонат. Представления о казаках во Франции просто восхищают. Возможно было бы неплохо переиздать эту замечательную игру. А то как-то забывать мы стали о биваке наших войск на Елисейских полях.
Фрагмент. Лагерь казаков на Елисейских полях 31 марта 1814 года. Игра «Казаки». Неизвестный гравер.
Первая половина XIX века. Бумага, офорт, раскраска.

А вот интересно верблюды в войсках были или это плод фантазии художника? Так сказать для предания восточного колорита.
Фрагмент. Лагерь казаков на Елисейских полях 31 марта 1814 года. Игра «Казаки». Неизвестный гравер.
Первая половина XIX века. Бумага, офорт, раскраска.

Один из самых красивейших домов Москвы изображен точно. Узнаете дом Пашкова?.
Фрагмент. Вид на дом Пашкова в Москве. Игра «Казаки». Неизвестный гравер.
Первая половина XIX века. Бумага, офорт, раскраска.

Конечно этот европейский конфликт не мог обойтись без карикатур на врагов, высмеивавших Наполеона и его маршалов.
Зажатие носа, или присяга Нея. «Уверяю, что пахнет фиалками».
Неизвестный гравер с оригинала Лакруа. 1815 год. Бумага, акватинта, офорт.

Акватинта (итал. aqua) — вода, итал. tinta — оттенок) разновидность офорта, собственно одна из основных его манер, приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры — самый распространённый способ «гравирования» тона в офорте. Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками — акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования.
«Бони гасят как свечу». Неизвестный гравер английской карикатуры Дж. Крукшенка 1814 год.
Санкт-Петербург, конец XIX века. Бумага, фототипия, раскраска от руки.

Вот только несколько легенд, которые мы вам приоткрыли. Чтобы узнать больше и снова попасть во времена легендарные и почти мифологические, вам придется успеть посетить эту выставку, которая уже скоро прекратит свою работу. Торопитесь!

Выставка продлится до 06 сентября 2015 года.

Адрес: Кутузовский проспект, д. 38 стр.1. Проезд до ст.м. «Парк Победы». Подробнее тут.
Время работы: с 10.00 до 18.00, четверг — с 10.00 до 21.00.
Выходной день — пятница.
Санитарный день — каждый последний четверг месяца.
Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.
Цена билета: Взрослый - 100 руб; льготный - 50 руб. Подробнее тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com