?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Главные письменные источники, которые рассказывают о древней истории нашей страны – это, конечно, летописи, жития святых, своды законов вроде «Русской правды», поучения. Такие тексты создавались специальными людьми, писались «высоким» стилем и вполне официальны. Но, скажем, история современной России, изученная только по новостям центральных каналов, передовицам газет и биографиям политиков, мягко говоря, неполна. Можно ли как следует разобраться в жизни современного человека без соцсетей и СМС? С древней историей то же самое.
Берестяной туесок, на котором тренировался мальчик Онфим.

Но историкам повезло. Очень много о жизни наших предков могут сказать короткие надписи, которые оставляли простые (и не очень) люди. Они царапали что-то на фресках храмов, на кувшинах, на полях рукописей, отправляли друг другу средневековые СМС – берестяные грамоты. В последние семь-восемь десятилетий идет активное изучение именно таких живых свидетельств конкретных людей Древней Руси. Для портала "Чердак" мы сделали своеобразный хит-парад подобных записей. Он составлен не по принципу их значимости для науки, зато показывает всю широту живого письменного материала, с которым работают современные ученые.

Гнёздовская надпись.

Первым номером идет надпись всего из одного слова. Ее нашли в 1949 году в кургане №13 под Гнёздово, около Смоленска. До сих пор среди ученых идут дебаты, как правильно прочесть и перевести надпись – единственное слово, процарапанное на сосуде для жидкости корчаге. То ли «гороушна» – горчица, то ли «гороуща» – горючее, то ли вообще имя Горунша – на похоронах в Древней Руси часто разбивали принадлежавший умершему сосуд. Загадочные царапины – древнейшая русская надпись, известная науке. Она датируется второй четвертью – серединой X века. То есть в то время на Руси многие жители уже хорошо владели кириллицей.

Владимир, а се его злато.

Эта надпись принципиально отличается от всех прочих в хит-параде. Хотя бы потому, что она сделана не от руки, а выбита на монете. На первой русской монете, которую начал чеканить Владимир Красно Солнышко, приняв христианство и пытаясь сравниться с византийскими императорами. На одной стороне златников и сребренников Владимира изображен Иисус Христос, на другой – сам Владимир Святославич и рядом надпись: либо «Владимир на столе» (в смысле – на престоле), либо «Владимир, а се его серебро/злато». Конечно же, монеты не были средством расчета, слишком мало их чеканили. Даже после смерти Владимира металлические деньги выпускали лишь Святополк и Ярослав, да еще князь Олег Тмутороканский. Монеты с ликами Христа и великого князя киевского были символом государственности, таким же, как Софийский собор в столице.

Смерть на столбе

На третьем от алтаря южном столбе Софийского собора в Киеве есть вот такое граффити (в древнерусской истории это не сделанные краской рисунки, а надписи на фреске):

ВЪ 6562
М(ЕСЯ)ЦА ФЕВРАРИ
20 УСЪПЕН
Е Ц(А)РЯ НАШ(Е)
ГО ВЪ ВЪ
(СКРЬСЕНЬЕ?)
В (Н)ЕДЕ(ЛЮ)
(МУ)Ч(ЕНИКА)
ФЕОДОРА

Это запись о смерти могущественного князя Ярослава Мудрого, строителя собора Святой Софии, скончавшегося в 1054 году. И это – самое первое сообщение о смерти князя, записанное «по горячим следам».


Автограф былинного героя.

Многие герои былин, оказывается, реально существовали (точнее, былинные персонажи «списывались» с настоящих людей). Например, богатырь Добрыня – это дядя и «правая рука» Владимира Красно Солнышко, человек, крестивший Новгород Великий. Былинный Садко – новгородский купец Сотко Сытинич, которого археологи знают по сооруженной им в 1167 году в Новгородском детинце церкви Бориса и Глеба (на ее остатках построена сохранившаяся ныне церковь Андрея Стратилата.

Софийский собор в Киеве хранит следы еще одного былинного богатыря – Ставра Годиновича. Точнее – новгородского боярина Ставра Гордятинича, о котором известно, что в 1118 году он действительно был заключен под стражу Владимиром Мономахом (по мотивам этой былины снят известный советский мультфильм). И в 1960 году было найдено его имя, которое Ставр самолично нацарапал на фреске, очевидно, скучая на службе в храме. Так что эта древняя надпись – полный аналог архетипического современного «Здесь был Вася».

«Чья церковь?»

Еще одно очень характерное граффити тоже можно увидеть в Киеве, где над Днепром возвышаются храмы красивого Выдубического монастыря. Древнейший храм в нем был построен в 1070-1088 годах и посвящен Михаилу Архангелу. Мы до сих пор не знаем, какой он был на самом деле, ибо восточная его часть рухнула в Днепр – слишком близко к обрыву возвел храм зодчий. Однако известен храм не только этим, и даже не тем, что его очень любил Тарас Шевченко. На штукатурке Михайловского собора Выдубического монастыря тоже сохранилось много граффити. Самое примечательное содержит лишь одно слово: «Всеволожа». Какое-то время думали, что это женское имя, возможно – супруги князя. Однако, учитывая, что храм построил сын Ярослава Мудрого, князь Всеволод Ярославич, ученые сошлись во мнении, что эта надпись просто отвечает на вопрос: чья это церковь. «Чья? – Всеволожа!»

Разведка донесла.

Берестяные грамоты – это целый мир древнерусского человека. Со времени их открытия в 1951 году в Новгороде, только в этом городе их обнаружено больше тысячи. В грамотах повседневная жизнь новгородцев (и жителей других городов) – деловая, любовная переписка, хозйственные заметки… Однако грамота за номером 590 выбивается изо всех списков. Найденная в слоях последней трети XI века в 1981 году, она содержит всего один загадочный знак и четыре слова: «Литва въстала на Корелу». Знаменитый исследователь Новгорода, академик Валентин Янин, пишет о ней: «грамота № 590 является донесением новгородского лазутчика о начатых Литвой действиях. Текст донесения как бы спрятан внутрь берестяного свитка; разворачивая, его можно было принять за чистый, не использованный лист. Не исключено, что орнаментальный мотив грамоты действительно является тамгой автора, заменой его имени, отсутствующего в документе».

Рисунки Онфима.

Эти записи на бересте стали известны во всем мире, хотя их автор – маленький мальчик по имени Онфим. Двенадцать текстов и несколько рисунков представляют собой упражнения мальчика в азбуке и писании по складам и его художества. Мальчик исписал дно берестяного туеска, а еще изобразил себя верхом на коне, поражающим врага. И подписал: «Онфиме».


Любовь в XII веке.

Те кто хоть раз открывал бульварный роман, знают, насколько неестественными выглядят придуманные письма и слова влюбленных. Но откроем текст новгородской грамоты №752…

[Я посылала (] к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался …Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит [тебя] Бог и моя худость.

Право слово, боль брошенной девушки во все века одинакова…

А вот грамота №377:

От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев...

Надеюсь, у них все сложилось…


Загадка.

Полный бред? Ничего подобного. На самом деле, текст легко понять, читая по буквам: первую из первой строки, первую из второй, вторую из первой строки, вторую из второй. Получилось?

Невежа писал, Недума показал, а кто это читал...

Кем оказался прочитавший этот текст, хулиганистый автор грамоты XIV скромно умолчал…

Записи на полях.

До изобретения печатных станков и пишущих машинок книги писали и переписывали люди. Это был очень трудоемкий и длительный процесс. Писцы уставали, хотели есть, ломали перья – и отражали все свои тяготы на полях рукописей. Вот, к примеру, писец Филипп, живший в XIV веке, порезвился на полях книг, которые переписывал:

Погыбель перья сего – без комментариев.
Сести оужинать клюкования съ саломь съ рыбьим – очень хочется кушать. Рыбье сало – вероятнее всего, филе рыбы.
Медъ пей, а пива не пей, а пива не пей, тако глаголять святии отци, – судя по всему, самому Филиппу не досталось ни меда, ни пива.
Велика грамота в тетради сеи – прочитал переписываемое и вдохновился.


Источник.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “археология” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com