?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка «Новые поступления в собрании музея». Здесь посетители смогут увидеть экспонаты, недавно пополнившие коллекцию музея.
Неизвестный художник. Пейзаж с охотником и собакой.
XIX век. Дерево, масло. Дар Д.В. Соколова.

За прошедший год в дар музею поступило 676 предметов (разнообразных по степени мемориальной и художественной ценности, времени исполнения, видам материалов и пр.). Более ста из них можно увидеть на выставке. Картины, гравюры, предметы мебели, книги и многое другое.
Самыми интересными, на наш взгляд, являются предметы имеющие историю. Так, на выставке вы сможете увидеть портрет Крейца Киприана Антоновича, переданный музею в этом году одним из его постоянных дарителей, А.В. Руденцовым.
Портрет графа К.А. Крейца.
Конец 1830-х - 1840-е. Холст, масло. Дар А.В. Руденцова.

Крейц Киприан Антонович (Циприан-Гвальберт) (1777-1850), генерал от кавалерии, участник Отечественной войны 1812 года, Зарубежных походов 1813-1815, Русско-турецкой войны 1828-1829, Польской кампании 1831 года и других военно-исторических событий первой половины XIX века. Удивительный человек, снискавший себе славу отчаянного смельчака и героя. Его портрет кисти Дж. Доу украшает Военную галерею Зимнего дворца. Личность генерала Крейца интересна пушкинскому музею еще и потому, что он принадлежал к той самой когорте «молодых генералов», героев войны 1812 года, которые были воспеты многими поэтами того времени. Неизвестно доподлинно, были ли знакомы Пушкин и Крейц, но, возможно, что в романе «Евгений Онегин», в образе генерала, ставшего мужем Татьяны Лариной, есть и черты Крейца…
Формулярный список за 1844 год гласит: «В походах был: 1805 г., в Австрии; 1806 г., в Пруссии, в сражениях: 8 и 9 декабря, в перестрелке при р. Висле; 10, 11 и 12 — при р. Вкре, 13 — в сражении, где, «командуя двумя эскадронами Сумского гусарского полка против 12 эскадронов французской гвардии, был отрезан и, наконец, окружен, но упорно держался, сколько нужно было, дабы Таврический полк вошел в лес, отстоящий от поля битвы за 6 верст, после же прорубился чрез многочисленные ряды и был преследуем около 7 верст; спасете Таврического полка и его орудий было последствием сего сражения, в котором он ранен был легко пулею в правый висок»; 14 декабря, находясь в сражении под м. Голиминым, оказал храбрость и решительность; 1807 г., 13 января, ночью, «ударил на г. Морунген, защищаемый сильным неприятельским гарнизоном, в котором тогда находилась главная квартира корпуса маршала Бернадотта, ворвался в город, проскакал чрез него с одним эскадроном гусар и преследовал неприятеля за 4 версты, где уже сам, будучи окружен колоннами пехоты и французским 5 Конно-Егерским полком, решительно на него ударил и врубился, но был 13 раз ранен и, не принимая предлагаемой сдачи, остался между убитыми на поле битвы, с которого на другой день достался в руки неприятелю; раны его, тут им полученные, суть: четыре сильные сабельные удара в голову, два пальца на левой руке отрублены, а три на правой повреждены, правая рука ниже локтя до кости разрублена, две раны получил штыком в плечи и прострелен пулею в левую лядвею».

Его Величество Император Павел I.
Гравюра пунктиром. Санкт-Петербург, 1817. Художник Жан Анри Беннер (1770-1836)
Дар Клотильды фон Ринтелен, праправнучки А.С. Пушкина.

Особую ценность для музея имеют мемориальные предметы. Так ежегодно, ко дню рождения А.С. Пушкина, праправнучка поэта Клотильда фон Ринтелен, проживающая в Висбадене (Германия), преподносит музею подарки. На сей раз музей получил семейные реликвии, принадлежавшие младшей дочери поэта, Наталье Александровне фон Меренберг – это гравюры из альбома с портретами представителей царской династии Романовых, выполненные по оригиналам художника Ж.А. Беннера и изданные в Петербурге в 1817 году. На гравюре показанной выше вы можете увидеть Императора Павла I. А ниже изображена одна из его дочерей - Анна Павловна.

Ее Высочество Великая княгиня Анна Павловна
Гравюра пунктиром. Санкт-Петербург, 1817. Художник Жан Анри Беннер (1770-1836)
Дар Клотильды фон Ринтелен, праправнучки А.С. Пушкина.

Анна Павловна, дочь Великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны, была шестой дочерью у своих родителей и её рождение не обрадовало ни их, ни бабушку Екатерину II. «Много девок, всех замуж не выдадешь» — сказала императрица, узнав о рождении внучки. Однако, когда великой княжне ещё не исполнилось 15 лет, её руки просил Наполеон I, желая породниться с русским императорским домом и тем укрепить дружественные отношения с Россией. Но как и за год перед тем, при сватовстве Наполеона к великой княжне Екатерине Павловне, Александр дал уклончивый ответ, ссылаясь на юность великой княжны. Основным противником такого брака была императрица Мария Фёдоровна, смотревшая на Наполеона как на выскочку и исчадие революции. В 1816 году 20-летняя Анна Павловна вступила в брак с нидерландским наследным принцем Оранским (с 1840 года королём Виллемом II). Знакома была Анна Павловна и с А.С. Пушкиным, пусть и мимолётно.
На летнем празднике в Павловске 6 июня 1816 юный лицеист Пушкин преподнес наследной принцессе Оранской Анне Павловне и ее молодому супругу, принцу Вильгельму, свое торжественное стихотворение : пылкое, полное восторга военной доблестью жениха, красочно описывающее победу союзников над Наполеоном в битве при Ватерлоо. Там не было ни слова о прелестно–застенчивой принцессе Анне, однако, она тотчас выучила стихотворение, полное торжественной легкости наизусть и упросила императриц: и матушку, и невестку - как то отметить юного стихотворца, выразить ему восхищение: ей стало известно, что он написал длинные героические стансы всего лишь за два часа!
Узнать о великой княгине больше вы можете, например, перейдя по этой ссылке. А мы вернёмся к рассказу о выставке, где нас, как поклонников живописи заинтересовали изумительные картины.

Неизвестный художник с оригинала 1810-х
Амстердам. Королевский дворец на площади Дам.
Вторая половина XIX в. Металл, масло. Дар А.А. Малечкина.


Неизвестный художник с оригинала 1810-х
Бивуак казаков в голландском городе (?). Эпизод освободительной войны 1813-1815 гг.
Вторая половина XIX в. Металл, масло. Дар А.А. Малечкина.


Помните, не так давно мы показывали вам фрагмент настольной игры "Казаки", с выставки в музее-панораме "Бородинская битва", где изображён лагерь казаков на Елисейских полях? А вот они в голландском городе. Где только не воевали эти отважные воины. И где только не останавливались на постой.
Со слов Евгения Анатольевича Богатырева, директора музея А.С. Пушкина, в Голандии недавно проводилась выставка, посвящённая её освобождению от войск Наполеона Россией. Там об этом помнят значительно лучше, чем у нас. И, пожалуй, данная картина могла стать интересным открытием для прошедшей выставки. Но дар был преподнесён музею когда выставка уже закончилась. Впрочем, это ничуть не умаляет его ценности. И мы надеемся, будет проведена ещё не одна выставка, где можно будет полюбоваться этим замечательным экспонатом.
Неизвестный западноевпропейский художник (?) Укрощение коней.
Первая половина XIX века. Металл, масло. Дар Д.В. Соколова.

А вот ещё один великолепный сюжет. Это живописное полотно предназначено для музея И.С. Тургенева и пополнит его коллекцию, когда тот будет открыт после реставрации.
Для будущей экспозиции Музея И.С. Тургенева предназначен и столовый сервиз с букетами мелких цветов, полученный в дар от владельцев галереи «Русская усадьба» Д.В. Журавлева и А.Г. Стадник. Изготовленный в России на фабрике Гарднера в 1840-50 гг, в стилистике и по моде английского фарфора, он вполне соответствовал бы вкусам и потребностям В.П. Тургеневой, матери писателя, именно в эти годы жившей в доме на Остоженке. Но чтобы увидеть его, вам придётся придти на выставку. А мы же покажем вам другой сервиз. Точнее часть его.

Сервиз с аллегорическими фигурами: кофейник, полоскательница, чашки с блюдцами.
Западная Европа. 1810-е. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Дар С.В. Середы.

Какое должно быть удовольствие, пить кофе из этого сервиза. Впрочем, любоваться им, удовольствие не меньшее. И в ближайшие дни оно будет доступно всем, кто посетит выставку в государственном музее А.С. Пушкина. И мы вам очень её рекомендуем.

Не упустите шанса увидеть всю эту красоту. Выставка продлится совсем не долго. Всего лишь до 15 сентября 2015 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская»
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Цена билета: 200 руб. Есть льготы, подробнее тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
И не забудьте, 5 и 6 сентября вход в музей свободный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com