?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хочется еще раз вернуться к «Салону Старая бумага» и рассказать о нескольких экспозиция проходящих на его территории в Центральном Доме Художников. Одной из жемчужин салона является выставка акварели под названием «Русский акварельный портрет первой половины XIX века» из коллекции Сергея и Татьяны Подстаницких. Эта экспозиция погружает вас в семейный круг высшего общества XIX века. Здесь представлены 39 работ начала XIX века, в том числе работы знаменитых художников Гау, Брюловых, Соколова.
Гау Владимир Иванович. Портрет детей принца Петра Георгиевича Ольденбургского.
1849 год. Бумага, графитный карандаш, акварель; 35,6х27 см.

Владимир Иванович Гау (1816—1895) — русский художник-портретист, работавший по преимуществу в жанре акварели и, наряду с Петром Соколовым и Александром Брюлловым создавший портретную галерею высшего общества Российской Империи сер. XIX века. 1836 году получил большую серебряную медаль и звание неклассного художника. Через два года совершил поездку по Италии и Германии. Вернувшись в 1840 в Россию, получил должность придворного художника, и в течение трех десятилетий работал на семью Николая I, а также писал светские портреты.
Брюлов Александр Павлович. Портрет неаполитанской королевы Марии-Изабель.
1825 год. Бумага, графитный карандаш, акварель; 38,7х26 см.

Александр Павлович Брюллов (29 ноября 1798, Санкт-Петербург — 21 января 1877, Санкт-Петербург) — русский художник и архитектор. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств. Старший брат Карла Брюллова. Как архитектор Брюллов составил себе имя проектами зданий, строившихся в Петербурге и его окрестностях. В их числе сооружённая по высочайшему повелению обсерватория на Пулковской горе, которая строилась им одновременно со зданием штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, в Санкт-Петербурге. Свой талант архитектора Брюллов впервые выказал в воссоздании жилых помещений Зимнего дворца после пожара 1837 года. Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью.

Портрет короля и королевы Неаполитанских долгое время были известны по письмам и были сделаны во время первого путешествия братьев Брюловых по Италии. Так же было известно, что портреты понравились царствующей чете, но потом они на долгое время исчезли из поля зрения исследователей. В советское время даже была предпринята исследовательская экспедиция искусствоведов в Неаполь с целью нахождения этих портретов, закончившаяся неудачей. Эти картины были посланы королем Неаполя своей дочери герцогине Беррийской во Францию, где и находились долгое время у ее наследников, потом они хранились в крупном итальянском собрании и несколько лет назад вернулись в России. Сейчас вы можете их видеть на выставке в ЦДХ.
Соколов Петр Федорович. Портрет молодого человека. 1829 год.
Картон, графитный карандаш, акварель; 19,5х15,5 см.

Буквально на днях выяснилось, что эта вещь была на Таврической выставке 1905 года, на выставке русского портрета, организованной бароном Врангелем и Дягилевым. Выяснить это удалось по фотокарточке этого произведения сохранившееся в архиве Третьяковской галереи. Данная картина происходит из собрания директора Румянцевского музея князя Голицына и изображен здесь господин Хитрово внук М.И. Кутузова. Эта вещь показывается первый раз для широкой публики после 1905 года, 110 лет ее видели только владельцы.

Пётр Фёдорович Соколов (1787, Москва, Российская империя — 3 [15] августа 1848, имение Мерчик, Валковский уезд, Харьковская губерния, Российская империя) — русский живописец-акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета, академик Императорской Академии художеств. В 1800 году поступил в Императорскую Академию художеств, где и обучался живописи. Соколов в 1807 и 1808 годах получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры; в 1809 году он был награждён малою золотою медалью за картину по программе: «изобразить Андромаху, оплакивающую Гектора». После первых удачных опытов в акварели, он посвятил себя всецело акварельной портретной живописи, и скоро приобрел на этом поприще широкую и прочную известность. Заказы на портреты с течением времени поступали к Соколову все в большем и большем числе. Через посредство графа Апраксина он был приглашен в Аничков дворец написать портрет великого князя — впоследствии императора — Александра Николаевича (тогда ещё трехлетнего ребёнка). Этот портрет очень удался Соколову и доставил ему целый ряд новых заказов от двора. Он написал для него значительное число портретов, среди них — портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны и многих иностранных принцев, приезжавших к русскому двору.
Соколов Петр Федорович. Портрет графини Н.А. Зубовой.
Около 1824 года. Бумага на кортоне, акварель; 20,0х17,5 см.

Графиня Наталья Александровна Зубова (урождённая Суворова, 1 августа 1775 — 30 марта 1844, Москва) — единственная дочь фельдмаршала Суворова, который ласково называл её «Суворочкой». Выдана замуж за Николая Зубова, брата последнего фаворита Екатерины II.Родилась в семье Александра Суворова и его жены Варвары, урождённой княжны Прозоровской. Из-за конфликта между родителями Суворочка недолго жила в родной семье. В 1779 году Екатерина II по просьбе Суворова передала Наталью на воспитание в Смольный институт. Желая возвысить Зубовых и упрочить их положение, Екатерина II предложила в мужья своего кандидата графа Николая Зубова, старшего брата фаворита. Зубов посватался к Суворовой и получил согласие. в 1801 году её муж принимал активнейшее участие в заговоре с целью убийства императора Павла I. Овдовев в тридцать лет, Наталья Александровна посвятила себя воспитанию шестерых детей. Она жила скромно в Москве в собственном доме на Тверской улице, не участвуя в светской жизни. Детей она воспитывала в простоте и благочестии, сыновья в 1810-х годах были зачислены в пажеский корпус, а дочери остались при матери. По легенде, когда в 1812 году французская армия подошла к Москве, обременённая потомством Наталья Александровна не успела уехать. И её обоз, и она сама были задержаны французами, которые, узнав, что перед ними дочь великого Суворова, пропустили её с детьми через фронт, отдав воинские почести.

Теребнев Михаил Иванович. Портрет неизвестного в дворянском губернском мундире павловской эпохи.
1826 год. Бумага, графитный карандаш, акварель; 17,5х14 см.

Чернышев Алексей Филиппович. Великокняжеские игры. 1846 год.
Бумага, графитный карандаш, акварель; 22,5х30 см.

Выше представлен одновременно портрет и жанровая сценка, происходящая из альбома великой княгини Ольги Николаевны, дочери Николая I. Младшие сыновья Николая I, великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич повалили в корыто одетого гофмейстера графа Олсуфьева, пожилого и заслуженного героя войны 1812 года и поливают его водой, а граф Ламберт трет его мочалкой.

Алексей Филиппович Чернышёв (1824, Оренбург, Российская империя — 1863, Санкт-Петербург) — русский живописец-жанрист. Ещё в детстве проявил способности к рисованию, сначала занимался под руководством старика-иконописца, позднее — одного из своих родственников. Начальник Оренбургского края В. А. Перовский обратил внимание на талантливого юношу и в 1841 году отправил его в Санкт-Петербург, где помог ему поступить в академию художеств пенсионером общества поощрения художников. В 1853 году Чернышёв, как выпускник академии, получивший большую золотую медаль, отправился для совершенствования своего мастерства в Италию с содержанием от правительства и поселился в Риме. Здесь проявились первые признаки, постигшей его душевной болезни. Он продолжал трудиться, но уже не с прежними усидчивостью и успехом. Причина была в начавшейся тяжёлой болезни — нервном расстройстве, сопряженном с болезнью глаз. После того он все более и более утрачивал способность к труду и, постепенно угасал. В конце концов он был помещён в петербургское заведение Штейна для душевнобольных, где и умер в 1863 году.

На наш взгляд, это самая замечательная экспозиция ЦДХ, и уже только ради нее можно посетить салон «Старая бумага». Но мы вам рассказали еще не обо всех выставочных проектах, которые представляет этот салон. Ждите продолжения.

Салон "Старая бумага" продлится до 27 сентября 2015 года.

Адрес: Крымский Вал 10, Центральный Дом Художника. Проезд до ст. метро Парк Культуры, Октябрьская.
Время работы: вторник—четверг с 11:00 до 20:00. Кассы с 11:00 до 19:00.
Пятница, суббота, воскресенье и праздничные дни с 11:00 до 21:00.
Выходной день понедельник.
Цена билета: взрослый — 350 руб, льготный — 150 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ЦДХ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com