?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина, в белокаменных палатах XVII века проходит великолепная выставка "Ожившие палаты". В одном из немногих сохранившихся строений того времени воссоздана атмосфера жилого пространства "Бунташного" века. Века Годуновых и Смуты, первых царей династии Романовых и церковного Раскола. Века первой каменной посадской жилой архитектуры Москвы, благодаря которой, могли спастись от пожаров произведения искусства и другие памятники истории.

Уже само строение это словно вышагнуло на нас из глубины далёких веков. Как странно смотрятся рядом с ним современные машины и дорожные знаки. Как хочется видеть здесь запряжённую лошадьми повозку, как легко дорисовывает её наше воображение. А шагните внутрь и додумывать уже ничего не придётся. На двух этажах «Оживших Палат» со сводчатыми перекрытиями разместились предметы из российских частных собраний: аутентичная мебель, посуда, иконы и киоты, книги, документы и различные предметы быта. Всё это разом погружает вас в прошлое. И уже не вынырнуть обратно. Да и не хочется.

Общий вид первого этажа выставки.

Минея служебная. Ноябрь.
М.: Печ. Иван Андроников Невежин, 17.09.1610.

Книга представляет собой редчайщий образец экземпляра с сохранённым выходным листом, содержищим упоминание будущего короля польского Владислава IV в качестве русского государя. В феврале 1610 г. король польскиц Сигизмунд III и русское посольство заключили соглашение о вступлении на русский престол его сына Владислава. Однако венчание на царство так и не состоялось. Тем не менее, эти события, среди прочего, успели отразиться в монетной чеканке и в издании московских книг, по традиции печатавшихся с благословения и дозволения духовных и светских властей, что находило своё отражение в их выходных данных.

Грамота короля польского и великого князя Литовского Стефана Батория Слонимскому лесничему князю Ивану Полубенскому.
Вильно, май 1580. Автограф-подпись Стефана Батория. Гербовая печать красного воска.

Князь Иван Иванович Полубенский имел с 1576 года привилей на Слонимское лесничество, перешедший после его кончины канцлеру Льву Сапеге.
Привиле́й (от лат. privilegium — специальный закон; польск. przywilej) — законодательный акт в Королевстве Польском (с XII века) и Великом княжестве Литовском (с конца XIV века), представляющий собой жалованную грамоту, дававшуюся монархом отдельным лицам, сословиям, этно-конфессиональным группам или землям.

Гербовая печать красного воска на грамоте.

Обратите внимание на эту печать. Очень часто на выставляемых документах виден лишь след от неё, в одних случая печати были срезаны, в других раскрошились и не дожили до наших дней. Здесь же сохранилась большая её часть и можно даже рассмотреть рисунок.

Стефан Баторий (венг. Báthory István, польск. Stefan Batory, белор. Стэфан Баторый; 27 сентября 1533, Шимлеу-Силванией — 12 декабря 1586, Гродно) — король польский и великий князь литовский (с 1576).В 1579—1582 годах принимал участие в Ливонской войне (1558—1583) и искусным маневрированием добился ряда побед над войсками Русского царства, сведя на нет все завоевания Ивана Грозного в Ливонии. Конные отряды из войска Батория заняли Смоленщину и Черниговщину. Но после безуспешной осады Пскова король заключил перемирие с Россией (Ям-Запольский мир).

Подтвердительня грамота короля польского и великого князя Литовкого Сигизмунда II о правах дисненских мещан.
28 февраля, 1567 г. Подпись Сигизмунда II. Гербовая печать красного воска.

В нижнем правом углу подпись писаря канцелярии великого княжества Литовского Михаила Богдановича Гарабурды (отец печатника Василия Гарабурды, участник Ливонской войны и посольств в Москву). Вот они, свидетели ушедших эпох. Почерк далёкого времени. Невозможно стокойно стоять рядом, если вы любите историю, хочется склониться поближе и вглядеться в эти буквы. Кстати, они довольно легко складываются в слова. Многие узнаваемы. не так и много изменилось за прошедшее время, как кажется на первый взгляд.
Кремленаград. Известный план Московского Кремля начала XVII века.

А возле этой карты будет стоять с замиранием сердца будет стоять любой, кому интересна история Москвы. Наряду с «Петровым чертежом», это один из важнейших источников сведений о постройках в Москве в конце XVI-начале XVII века. Здесь вы можете увидеть реку Неглинку, ещё не замурованную в каменные стены подземной темницы. И Красную Площадь с обетными церквями - храмами, построенными по обету. На Красной площади возводились храмы по обету великокняжеской семьи. Увы, до нашего времени они не сохранились.

Собор Покрова на Рву, он же Храм Василия Блаженного.


Фроловская башня, теперь носящая название Спасская башня.

Эту карту невероятно интересно изучать в деталях. Вы можете увидеть Алевизов ров перед кремлёвскими стенами и перед привычными кремлевскими стенами есть еще ряд укреплений. Огромное количество строений, не сохранившихся до нашего времни. План датируется самым началом XVII века (датировка основывается на том, что колокольня Ивана Великого изображена уже надстроенной).
Но давайте отвлечёмся от документам и перейдём к созерцанию более привычных бытовых предметов.
Кофейник с ручкой. XVII - XVIII век. Медь, выколотка, ковка.

Вот он, предок такого привычного в наше время предмета. Оказывается кофе пили у нас ещё в XVII веке. Первое упоминание о кофе на Руси историки относят к правлению великого князя Владимира Святославича, о чём свидетельствует обнаруженная в древней «Повести временных лет» запись, согласно которой, великий князь употреблял напиток «кава». Согласно словарю В. Даля, кава — польский напиток и в переводе с польского, украинского и других языков означает «кофе». Следующее упоминание о кофе в России относится к 1665 году. Именно в этом году придворный лекарь Сэмюэль Коллинз прописал Алексею Михайловичу, отцу Петра I, следующий рецепт: «Варёное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений».

Сундук "погребец". Холмогоры. XVII - начало XVIII века.
Дуб, слюда, бумага, железо, ковка, лужение.



Сундук "терем" расписной. XVII век.
Дуб, слюда, бумага, темпера, железо, ковка.



Фрагмент. Сундук "терем" расписной. XVII век.
Дуб, слюда, бумага, темпера, железо, ковка.

Сундуки, предмет прочно ассоциирующийся в нашем сознании с прошлым. Сундуки могли быть большими и маленькими, дорожными или для хранения драгоценностей, для вещей или продуктов, да мало ли для чего ещё. Одни были плоскими, а другие, как этот "терем", с выпуклыми крышками, отсюда и название. Для надежности сундуки оковывали железными полосами, когда простыми, а когда и вот такими резными. И, конечно же, расписывали для большей красоты: былинными богатырями, сказочными травами или волшебными птицами. В таком красавце не продукты хранить, а только украшения или ценные документы.

Шкатулка двухъярусная. Вологодская губерния. XVII - XIX век.
Резьба, темпера, дерево.



Слюдяной фонарь. Россия. XVII век.
Железо, олово, бумага, слюда, золочение.



Фрагмент. Слюдяной фонарь. Россия. XVII век.
Железо, олово, бумага, слюда, золочение.

Слюда являлась весьма распространенным материалом для изготовления окон и фонарей. Примерами могут служить светильники для парадного выхода царей в Историческом музее или фонари в храме Василия Блаженного. В светильниках пластины слюды служили в качестве окошек, закрывающих огонь. Слюда широко применялась для украшения внутреннего пространства и отделки храмов, а также при создании икон. Об употреблении слюды в России с XV в. свидетельствуют и археологические памятники. В Англии XVI в. даже предпочитали русскую слюду английскому стеклу. Английское стекло, поставки которого изучались Московской компанией не имело конкурентных преимуществ согласно переводу российскими историками сохранившихся писем Джорджа Турбервилля, секретаря английского посла Томаса Рандольфа во время посольства 1568–1569 гг. при Иване Грозном, русские окна из слюды обладали крайне низкой конечной ценой, а методика изготовления была крайне проста и заключалась в очень тонкой нарезке и сшиванием нитью наподобие рамы. Турбервилль, написавший в XVI веке "Послания из России",  сравнивает её с английским стеклом и приходит к выводу: «...и стекло не даст вам лучший свет».

Настольные чернильные приборы, футляр для перьев, помадницы, чарка с ручкой и др.
XVII - начало XVIII века.
Частные коллекции Вологды и Москвы.



Собрание поясных чернильниц.
Россия. XVII - XVIII век.
Частные коллекции Вологды и Москвы.

А эти невероятной красоты письменные принадлежности и поясные чернильницы привели нас в неописуемый восторг. Каждый предмет кажется совершенным. Восхищает внимание к деталям, умение совсем простую вещь превратить в произведение искусства. Каким удовольствием должна быть возможность достать из подобного футляра перо, обмакнуть в одну из этих чернильныиц и выводить аккуратные красивые буквы, как на документах, представленых выше. Жизнь и искусство сплетаются тут воедино. И невероятно интересно прикоснуться к ним, оказаться немного ближе, преодолеть пропать разделяющего нас времени.

Конечно же, это далеко не все экспонаты, которые вы сможете увидеть на выставке. Например есть тут большой дубовый стол с двуглавым орлом, который был приобретен супругами-художниками Т. Александровой и И. Поповым до войны у старого московского антиквара Виссариона Глиндзича в жестокой схватке с серьезным конкурентом - писателем Алексеем Толстым. По словам Глиндзича этот стол был найден в 1910-х годах в Меншиковой башне и было свидетельство, что он был лично подарен царем Петром I-м Александру Даниловичу Меншикову. Прекрасные иконы и характерные только для XVII века киоты. И многое-многое другое. Всё это стоит увидеть своими глазами, увидеть в столь естественном для этих предметов интерьере. Обязательно посетите эту выставку, мы вам очень её рекомендуем.

Выставка продлится до 11 октября 2015 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская» Белокаменные палаты.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Цена билета: 200 руб. Есть льготы, подробнее тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
И не забудьте, 5 и 6 сентября вход в музей свободный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com