?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка фарфора под названием «Литература в фарфоре». В выставочном зале представлены более 200 предметов из фондов музея А.С. Пушкина и фонда «Наследие» АО «Императорский фарфоровый завод» и частных собраний. Гости выставки смогут познакомиться как с работами мастеров века XIX, так и современных художников Императорского фарфорового завода.
Тарелка «Елена». Франция, Париж, живописная мастерская Д. Денюэля на улице Круссоль. 1800-1820-е.
Фарфор, роспись и крытье надглазуные, позолота, цировка, эмаль. Государственный музей А.С. Пушкина.

Цировка – это вид гравировки, который представляет из себя нанесение рисунка на матовом золоте с помощью специального агатового карандаша.

Выставку можно разделить на три части. В первой представлены произведения из фарфора заводов Сафронова, Миклашевского, Гарднера и различных европейских фабрик. Также можно увидеть работы мастеров советского времени Дулевского и Дмитровского заводов, представляющие персонажей сказок Александра Сергеевича Пушкина.
Чайник с росписью на сюжет комической оперы Карла Марии фон Вебера «Вольный (Волшебный) стрелок».
Завод Гарднера, 1820-1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка.
Государственный музей А.С. Пушкина.

Изобажение выполнено по гравюре Степана Филлиповича Галактионова «Пустынник спасет Агату от выстрела» к альманаху «Невский листок на 1826 год».
Ваза с росписью на сюжет поэмы А.С. Пушкина «Бахчисорайский фонтан». Завод Сафронова. 1830-1840-е.
Фарфор, крытье подглазурное, роспись надглазурная, паста, золочение. Государственный музей А.С. Пушкина.

Роспись выполнена по гравюре Степана Филлиповича Галактионова ко второму изданию поэмы 1872 года.

Второй зал это сопоставление предметов искусства различного времени, которые выполнены на сюжеты литературных произведений. Созданные по мотивам одних и тех же произведений предметы из коллекций Государственного музея А.С. Пушкина дополняют изделия Императорского фарфорового завода
Ваза «Демон». Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, 1944.
Автор модели Н.Я. Данько, 1941. Автор росписи М.П. Кириллова.
Фарфор, роспись подглазурная и надглазурная, золочение, люстр. Государственный музей А.С. Пушкина.

Люстр - (франц. lustre - глянец, блеск, от лат. lustro - освещаю), пигмент для росписи керамических изделий поверх обожженной глазури, который в результате восстановительного муфельного обжига проявляется на поверхности предмета в виде металлического или перламутрового отблеска и усиливает живописный эффект декора благодаря богатой цветовой гамме золотистых, коричневато-оливковых, медно-красных, фиолетовых и других тонов. Художественная керамика с росписью люстром появилась в конце VIII-IX вв. в Египте (Фустат), Ираке (Самарра), Иране (Сузы) и Сирии (Ракка).
Фрагмент. Ваза «Демон». Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, 1944. Автор модели Н.Я. Данько, 1941. Автор росписи М.П. Кириллова. Фарфор, роспись подглазурная и надглазурная, золочение, люстр. Государственный музей А.С. Пушкина.

Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока,
Властитель Персии златой
И ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан!
Еще ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела;
С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.
«Демон», Лермонтов.
Фрагмент. Ваза «Демон». Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, 1944. Автор модели Н.Я. Данько, 1941.
Автор росписи М.П. Кириллова. Фарфор, роспись подглазурная и надглазурная, золочение, люстр. Государственный музей А.С. Пушкина.

Ваза по модели Натальи Яковлевны Данько, одной из известнейших скульпторов Ленинградского фарфорового завода, погибшей в 1942 году во время эвакуации. На дне вазы подглазурным кобальтом есть надпись с датой, но из-за того что она расплылась прочитать однозначно ее не удается. Есть предположение, что возможно в надписи прочитать 1941 год и тогда это произведение сделано под авторским надзором. Данная ваза известна в росписи нескольких автор, а уникальность этого экспоната заключается еще и в сохранившейся крышке.
Фрагмент. Композиция «А. Дюма и Д’Артаньян», 2015. Автор росписи Н.Л. Петрова.
Фарфор, роспись подглазурная полихромная.
Фонд «Наследие» АО «ИФЗ».

В третьем зале экспозиции посетитель познакомится с работами современных художников Императорского фарфорового завода, которые созданы в последние два года.
Фрагмент. Композиция «Ромео и Джульетта», 2015. Автор росписи Н.Л. Петрова.
Фарфор, роспись подглазурная полихромная.
Фонд «Наследие» АО «ИФЗ».

Литературные сюжеты преломляются в творчестве художников, работающих с фарфором, и начинают жить своей жизнью, а выставочное пространство создает еще и свою драматургию. И вот леромонтовский демон уже общается с лучшим басом начала XX века.
Скульптура «Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова». Ленинградский фарфоровый завод М.В. Ломоносова. 1937. Автор модели Я.А. Троупянский. Автор росписи В.С. Руковишникова. Фарфор, роспись и крытье надглазурные, золочение. Государственный музей А.С. Пушкина.

В пространстве выставочного зала существуют и ведут диалог между собой персонажи сказок Пушкина и Гофмана, произведений Гоголя. Они заставляют вспомнить произведения и окунуться в мир воплотившихся сказочных героев. Приходите посетить Государственный музей А.С. Пушкина и прикоснуться к миру прекрасных и хрупких фарфоровых произведений.

Выставка работает до 15 ноября 2015 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Цена билета: 200 руб. Есть льготы, подробнее тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com