?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственной Третьяковской галерее в рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники" начала свою работу выставка "Под знаком Малевича. Графика из собрания Государственной Третьяковской галереи".

К.С.Малевич. Автопортрет. 1908–1910
Бумага, акварель, гуашь. 27 х 26,8. Третьяковская галерея

Казимир Северинович Малевич (1878–1935) – один из самых узнаваемых и изучаемых художников XX века. Его знаменитое полотно «Черный супрематический квадрат» впервые было продемонстрировано публике на легендарной Последней футуристической выставке картин «0, 10», которая открылась 19 декабря 1915 года. К юбилею ключевого для XX столетия произведения и выставки «0, 10» Третьяковская галерея показывает редко экспонируемые графические работы Малевича и художников его круга.

Настоящая выставка – центральное событие юбилейного для «Черного квадрата» года, который включает прошедший спецпроект «Ночь в квадрате» (в рамках акции «Ночь в музее»), серию образовательных ток-шок «Беседы о “Черном квадрате”», запуск мобильного приложения «Прогулка по Москве Казимира Малевича», цикл лекций «Казимир Малевич: три возраста художника» (абонемент 19) и предстоящую презентацию издания из серии «История одного шедевра», посвященного «Черному квадрату».

В самой архитектуре залов посетитель встретится с пространственной реконструкцией супрематических форм. Структура выставки подчинена внутренней логике феномена «Малевич и художники его круга»: графика Малевича и произведения остальных художников, представленные в двух разделах: «Супремус» и «Уновис».

В супрематических работах Малевич декларировал оппозицию предметности, основанную на приоритете чистой геометрической формы. Пластический принцип заключался в комбинировании локально окрашенных геометрических плоскостей, парящих в бесконечности белого пространства. Едва ли не бόльшая часть творческого наследия Малевича, хранящегося во многих музеях мира и в частных собраниях, приходится на графику: иллюстрации к кубофутуристическим книгам, эскизы костюмов и декораций к театральной постановке «Победа над солнцем», литографии и рисунки к ним. Но самую значительную долю составляют наброски и эскизы осуществленных и неосуществленных композиций или отдельных их деталей. Они стали бесценными документальными свидетельствами живого процесса рождения и кристаллизации художественного замысла.

Стремясь зафиксировать свое положение лидера беспредметности, в 1916–1917 годах Малевич организовал художественное общество «Супремус». В него вошли Н. Удальцова, О. Розанова, И. Клюн, В. Пестель, Л. Попова, А. Крученых и другие художники, в той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие супрематизму. Для некоторых из них супрематизм оказался скорее импульсом к поискам индивидуального пути в беспредметности, нежели прямым руководством к действию.

Наиболее последовательной супрематисткой являлась Розанова, что отмечал и сам Малевич. Удальцова и Экстер, комбинируя геометрические плоскости, в своей трактовке пространства оказывались по сути ближе к кубизму, нежели к супрематизму. Клюн и Пуни нередко применяли для супрематических композиций цветные фоны, что противоречило одному из основополагающих принципов супрематизма – идее «белой бесконечности» пространства. Попова, отказавшись от идеи парящих форм, уплотняла конструкции, «сбивала» их в монолиты, сосредоточившись на создании «живописной архитектоники». Примечательно, что для эскиза эмблемы общества «Супремус» Попова избрала формой не черный квадрат, а черный неправильный четырехугольник с динамичными резкими очертаниями, характерный скорее для ее собственных композиций. Тем самым она невольно, а может быть, и сознательно обозначила границу между истинным супрематизмом и его интерпретацией не слишком ревностными последователями. Планы деятельности общества, в которые входило издание журнала, обсуждались вплоть до весны 1917 года, однако так и не были реализованы.

Возможность основать «партию супрематизма», сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919 году, став преподавателем Витебской народной художественной школы и основав группу «Уновис». Несмотря на разность творческих судеб, уровня художественной одаренности, степени подверженности власти малевичевской харизмы, члены Уновиса образовывали достаточно цельное и яркое сообщество.
В качестве важнейшей миссии Уновиса осознавалось создание супрематического утилитарного мира, перенос художественной системы супрематизма из области чистого искусства в оформление среды. Народная художественная школа получала от витебских властей задания декорировать фабричные и заводские предприятия, мастерские, склады, магазины и Городской театр для торжественного заседания делегатов и рабочих Комитета по борьбе с безработицей. Уновисом было выполнено праздничное оформление города к 1 мая 1920 года.
В мае 1922-го состоялся первый выпуск студентов института; в числе выпускников были И. Чашник, Л. Хидекель, Н. Суетин, Л. Юдин. Художественно-практическому институту приходилось все время отбивать атаки противников левого искусства, обвинявших Малевича в односторонности его преподавательской системы и пытавшихся внедрить в училище традиционное академическое направление. Летом 1922 года Малевич с частью учеников (И. Чашник, Н. Суетин, Л. Хидекель, Х. Каган, Е. Магарил, Е. Рояк, Г. Носков) уехал в Петроград, где он возглавил МХК (Музей художественной культуры), а затем Гинхук (Государственный институт художественной культуры). Совместная работа бывших уновисцев продолжилась в Гинхуке, открыв новую страницу педагогической и творческой деятельности Малевича.

Графические произведения часто становятся предметом интереса профессиональных исследователей, но остаются почти неизвестны широкой публике. Рисунки и печатная графика Малевича и его учеников репродуцируются значительно реже, чем живописные произведения супрематизма, но и опубликованные они часто оказываются представленными вне контекста взаимного влияния. Настоящая выставка и монография, подготовленная Т.В. Горячевой, восполнят этот пробел.


Выставка продлится до 14 февраля 2016 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Залы 21-22.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
(кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной — понедельник
Цена билета: Взрослый - 350 руб. Льготный - 150 руб.
По этому билету вы сможете посетить не только данную выставку, но и постоянную экспозицию и другие временные выставки, проходящие в это время в музее.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки в Третьяковской галерее на Крымском Валу для индивидуальных посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com