?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Невозможно не вернуться ещё раз к выставке, проходящей в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения».
В начале XX века художник создал знаменитый «юсуповский цикл», объединивший портреты членов семьи князей Юсуповых и графов Сумароковых-Эльстонов, принадлежавших к высшему аристократичскому обществу, близкому к императорскому двору. Первым был написан парадный портрет княгини З.Н. Юсуповой (1900-1902). Он создавался в роскошных апартаментах петербургского дворца на Мойке. В художественном образе модели современники увидели «настоящую маркизу XVIII века, сошедшую со старинного портрета». Особенно поражала «вневременная» красота светской дамы, сидящей в несколько «неудобной» позе на атласном диване с белым шпицем.
Портрет княгини З.Н. Юсуповой. 1900-1902. Холст, масло.
Государственный Русский музей
.

Зинаида Николаевна Юсупова (1861-1939) – княгиня, дочь Б.Н. Юсупова, последнего представителя князей Юсуповых по мужской линии, и графини Т.А. Рибопьер, принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России.
Фрагмент. Портрет княгини З.Н. Юсуповой. 1900-1902. Холст, масло.
Государственный Русский музей.

Супруга (с 1882) графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона, которому в 1885 году высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом – князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. После смерти старшего сына (1908), делала крупные пожертвования. В 1919 году эмигрировала с семьей на линкоре «Мальборо», присланным английским королем Георгом V. Жила с мужем в Риме, где возглавляла центральный комитет помощи беженцам из России. После смерти мужа переехала к сыну в Париж.
Фрагмент. Портрет княгини З.Н. Юсуповой. 1900-1902. Холст, масло.
Государственный Русский музей.

Знакомство художника с Зинаидой Николаевной описано в его письме к жене от 2 июня 1896 года: «1-го июня я отправился … в архангельское <…> Княгиня пришла, славная княгиня, ее все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то тонкое, хорошее». Портрет был написан в течение 80 сеансов в петербургском дворце Юсуповых на Мойке.

Над тремя мужскими портретами Юсуповых художник трудился в подмосковном Архангельском, где обычно семья проводила летние месяцы. Серову нравилось радушие хозяев, их скромность в общении и доброта. Пришлась по вкусу и окружающая природа. Об этом он писал жене: «Архангельское со статуями и выстриженными деревьями, с отличным видом на другую сторону реки Москвы – все же очень и очень великолепно».
Блестящий плэнерный портрет князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона(1903), на белом коне создавался на фоне беломраморных статуй и балюстрады верхней террасы усадебного парка.
Фрагмент. Портрет князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона. 1903. Холст, масло.
Государственный Русский музей.

Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (1856-1928). После женитьбы на дочери князя Н.Б. Юсупова, не имевшего наследника по мужской линии, ему было дозволено именоваться двойным титулом – князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном в 1885 году. После организованного его сыном убийства Распутина был вынужден удалиться в имение Ракитное в Курской губернии. После Революции уехал в Крым, в 1919 году покинул Россию.

Серов сообщал супруге 12 августа 1903: «вчера начал князя, по его желанию, на коне (отличный араб, бывший султана). Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого – вполне понимаю».

С портретом младшего сына – графа Феликса Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова (1903), Серов справился так же легко и с большим воодушевлением. Юный аристократ, «одаренный живым умом и эстетическими наклонностями», изображен художником в вестибюле дворца, по обе стороны от лестницы украшенном мраморными скульптурами собак. За лапу он держит своего любимца, бульдога Гюгюса.
Фрагмент. Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона. 1903. Холст, масло.
Государственный Русский музей.

Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (1887-1967) – сын князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон и княгини З.Г. Юсуповой. Последний из князей Юсуповых (с1914), единственный наследник княжеского титула и фамильного состояния. Был женат (с 1914) на великой княгине Ирине Александровне, дочери великого князя Александра Михайловича. Известен как один из организаторов убийства Распутина. После революции уехал в Крым, в 1919 году покинул Россию, перебравшись на Мальту, а затем в Лондон. Жил с семьей в Париже. Открыл вместе с женой в 1920-е Дом моды IRFE, школу прикладных искусств имени Строганова.
Фрагмент. Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона. 1903. Холст, масло.
Государственный Русский музей.

Во время написания портрета в Архангельском художник и модель вели долгие беседы. Юсупов считал, что передовые взгляды Серова, как и дружба с ним, оказали влияние на развитие его ума, оставив в памяти неизгладимые впечатления. В своих воспоминаниях Юсупов приводит слова Серова о портрете: «Когда я смотрю на Ваш портрет, то мне кажется что он «благоухает»».

Портрет старшего сына дался Серову с большим трудом. Художник изобразил графа Николая Сумарокова-Эльстона (1903) в привычной для него позе на нейтральном сером фоне.
Фрагмент. Портрет Н.Ф. Сумарокова-Эльстона. 1903. Холст, масло.
Государственный Русский музей.

Николай Феликсович, граф Сумароков-Эльстон (1883-1908) – сын князя Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон и княгини З.Н. Юсуповой. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Обладал музыкальными, артистическими и литературными дарованиями. Его рассказы печатались под псевдонимом Роков. Не получил разрешения на брак с М.А. Гейден, дочерью контр-адмирала. Их общение продолжилось после ее выхода за графа А.Э. Мантейфеля, что послужило причиной дуэли 22 июня 1908 года на Крестовском острове в Петербурге, на которой он был убит.

Вот и подошел к завершению наш третий рассказ о произведениях, представленных на выставке в Третьяковской галерее. Приходите на Крымский вал, чтобы погрузиться в мир шедевров и прикоснуться к далекому миру прекрасной эпохи.

Ещё наши статьи о выставке можете почитать у тут: часть 1, часть 2, часть 4, часть 5.

Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Залы 60–62, 80–82
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00, (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
Выставка  "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" по воскресеньям открыта до 21.00 (кассы и вход до 20.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00, (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной — понедельник
Цена билета: Взрослый - 400 руб. Льготный - 150 руб.
По этому билету вы сможете посетить не только данную выставку, но и постоянную экспозицию и другие временные выставки, проходящие в это время в музее.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки в Третьяковской галерее на Крымском Валу для индивидуальных посетителей бесплатный. Внимание, вход на данную выставку по средам платный!


Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com