?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее Востока проходит выставка переносящая нас на съемочную площадку замечательного фильма «Белое солнце пустыни» под названием "Таможня дает добро. Киноистории в деталях". История красноармейца Сухова мгновенно стала кинохитом, принеся актерам всенародную славу. Фильм разошелся на цитаты и даже стал своеобразным талисманом для космонавтов. «Белое солнце пустыни» с удовольствием смотрят и сегодня. Однако некоторые факты все еще остаются малоизвестными.
Кинокамера 1КСР-1М "Конвас-автомат" турельный на штативе.
Предоставлена киноконцерном "Мосфильм".

«Белое солнце пустыни» — советский художественный фильм 1970 года режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны. Фильм снят на ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия) на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм», по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым. Лауреат Государственной премии Российской Федерации 1998 года.
Фотография со съемки фильма "Белое солнце пустыни"

Залы музея открывают ворота в мир удивительного процесса – создания кинофильма. Фотографии, документы, связанные с фильмом, переносят нас на съемочную площадку, где актеры под руководством режиссера Владимира Яковлевича Мотыля, создавали свою историю. И мы предлагаем вам вспомнить прекрасную песню из фильма, которая стала хитом.


Владимир Яковлевич Мотыль (1927 — 2010) — советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист России (2003). Свой первый самостоятельный фильм, «Дети Памира», снял в 1963 на Таджикской киностудии. В 1967 снял комедию на военную тему «Женя, Женечка и „катюша“», по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Всенародную известность В. Мотылю принёс приключенческий фильм «Белое солнце пустыни». В 1975 году В. Мотыль выпускает исторический фильм «Звезда пленительного счастья» о судьбах декабристов.

Б.С. Маневич. Дом Верищагина. Эскиз декорации. Бумага, пастель, акварель.
Из собрания Государственного центрального музея кино.


Б.С. Маневич. Дом Верищагина. Окно. Эскиз декорации. Бумага, пастель.
Из собрания Государственного центрального музея кино.

Раскадровки фильма создают ощущение его просмотра прямо во время осмотра экспозиции. Знакомые кадры проходят перед вами и раскрывают замысел создателей.

В.П. Кострин. Листы раскадровок. бкмага, тушь, перо.
Из архива художника В.П. Кострина.


Б.С. Маневич. Внутри бака. Эскиз декорации. Бумага, карандаш графитный, тушь, перо..
Из собрания Государственного центрального музея кино.


В.П. Кострин. Листы раскадровок. Бумага, тушь, перо.
Из архива художника В.П. Кострина.

В.П. Кострин. Листы раскадровок. Бумага, тушь, перо.
Из архива художника В.П. Кострина.

Спустя полвека трудно найти вещи, воторые мы видим на экране.  Икона представленная на выставке, единственный из всех экспонатов "сыгравши" свою роль в картине. Именно ее держал в руках хранитель Музея Красного Востока Лебедев перед смертью.
Икона. Из архива семьи режиссера В. Мотыля.

Однако выставка рассказывает не только о самом фильме, но и на основе экспонатов предоставленных Музеем современной истории и Музеем таможни, она пытается передать дух 20-30-х годов, время борьбы с басмачеством. И, конечно, подробно останавливается на персонаже Верещагина, которого блистательно сыграл Павел Луспекаев. На основе обрывочных сведений фильма экспозиция пытается рассказать историю таможенника и представить каким мог быть прототип этого отважного человека.

Форменный костюм таможенного досмотрщика образца 1895 года: сюртук и брюки (реконструкция).
XX век. Сукно, фурнитура.
Из собрания Центрального музея Федеральной таможенной службы России.

Верещагин – герой германской войны и георгиевский кавалер, на фронте был разведчиком-пластуном, комиссован приблизительно в 1916-1917 годах. В фильме действие предположительно происходит на территории Ташкентского таможенного участка. При поступлении на таможенную службу наш герой мог занимать должность таможенного досмотрщика или старшего таможенного досмотрщика Красноводской таможни.
Фуражка к форменному костюму таможенного досмотрщика образца 1895 года с меркурьевыми жезлами (или кокардой),
золотым галуном и номерной бляхой.
XX век. ткань, кожа, металл.
Из собрания Центрального музея Федеральной таможенной службы России.

Павел Верещагин мог быть принят на службу согласно Положению о таможенных досмотрщиках от 4 января 1912 года, поскольку соответствовал лицам «… из запасных воинских чинов, безупречного поведения, грамотным, вполне здоровым и пригодным к таможенной службе…». Носил форму образца 1904 года с дополнениями. Согласно таможенному уставу 1910 года имел на вооружении револьвер и шашку драгунского образца. Огромное колличесвто предметов связанных с работой таможенника представлено на выставке. Некоторые предметы для вас будут занакомы, а некоторые могут вызвать неподдельный интерес.
Счеты. 1780-1790 гг. Дерево, металл, кость, лакокрасочное покрытие, резьба, инкрустация.
Из собрания Центрального музея Федеральной таможенной службы России.

Буденовка. Из коллекции А. Шалито и И. Савченкова.

Историю басмачества раскрывает нам еще один зал выставки. Долгие годы басмачество ассоциировалось у нас с шайками бандитов, грабивших население Средней Азии, учинявших расправы над сторонниками Советской власти. Словом басмач (от тюрк. басмак) называют того, кто «нападает», «совершает набег». Басмаческие банды существовали в регионе задолго до того, как Средняя Азия стала частью Российской Империи.
Меч японский син-гунто образца 1934 г.Япония, г. Токио. Не ранее 1934 г.
Сталь, латунь, дерево, ткань, кожа, ковка, закалка, полировка, литье, слесарная работа, шитье, обработка дерева, штамповка, пайка.
Из собрания Государственного центрального музея соврееноой истории России.

Оружие офицеров японской армии Второй мировой войны. Трофей РККА в Великой Отечественной войне.

Японским мечом вооружен вместо шашки подпоручик Семен. Возможно с помощью такого оружия режиссер хотел подчеркнуть его "опереточно-комедийное" амплуа в картине.
Конечно же это лишь часть экспонатов, разворачивающих перед посетителями музея Востока повествование о фильме и таком далёком уже времени, переплетаясь с действительностью и вымыслом. Приходите в музей чтобы крикоснуться к магии кино и суровой действительности Средней Азии 20-30 гг.

Выставка продлится до 13 декабря 2015 года.

Адрес: Никитский бульвар, д.12А. Проезд до ст. м. Арбатская или м. Пушкинская.
Часы работы: ежедневно (кроме четверга) с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30. По четвергам с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Выходной день - понедельник.
Цена билета: для взрослых - 250 руб. Есть льготы. Подробнее тут.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музей Востока” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com