?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась новая постоянная экспозиция советского декоративно-прикладного искусства 1961–1991 годов "Искусство Большого стиля". Собираясь на эту выставку мы не знали чего нам ожидать. Ведь искусство советского времени бывает порой довольно своеобразным и не простым для восприятия. Однако экспозиция приятно нас удивила. Нашим глазам предстали масштабные, но действительно прекрасные произведения искусства.

Гобелен «Русское поле». Манелис Ю. М., Рубцов А. В., Бокаленко О. Ю.
1980 г., шерсть, лен, ткачество ручное. Творческая мастерская авторов.

В залах Большого дворца представлены произведения живописи и декоративного искусства, гобелены, скульптуры и многие другие предметы, которые в 1960-1980-е годы предназначались для главных художественных выставок страны. Когда-то критики и искусствоведы пренебрежительно называли их «Манежным искусством». В постсоветское время их часто обвиняли в официозе, примитивной ангажированности. Однако с тех пор, как состоялась последняя «манежная» выставка, прошло более тридцати лет. И сегодня музей предлагает нам взглянуть на наше наследие свежим взглядом и решить для себя, какое место оно должно занимать в наше время.
Расписной фарфор Петра Васильевича Леонова.

Яркие краски фарфора моментально притягивают взгляд и для нас эти экспонаты оказались одними из первых, с которых мы начали знакомство с выставкой. Возможно, что это повлияло на восприятие всего остального, потому как моментально откинуло назад, в детство. Невероятно знакомая стилистика напомнила о чае у бабушки в гостях, большом чайнике, подобных же ярких и крупных рисунках на чашках и вызвала улыбку.
Пётр Васильевич Леонов, одарённейшая личность и большой художник, хотя и не фарфорист по образованию, стал для Дулевского фарфорового завода живой легендой. 40 лет - десять предвоенных (1930-1941) и тридцать вослевоенных (1950-1982) Леонов возглавлял художественный коллектив крупнейшего в стране фарфорового производства. С середины 1960-х годов и до конца дней Леонов работал над большим циклом, включившим более десятка декоративных комплектов и около ста штофов, объединённым эпической темой "Русь". Он искал для фарфора новое художественное пространство, для росписи - большие поверхности. Этапным для тех лет стал комплект "Суздаль". Леонов расписал его за два года до того, как побывал в тех местах. Описал свою поэтическую мечту о древнем русском городе, повидать который было его заветным желанием, не по знанию, а по воображению. И это сделало образ заманчивым и звучным. Расписной фарфор Петра Леонова - явление чисто русское. В нём народная стихия чувств живёт рядом с профессиональным пластическим чувством художника XX века. Верность времени и неподдельная искренность сделали его творчество одним из ярчайших свидетельств искусства 1960 - начала 1980-х годов.

Блюдо "Строитель". Коковихин Н.А.
1980 г. Фаянс, роспись подглазурная. Творческая мастерская автора.

Многие экспонаты поражают интенсивностью цвета, передавая то особое настроение, которое вложили в них их создатели. И вспоминаются строки песни, которую в СССР знал каждый: "От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей человек проходит как хозяин необъятной Родины своей". Вот он, это человек, простой строитель или рабочий, учительница или доярка. Самые обычные люди, запечатлённые на века в произведениях искусства, воспетые художниками своего времени.
Экспозиция построена по тематическому принципу, господствовавшему на «манежных» выставках. Ее разделы: «На страже Родины», «Праздники и будни», «На просторах великой Родины», «Молодость и спорт», «Искусство — народу», «Земля и космос» и т. д., — суммируют почти все наиболее важные аспекты идеологически заданной картины мира, которую было призвано отражать искусство той эпохи.

Гобелен "Москва". Альтман Л.Е. 1984-1985.
Шерсть, хлопчатобумажная нить, ручное ткачество. Творческая мастерская автора.

Чувство гордости, любви к своей Родине, восхищение её богатством, силой, бескрайними просторами воспитывали в человеке с младенчества. Искусство и литература были призваны утверждать в сознании граждан идеи светлого будущего страны. И в каждом экспонате, представленном на выставке вы сможете увидеть это чувтсво, воспевающее великий путь, по которому нам суждено пройти. И не важно, прошлили мы его на самом деле так, как планировалось или нет. Важна та вера в прекрасное, которая была заложена творцами в их творения.

Декоративная композиция "Стройка". Вицко И.М. 1983 г.
Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Полтавский государственный фарфоровый завод.



Фрагмент. Декоративная композиция "Стройка". Вицко И.М. 1983 г.
Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Полтавский государственный фарфоровый завод.

Прославление свободного и ударного труда простого рабочего на благо любимой Родины, ещё одна тема, "социальный заказ" на которую поступил советским художникам ещё в 1920-е годы. Эта тема была одной из главных и самых пафосных, легко "скрещиваясь с темой праздника".

Фрагмент. Скульптурная композиция "Первый самолёт". Щербина В.И. 1981 г.
Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка. Киевский керамико-художественный завод.

Во многих произведениях жизнь буквально бьёт ключом, каждая линия, каждое движение выглядят живыми, настоящими. Вот он праздник, простой и одновременно с тем невероятно важный,символизирующий шаг вперёд нового советского человека. Шаг к светлому будущему.

Ключевое положение в советской идеологии занимали священные темы защиты Родины, её вооружённых сил и сопряжённые с ними темы памяти о павших в борьбе за мир.

Композиция "На страже Родины". Мягкова Л.М. 1970-е гг.
Стекольный завод "Неман", Белорусская ССР.



Композиция "На страже Родины". Мягкова Л.М. 1970-е гг.
Стекольный завод "Неман", Белорусская ССР.

Далеко не всегда эти темы находили прямолинейно-плакатное отражение. Многие художники предпочитали язык метафор и символов, обобщённые образы. В то же время в них чувствуется тревожность, ощущение опасности, редко покидавшее советского человека. Идеалы героики и жертвенности вошли в его подсознательный патриотический код.

Блюдо "Ника". Курилов А.С. Середина 1970-х.
Цветной хрусталь, бесцветный хрусталь, гранение, гравировка, выдувание.
Гусевский хрустальный завод.

Однако, кроме идеологической линии, которая явно видна в изделиях, хочется обратить внимание ещё и на их красоту, на тот невероятный труд, который вкладывали в эти произведения искусства настоящие мастера своего дела, художники, обладающие талантом, а не только патриотическим настроем. Очень многие работы хочется рассматривать долго и внимательно, с разных сторон, поражаясь их великолепию и сложности их выполнения.

Декоративная композиция "Песня о первом". Бяков Ю.М. 1981 г.
Хрусталь бесцветный, матовая гравировка, алмазная грань, пескоструйная обработка.
Ленинградский завод художественного стекла.



Декоративный объект "Рождение материи". Филатов В.А. 1990 г.
Цветной хрусталь, авторская техника, пескоструйная обработка, шлифование.
Гусевский хрустальный завод.

Наверное одна из самых оптимистичных тем в советском декоративном искусстве - покорение космоса и человека во Вселенной. Она постоянно привлекала внимание художников, видевших очень разные возможности её прочтения: от прославления достижений советской космонавтики, до образа мерцающей бездны, заключённой в "мировом яйце" - зародыше всего сущего.

Набор коробок "Земля-Космос". Метс М.М. 1987 г.
Кожа, тиснение, крашение, золочение. Тартусский комбинат "Арс".

Глядя на некоторые работы невольно вспоминаешь стилистику мультфильмов, которые ещё и сейчас показывает наше телевидение. Возможно именно поэтому они кажутся такими близкими и родными. Вот он, космос нашего детства, такой, каким мы видели его и каким воспринимали.

Объект "Графический калейдоскоп". Лисицина М.Ю. 1994 г.
Оптическое стекло, гравировка. Лыткаринский завод оптического стекла.

Данный объект показался нам довольно неожиданным, но чем-то привлёк наше внимание. Он буквально притягивает взгляд, заставляя всматриваться в его играющие грани, любоваться ими.
Традиционаая форма применения оптического стекла - высокоточные наукоёмкие отрасли. Но начиная с середины 1860-х годов, оптическое стекло попадает в сферу интересов художников, которые обнаруживают в нём качества, имеющие большую ценность не только для науки и приборостроения, но и для решения художественных задач.

Сервиз "Белая ночь". Славина Н.П. 1977 г.
Фарфор, металл, позолота, цировка. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова.



Настенное блюдо "Поцедуев мост". Гориславцев В.Н. 1979 г.
Шамот, эмаль, роспись подглазурная.Творческая мастерская автора.



Фрагмент. Настенное блюдо "Поцедуев мост". Гориславцев В.Н. 1979 г.
Шамот, эмаль, роспись подглазурная.Творческая мастерская автора.

А закончить наш рассказ о выставке хочется на романтической нотке, которой тоже нашлось места в залах музея. Петербург, навевающий мысли о любви, свиданиях и поцелуях вдохновил не одного автора на подобные прекрасные произведения искусства.

Стоит ли посетить выставку? Нам кажется, что ответ может быть только один - да. Многие привыкли относиться к искусству советского времени довольно предвзято. Здесь вы сможете переоценить вашу позицию, увидеть этот период с другой стороны, вспомнить его или впервые с ним познакомиться. На выставке довольно много пояснительных текстов, позволяющих глубже понять представленное искусство и предпосылки, руководившие авторами произведений. Возможно, что после её посещения, как и для нас, мир советского искусства откроется для вас несколько иначе.

Путеводитель по выставке можно скачать тут.

Экспозиция постоянная.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета: Взрослый - 350 руб, льготный - 80 руб.
Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: Взрослый - 650 руб, льготный - 200 руб.
Комплексный билет в оранжереи: Взрослый - 250 руб, льготный - 80 руб.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МЗП Царицыно” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com