?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII–начало XX века». Это рассказ об увлечении Китаем в России и Европе, создании произведений в китайском стиле. В семи залах Большого дворца разместилось более 600 произведений из музеев Москвы и Санкт-Петербурга и Российской государственной библиотеки.
Фрагмент. Лампа керосиновая. Западная Европа. Конец XIX – начало XX века. Бронза, фарфор, медный сплав; литье, оксидирование, роспись.

Выставка приглашает посетителя в пространство воображения, демонстрируя не столько Китай реальный, сколько его таинственный образ, такой, каким его видел русский челвоек. Образ чужой, но такой притягательной, далекой и одновременно очень близкой страны, у которой с Российской империей не только общая граница, но и долгая история политических, торговых и культурных контактов.
В экспозиции представлены не только произведения европейских мастеров, но и предметы из самой Поднебесной, которые собирались Петром I для первого музея – Кунсткамеры. Например подзорная труба сделанная в Китае из картона.

Подзорная труба. Китай. Первая половина XVIII века. Картон, стекло; тиснение, лакирование.

Еще одна диковинка – это механический корабль. В экспозиции можно посмотреть фильм, с демонстрацией его работы и рассмотреть сам экспонат через стекло витрины.
Механическая игрушка «Корабль». («Ладья небесная»). Китай. Династия Цин. Первая половина XVIII века.
Белая жесть, слоновая кость, янтарь, краситель растительный, дерево; позолота, выколотка, резьба, роспись, золочение.

Фрагмент. Механическая игрушка «Корабль». («Ладья небесная»).
Китай. Династия Цин. Первая половина XVIII века.
Белая жесть, слоновая кость, янтарь, краситель растительный, дерево; позолота, выколотка, резьба, роспись, золочение.



Фрагмент. Механическая игрушка «Корабль». («Ладья небесная»).
Китай. Династия Цин. Первая половина XVIII века.
Белая жесть, слоновая кость, янтарь, краситель растительный, дерево; позолота, выколотка, резьба, роспись, золочение.

Увлечение Востоком и Китаем в частности, стало модным в Европе в XVIII веке. Во Франции это увлечение породило целый художественный стиль шинуазри. Шинуазри (от фр. chinoiserie), дословно китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века. Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие как ветвь стиля рококо.
Фрагмент. Блюдо круглое из столового «Зубаловского» сервиза. Роспись в стиле А.Ф. Левенфинка.
Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура. Около 1735 г. Фарфор, надглазурная роспись, позолота.

Фрагмент. Тарелка десертная из столового «Зубаловского» сервиза. Роспись в стиле А.Ф. Левенфинка.
Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура. Около 1735 г. Фарфор, надглазурная роспись, позолота.

Параллельно с произведениями живописи, возникают изящно выполненные шпалеры и ширмы в стиле шинуазри. По композиции и колориту эти произведения декоративно-прикладного искусства полностью повторяют аналогичные картины. Китайские узоры нашли применение и в обойном производстве. Изобразительные приёмы шинуазри широко использовались при создании вееров и зонтиков от солнца. Пришедшие из Китая, эти аксессуары стали незаменимы в аристократическом и буржуазном быте XVIII столетия.
Мечтательница. П.-А. Авелин по композиции Ф. Буше.
Франция. Около 1765. Бумага; офорт, резец.

Художники рококо не преследовали цель показать жизнь в её реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел с действительностью мало общего. Китай на полотнах Франсуа Буше, скорее, похож на Версаль Людовика XV — главного заказчика подобных картин.
Фрагмент. Фонарь потолочный. Китай XIX век.
Дерево, стекло; резьба, полировка, полихромная роспись.

Мода на Китай пришла и в Россию, а с укреплением торговых связей с Поднебесной еще больше возросла тяга к собирательству редкостей из далекой страны.
Фрагмент. Фонарь потолочный. Китай XIX век.
Дерево, стекло; резьба, полировка, полихромная роспись.

Шло время уходили одни стили и приходили новые, но китайские мотивы находили отражение все это время. Товары же из Китая дешевле не становились, и огромный спрос на «китайское» пытались удовлетворить европейские и российские производители.
Фрагмент. Ваза с ручками в виде драконов. Россия, Санкт-Петербург, завод братьев Корниловых. 1840-1861.
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, надглазурная полихромная роспись, золочение, серебрение, цировка.

Но, все равно, уникальные редкости из далекой страны вызывают восхищение до сих пор. Шары в шаре из слоновой кости поражают воображение работой резчика.
Настольное украшение шары в шаре. Китай. XX век.
Слоновая кость; объемная резьба, ажурная резьба, гравировка
.

Одним из интереснейших экспонатов являются изразцы произведенные в России и являющиеся практически энциклопедией русской жизни XVIII века, вобравшие в себя практически все сюжеты изразцов в XVIII веке.
Набор печных изразцов из усадьбы гр. Уваровых в Поречье. Россия, Москва(?). Вторая половина XVIII века.
Глина, полива белая; полива, роспись по поливе зеленой и коричневой красками.

Изразцовая печь, фрагмент которой представлен, поступила в Исторический музей в 1892 году как дар графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, археолога, жены Алексея Сергеевича Уварова, основателя Московского Археологического общества и Российского Исторического музея. Источником сюжетов могли быть «китайские серии» на изразцах, производившихся в Германии и возившихся в Россию в течение всего XVIII века.
Орден Двойного Дракона третьей степени первого класса.
Китай, XIX век, династия Цин. Серебро, сапфир, эмаль; золочение.

Система наградных знаков в цинском Китае была строго регламентирована. В зависимости от степени и ранга награждаемого чиновника варьировались материалы, цвет, размеры и форма награды и изображения на них.

Расширение связей цинского Китая с европейскими державами, Японией и США и привлечение на службу значительного количества иностранцев потребовало новых видов наград. 7 февраля 1882 года указом императора Гуансюя был учреждён орден Двойного Дракона, которым награждались люди, оказавшие выдающиеся услуги маньчжурской династии. Изначально планировалось награждать этим орденом только иностранных подданных, которые состояли на службе у Цин или же своими действиями оказали Китаю значительные услуги. Кроме того, предусматривалось и статусное использование этого ордена — высшей степенью ордена награждались монархи и члены правящего дома иностранных держав.

Еще одна вещь из Китая овеянная легендой представлена в экспозиции. Легенда говорит о том, что цесаревич Николай влюбленный в балерину Кшесинскую привез из Китая в подарок ей этот наряд. Правда это или нет, мы не знаем. Но специалисты говорят, что такие складки на юбки было разрешено делать только в мастерской при императорском дворе.
Женский костюм: юбка и кофта. Китай. 1870-1890-е.
Атласный розовый шелк, золотая нить; вышивка вприкреп.
Фрагмент. Женский костюм: юбка и кофта. Китай. 1870-1890-е.
Атласный розовый шелк, золотая нить; вышивка вприкреп.



Женский костюм: юбка и кофта. Китай. 1870-1890-е.
Атласный розовый шелк, золотая нить; вышивка вприкреп.



Фрагмент. Женский костюм: юбка и кофта. Китай. 1870-1890-е.
Атласный розовый шелк, золотая нить; вышивка вприкреп.

И в завершение этой прогулки по фантазиям и мечтам европейцев о Китае, мы хотим показать удивительное изделие – церковное облачение сделанное из китайского шелка, расшитого драконами играющими с жемчужиной.
Фрагмент. Риза-фелонь. Шелк – Китай, XVI-XVII века. Пошив – Россия, начало XVIII века.
Шелковая ткань; вышивка, золотые нити.

Примером использования китайского шелка для церковных облачений может служить представленная фелонь, то есть верхнее одеяние православного священника. Ткани с вышитыми золотыми драконами с пятью когтями были большой редкостью за пределами Китая, так как в Поднебесной они служили символом императора, ношение их строго регламентировалось.

Как всегда, мы показали вам лишь малую часть великолепных экспонатов, представленных на выставке. Приходите лично взглянуть на удивительный мир фантазий о далекой стране, на переплетение и взаимопроникновение европейской и китайской культуры, который раскрыл свои двери в Царицынском дворце.


Выставка работает до 03 апреля 2016 года.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета: Взрослый - 350 руб, льготный - 80 руб.
Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: Взрослый - 650 руб, льготный - 200 руб.
Комплексный билет в оранжереи: Взрослый - 250 руб, льготный - 80 руб.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МЗП Царицыно” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com