?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Большом выставочном зале Дворца Алексея Михайловича в Коломенском проходит выставка «Времена года в нидерландской графике XVI-XVII веков. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». На примере голландской графики зрители смогут разобраться в символах, связанных с временами года. В искусстве Нидерландов с начала XV и до XVIII столетия сохранялась непрерывная традиция изображения времен года и месяцев. Зрители получат уникальную возможность впервые увидеть редкие рисунки и гравюры из фондов ГМИИ и познакомиться с тем, как интерпретировали символику нидерландские художники.
Символы и эмблемата. Амстердам, 1705. Типография Генриха Ветстейна.
Бумага, картон, кожа, печать, гравюра. МГОМЗ.

В сборнике «Символы и эмблемата» 840 эмблем с описаниями к ним в виде кратких девизов на 9 языках: русском, латинском, французском, итальянском, испанском, немецком, английском, голландском и фламандском. В Европе подобные книги пользовались большой популярностью. Из символов и эмблем выбирались гербы и девизы к ним, темы для транспарантов и фейерверков, брались имена кораблей. Книга из собрания Владимира Михайловича Жемчужникова – русского поэта, который вместе с братьями Алексеем и Александром, а также Алексеем Толстым и Петром Ершовым писал стихи под коллективным псевдонимом Козьма Прутков.
Давайте познакомимся побл
Садалер Эдигий. (Sadaler, Aegidius). По композициям Пауля Бриля (Bril, Paulus). Март-апрель.
Гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В левой части картины изображен март, когда еще властвуют холода. В правой же апрельской части уже все дышит весной. Знать выезжает на природу, начинается посадка цветов в садах. Наверху картины вы сможете увидеть зодиакальных животных соответствующих месяцам представленным на картине.

Эта гравюра происходит из серии гравюр по утраченным оригиналам Пауля Бриля. В каждом изображении объединяет картины двух месяцев. В серии гравюр в шести листах проходит жизнь итальянской виллы в разные сезоны.

Пауль Бриль (нидерл. Paul Bril; 1556 — 1626) — южнонидерландский (фламандский) художник. Бриль писал картины на религиозные темы, пейзажи, в том числе морские, батальные сцены, аллегории, которые в настоящее время находятся в различных музеях Европы. Бриль также занимался гравюрой.
Саделер, Ян (Иоанн) I. (Sadeler, Jan I, 1550-1600). Весна.
Гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

На этой гравюре изображена женщина, олицетворяющая Весну. Ее окружают сельскохозяйственные орудия, связанные с весенними посадками. В небе слева направо располагаются знаки Зодиака, обозначающие весенние месяцы: Овен (март), Телец (апрель) и Близнецы (май). Обратите внимание на прекрасную сценку катания на лодке во рву замка.
Колларт, Адриан. (Collaert, Adriaen) По рисунку Мартена де Воса (Maerten de Vos). Зима (из серии «Времена года»).
Гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Олицетворением Зимы в данном случае выступает бог-повелитель ветров Эол. Его главный атрибут – узда, которой он обуздывал и смирял ветры, держа их запертыми в пещере. Над охваченной зимней стужей землей проплывают знаки Зодиака: Козерог(декабрь-январь), Водолей (январь-февраль). За спиной божества можно увидеть типичные для Нидерландов сценки зимней жизни, особенно характерным для Нидерландов является катание на коньках по замёрзшим прудам и каналам.
В экспозиции можно увидеть серию гравюр «Двенадцать месяцев года» по рисункам Мартена де Воса, отсутствует месяц Ноябрь.
Криспин де Пассе (Crispijn de Passe). По рисункам Мартена де Воса. Январь.
Гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина
.

Январь здесь представлен традиционной сценой пира. В данном случае это пир бобового короля, приходящийся на двенадцатую ночь по рождеству Христову – народный праздник, отмечавший посещение младенца Христа волхвами (королями). На первом плане показан момент, когда с помощью запеченного в пироге боба выбран король и он поднимает бокал. Если вы читали наш пост о выставке ксилографии в Третьяковской галерее, то должны помнить, что короля можно был определять не только с помощью запеченного боба, но и специальных карточек, которые выпускались в типографиях.
Криспин де Пассе (Crispijn de Passe). По рисункам Мартена де Воса. Апрель.
Гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Для апреля выбрана наиболее распространенная сцена – изображение любовной пары в саду среди цветов. Знак Зодиака – Телец.
Криспин де Пассе (Crispijn de Passe). По рисункам Мартена де Воса. Май.
Гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Катание в лодке, увитой зеленью – «езда на остров Венеры» - характерная сцена для месяца мая, своего рода воспоминание о Саде любви средневековой поэзии. Изображение музыкального дуэта рассматривалось как метафора дуэта любовного. На веслах шут – также традиционный участник празднеств в «венерином парадизе», олицетворяющий мудрую «глупость» Природы (естества). На заднем плане молодежь предается характерным майским развлечениям – загородной прогулке в повозке, танцам и соревнованию в стрельбе из лука по мишени. Мельница в искусстве XV – XVI веков была образом Фортуны-Удачи. Стрельба по мишени на мельнице образно выражала охоту за удачей. Знак Зодиак – Близнецы.
Кустос, Доменикус. Custos Domenicus. По рисунку Дирка (Теодора) Барендса. Barendsx, Dirk. Фрагмент.
Зима (из серии «Времена года»). Гравюра резцом.
Гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

На этой картине мы хотели привлечь ваше внимание не к символизму зимы, а к котейке, который распушил свою шерстку пережидая зимнюю стужу.

Уделим немного внимания рисункам из серии «Двенадцать месяцев года» Алларта ван Эвердингена. На выставке можно внимательно рассмотреть все 12 рисунков, а здесь мы уделим внимание лишь паре из них.
Эвердинген, Алларт ван. Everdingen, Allaert van. Март. Перо, кисть темно-серым тоном.
Перо, кисть темно-серым тоном. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Бурная, ветреная погода – характерная примета марта. Рисунки серии «Двенадцать месяцев года» (1650-е гг.) решены как маленькие пейзажные картины. С присущей только голландским мастерам XVII века тонкостью художник передает характерные для каждого месяца нюансы воздушной среды и освещения.
Эвердинген, Алларт ван. Everdingen, Allaert van. Апрель. Перо, кисть темно-серым тоном.
Перо, кисть темно-серым тоном. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Апрель – время выгона животных пастбище.

Алларт ван Эвердинген (нидерл. Allart van Everdingen, 1621—1675) — нидерландский живописец-пейзажист и гравёр-аквафортист, родом из Алкмара. Любил изображать виды гористых местностей со скалами, громадными валунами, мрачными соснами, шумными водопадами и пасмурным небом. Материалом для таких изображений служили ему многочисленные этюды с натуры, сделанные им во время его поездки на скандинавский полуостров в 1604—1644 годах. Изредка он писал также бурное море, неприветливость которого ему пришлось испытать при этой поездке.
Сафтлевен, Херман. Sаftleven, Herman. Весна. Офорт.
ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Для характеристики сезона Сафтлевен выбрал редкий и неожиданный мотив купания, вторя строкам под гравюрой: «Землю раскрыла весна, корабли отпустила на волю, В полдень прохлада реки манит».

Тема сезонов у художника разработана как ряд жанровых картинок, прототипами которых послужил итальянский пейзаж. Только зимний пейзаж переносит нас на голландскую землю. Латинские надписи тесно связаны с изображением и были сделаны специально для этих гравюр.
Сафтлевен, Херман. Sаftleven, Herman. Зима. Офорт.
ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Надрись на гравюре гласит: «Зимней порою мороз скользким льдом полоняет потоки, И для неловкой стопы полны коварства пути». В офорте «Зима» возникает типично голладская картинка – конькобежцы на замерзшем канале. Возможно даже это совершенно конкретный вид – канал Сингел у ворот Пломпеторен в Утрехте. Художник долго жил в этом городе, и его многочисленные рисунки сохранили виды улиц, башен и двориков этого города.
Корнелис Дюсарт (Dusart(Du Sart) Cornelis). Ноябрь. Меццо-тинто.
ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Главное занятие ноября – заготовки на зиму, и Дюсарт подробно показывает процесс свежевания свиньи.
Корнелис Дюсарт (Dusart(Du Sart) Cornelis). Декабрь. Меццо-тинто.
ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Катание на коньках – характернейшая примета голландской зимы. Однако образ стремительно несущейся по льду пары имел в нидерландском искусстве XVII века и еще одно значение – радостей и превратностей любви.

Плитка керамическая. Нидерланды XVII-XVIII в. Фаянс; подглазурная роспись, обжиг. МГОМЗ.

Благодаря купцам голландские гравюры попали в Россию, где их сюжеты послужили в качестве образцов эмальерам, живописцам, книгоиздателям. Включенные в экспозицию выставки предметы из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника позволяют приоткрыть тему бытования гравюры в Голландии и России в XVII – XVIII веках.
Плитка керамическая. Нидерланды XVII-XVIII в. Фаянс; подглазурная роспись, обжиг. МГОМЗ.

Блестящий расцвет нидерландской керамики в XVII столетии был обеспечен работой мастерских нескольких городов – Роттердама, Амстердама, Харлингена, Гауды, Дельфта – последний, кстати, дал имя термину «delftware» - «дельфтский товар», «дельфтская», или просто «дельфт». Плитка для отделки стен и очагов, как и графические аллегорические серии с самой разнообразной тематикой, быстро покорила Европу.

Плитки изготовляли в технике подглазурной росписи, которая наносили вручную по белому «листу» необожжённой эмали. Рисунок не допускал поправок, требуя от автора предельно точного исполнения. В сюжетах росписей керамических плиток нашли отражение излюбленные темы голландской пейзажной живописи и графики: морские и архитектурные пейзажи, пасторальные и библейские сцены, выполненные в точном соответствии с изображениями на гравюрах.
Фрагмент. Елизар и Ревекка. Западная Европа. Ок. 1780. Веер plié.
Бумага, кость слона, фольга, гуашь; резьба, гравировка. МГОМЗ.

Каталог выставки.

Всем кто любит гравюры, мы советуем сходить на эту выставку, которая переносит вас в Средневековые Нидерланды, раскрывает тайный символизм сюжетов. Ведь прикоснуться к символам прошедших времен так сказать «в живую», намного лучше, чем почерпнуть знания из очередной энциклопедии символов. Тем более что многие гравюры никогда не выставлялись, поэтому у вас есть уникальная возможность увидеть эти произведения. Потом они опять на долгие годы уйдут отдыхать от света в фонды музея. Надеемся, что этот первый опыт сотрудничества двух музеев найдет продолжение и в следующем году.


Выставка продлится до 23 февраля 2016 года.

Адрес: проспект Андропова, д.39. Проезд до ст. м. Каширская. От ст. м. Коломенская добираться не удобно и далеко. Карта тут.
Режим работы: вторник – пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00
Понедельник - выходной.
Цена билета: полный - 150 руб. Льготный - 50 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МЗП Коломенское” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com