?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На ВДНХ в павильоне №59 «Зерно» проходит интересная выставка «История моды: от авангарда к ГОСТу», посвященная истории текстиля и моды России 1920–1960-х годов. Экспозиция объединила больше ста экспонатов из собраний профильных российских музеев, архивов и частных коллекций. Оригинальные эскизы, образцы тканей, фотографии, плакаты, журналы мод и костюмы рассказывают об особенностях дизайна, уместившихся на отрезке четырех десятилетий.
Общий вид зала

Заходя в небольшой зал, вы словно окунаетесь в прошлое. И перед вашими глазами предстаёт настоящая летопись страны – её история в тканях и моделях, эскизах и готовых платьях. Экспозиционное пространство разбито на разделы, которые подробно повествуют о различных десятилетиях. Мы привыкли думать, что моды в советское время не было. До моды ли, когда нужно строить светлое будущее? Однако, это не так. И здесь вы сможете в этом убедиться.

Любовь Попова. Эскизы для ткани.
1923-1924 гг. Бумага, гуашь. Собрание Андрея Сарабьянова.



Образец ткани. 1930-е гг.
Частное собрание.

Однако мода умело была поставлена на службу общей идее. Ткань для массового пошива одежды теперь является и холстом, задающим нужным настрой и правильное направление, а простой орнамент уступает место пропаганде. Дизайн тканей наряду с литературой Маяковского и Брика, татлинской мебелью, авангардной полиграфией Гана и Лисицкого, супрематическим фарфором Малевича и биомеханическим театром Мейерхольда стал социально-антропологической практикой, направленной на воспитание масс.

Соня Делоне. Эскизы женской одежды.
1924-1925 гг. Альбом пушуаров (трафаретных композиций).
Собрание Бориса и Марины Молчановых.



Любовь Попова. Эскиз платья.
1924 г. Бумага, тушь, гуашь. Собрание Андрея Сарабьянова.

Важные для советской истории моменты фиксировались на агитационных платках, вошедших в ассортимент крупнейших текстильных фабрик — Прохоровки, Первой ситценабивной, Трехгорки, Иваново-Вознесенского треста и других. Один из таких платков, выпущенный в серии «15-летие Октябрьской революции», представляет собой портрет Ленина в редкой иконографии Спаса в Силах — то есть на престоле, на роль апокалиптических животных выбраны Троцкий, Маркс, Энгельс и Калинин. Мы уже не раз сталкивались с переработкой церковных идей, так иконографичные изображения можно увидеть в московском метро. И вот ещё одно место встречи.

Николай Демков. Платок с агитационным изображением Владимира Ленина.
Вторая половина 1920-х - начало 1930-х.
Иваново-Вознесенская мануфактура. Хлопок. Частное собрание.



Николай Демков. Платок с агитационным изображением Владимира Ленина. Фрагмент.
Вторая половина 1920-х - начало 1930-х.
Иваново-Вознесенская мануфактура. Хлопок. Частное собрание.



Агитационный платок.
1930-е гг. Частное собрание.

Ярко, красочно и насыщенно. Цвета говорят сами за себя. Всё здесь призывает к вере в лучшее, к стремлению вперёд. Служил ли этот отрез платком или был частью холста, который планировалось пустить на платья, нам не известно. Но что-то завораживающее в это рисунке точно есть. И уж наверняка за девушкой в таком платье парни бы сами "в штабеля складывались".

Ткань с набивным орнаментом "Кремль".
1930-е гг. Частное собрание.



Фрагмент. Ткань с набивным орнаментом "Кремль".
1930-е гг. Частное собрание.

В 1940–1950-х годах на отечественном ситце, штапеле и крепдешине преобладал оптимистичный рисунок в виде мелких цветочных букетиков нежных расцветок и легендарного горошка. Ткани Веры Скляровой, будущего главреда «Журнала мод», привнесли в женский быт яркость и романтику. После войны у каждой пятой советской женщины было платье с цветочным принтом, выполненным по ее эскизу.

Платья. 1940-1950-е гг.
Собрание Аси Аладжаловой.



Платья. 1940-1950-е гг.
Собрание Аси Аладжаловой.

Отдельного внимания заслуживают платья из собрания Аси Аладжаловой. Стиль new look – пышные юбки, изящные силуэты, тонкая талия – пробивался в советскую действительность со страниц Burda Moden и будоражил воображение наших женщин. В таком платье легко почувствовать себя самой прекрасной. Вспомните фильм «Девчата». Тот прекрасный момент, когда девушки собираются на вечер и превращаются из простых рабочих девчат в ватных штанах и тёплых ватниках, в нежных принцесс, с тонкими талиями и смешливым взглядом. Женщина мечтает быть красивой всегда и везде. И на выставке вы сможете увидеть идеал прекрасного 1940-1950 годов.

Платья. 1960-е гг.
Собрание Аси Аладжаловой.



Платье. 1960-е гг.
Собрание Аси Аладжаловой.

Но вот пришли 1960 и мода разительно изменилась. На замену пышным юбкам и тонким талиям пришли геометричные А-силуэты. Теперь царствует треугольник и квадрат. Зато расход ткани становится в разы меньше. Конечно же, эти модные веяния тоже пришли к нам из Европы, из столицы моды – Парижа. Однако, одно из первых имён, которое вспоминается при взгляде на эти платья, это имя британской супермодели Твигги, ставшей в 1966 году Лицом года по версии «Daily Express». А у нас сразу приходит на ум замечательный мультфильм «Бременские музыканты», созданный в 1969 году. И тонкая тростиночка принцесса, в мини-платьице треугольничком.

Образец ткани. 1930-е гг.
Частное собрание.



Образец ткани. 1930-е гг.
Частное собрание.

Последний блок выставки связан с поисками новых дизайнерских решений 1960-х. Здесь можно увидеть образцы тканей самых неожиданных расцветок и рисунков. Далеко не все из них пошли в массовое производство. Впрочем, разглядывая их понимаешь, почему так. Всё же не любой творческий поиск стоит переносить на ткань, из которой потом будут шиться вещи для повседневной носки.

Образец ткани. 1930-е гг.
Частное собрание.



Самый яркий пример — орнаменты Анны Андреевой, художницы экспериментального отдела фабрики «Красная роза», последовательницы Элия Белютина. Белютин, возглавив курсы повышения квалификации на Трехгорной мануфактуре и при Комбинате имени Свердлова, пробудил интерес советских текстильных дизайнеров к историческому авангарду и коллажной технике.

Образец ткани. 1930-е гг.
Частное собрание.



Вид выставочного зала.

Выставка занимает совсем не много места и, кажется, что можно быстренько пробежать её, составив основное впечатление. Но это не так. Пройти её приятно именно неспешно, вдумчиво, всматриваясь в образцы тканей, эскизы платьев, в цвета и модели, проникая в не такое уж и давнее прошлое и пытаясь понять его, возможно несколько иначе осмыслить. Это очень интересно, на наш взгляд.

Вид выставочного зала.

Выставка продлится до 28 февраля 2016 года.

Адрес: ВДНХ, павильон №59 «Зерно».
Время работы: ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 22:00.
Цена билета: взрослый билет — 250 рублей, льготный билет — 100 рублей.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ВДНХ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com