?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы продолжим рассказ о выставке «Александр Герасимов. К 135-летию художника» в Государственном историческом музее. Первую его часть вы можете прочесть здесь.
Экспозиция знакомит гостей не только с портретами Сталина и заказными картинами на революционную тематику. Из его обширного и многообразного наследия зритель увидит ранние пейзажи 1910-х годов, парижские сцены 1930-х, яркие путевые акварели из Индии и Китая 1950-х.
Натюрморт с букетами роз. 1947. Холст, масло.

«Я всегда любил писать цветы: розы и пионы, поскольку видел в них предельное сосредоточение жизненных сил природы и ее обаяние. Они как-то по особенном возбуждали мою творческую фантазию, дразнили огромными возможностями богатых красочных воплощений. Когда же мне пришлось увидеть, с каким неистовством и увлеченностью пишет розы Константин Алексеевич Коровин, когда я многократно любовался картинами цветущих пионов в цветнике подмосковной Гиляевки, я ощутил свой долг перед искусством, свою обязанность художника отразить в своих цветах эти прекрасные создания природы. Константин Алексеевич Коровин, конечно, делал это лучше. У меня, как у степняка, в розах другое: мощь и изобилие земных сил черноземного плодородия».
Натюрморт. Полевой букет. 1952. Холст, масло.

«Какое огромное наслаждение писать цветы, особенно полевые – они приносят с собой в мастерскую аромат родной природы, вызывают в памяти приятные воспоминания. Цветы – это благоухающие соки земли, бьющие через ее толщу. Я люблю природу; мило и дорого мне все, что в таком изобилии рождает земля – будь то пионы или георгины, розы или полевые цветы, рябина или акация. Перед окном моей мастерской в Соколе до заморозков цветет огромный куст алых роз. Натюрморты «прочищают» глаз художника-живописца. Пишешь цветы – будто отдыхаешь после утомительной дороги с ухабами и выбоинами».
Полдень. Летний дождь (Сирень на окне). 1950-е. Холст, масло.

А вот таким красочным и ярким запомнился художнику Париж с его вечерей жизнью, кабаре и развлечениями. Какая огромная разница между этими картинами и портретами вождей, которыми художник запомнился большинству.
Париж. Кабаре. 1934. Холст, масло.

Париж. Улица Виаванни. 1934. Холст, масло.

Из своих путешествий по Индии и Китаю Александр Михайлович привез акварельные зарисовки, которым посвящен целый зал экспозиции. Здесь царят совсем другие цвета и другое настроение. Из пышности и помпезности вы попадаете в атмосферу мягкогкости и лёгкой ностальгии. Даже цвет стен зала, зелёный, навевает совсем другие эмоции.
Гробница Сунь Ят Сена. 1954. Бумага, акварель.

Сунь Ятсен (1866 — 1925) — китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации».

Но основу экспозиции все же составляют портреты известных личностей той эпохи.
Фрагмент. Портрет настоятеля Кентерберийского собора
лауреата Сталинской премии «За укрепление мира между народами» Хьюлетта Джонсона. 1952. Холст, масло.

На фоне Кентерберийского собора изображён его настоятель - Хьюлетт Джонсон (англ. Hewlett Johnson; 1874-1966). За поддержку Советского Союза на Западе его прозвали «красный настоятель» или «красный декан Кентербери». В своих проповедях в главном собор Англии он в течении 30 лет говорил об СССР как о «христианском рае». Он выступал за скорейшее открытие Второго фронта в Европе и был в числе деятелей убедивших Сталина в необходимости восстановления Московской патриархии. Другой его инициативой стала организация фонда помощи СССР. Этот фонд передал медикаменты на 1,5 млн. фунтов стерлингов.

Герасимов написал первый портрет Джонсона в 1945 году, когда тот получил орден Трудового Красного Знамени. В 1951 году Джонсон был удостоен международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами».
Фрагмент. Беседа президента США Франклина Делано Рузвельта с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви.
Тегеранская конференция. 1944. Холст, масло.

Мохаммед Реза Пехлеви (1919 — 1980) — тридцать пятый и последний шах Ирана с 1941 по 1979 из династии Пехлеви. Исламская революция 1979 года свергла шаха, который был вынужден покинуть страну и умер в изгнании в Каире в следующем году. На волне реакции против реформ последних шахов к власти пришли исламские фундаменталисты во главе с аятоллой Хомейни. В сентябре 1941 года, после оккупации Ирана английскими и советскими войсками и отречения и ссылки своего отца Резы Пехлеви, Мохаммед Реза Пехлеви был провозглашён шахиншахом Ирана и вместе с правительством выразил желание сотрудничать с Великобританией и СССР, подписав с ними в 1942 году союзный договор. 9 сентября 1943 года шах своим указом объявил войну нацистской Германии.
Автопортрет. 1922. Холст. Масло.

Ню. 1912 г. Холст, масло.

«Когда я у Коровина был официальным учеником, он мало обращал на меня внимания. Теперь же его отношение ко мне стало другим. Хорошо помню учебную постановку: Коровин посадил обнаженную натурщицу на новый сосновый сундук. Разницу в тонах между деревом и телом мне удалось схватить. Коровин вдруг остановился около меня, посмотрел на этюд и сказал:
- Знаете, что-то проснулось в вас. Это интересно. А то я как-то смотрел на вас неуверенно!
И еще одну натурщицу я писал у Коровина, поставив ее за свой счет. Очень красивая была натурщица. Сидела она на табурете, на котором лежала пегая телячье шкура. И опять Коровин одобрил меня: «За этот этюд натурщицы вы просто герои!»


Приходите на выставку смотреть полотна «воинствующего художника-реалиста», творца сталинского канона, узнавать свою историю, попытаться осмыслить и творчество самого художника в сталинскую эпоху и саму эпоху с ее мифами и мифотворцами. Приходите открыть для себя художника с самых разных сторон, ознакомиться с его творчеством и увидеть, возможно, не самые известные, но очень интересные его произведения.


Выставка продлится до 16 мая 2016 года.

Адрес: Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы: пн, вт, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) пт, сб, с 10:00 до 21:00 (касса до 20:00)
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.
Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вне зависимости от гражданства - бесплатно.
В последнее воскресение каждого месяца входной билет для студентов дневной формы - 10 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com