?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы хотим привлечь ваше внимание к замечательной выставке, проходящей в павильоне «Карелия» на ВДНХ, под названием «Авиация. Утро новой эры. Россия 1910–1935 гг.». Здесь мы сможете прикоснуться к рождению и первым шагам авиации в нашей стране. Узнать об изобретателях и первых авиаторах, о мощи и гигантских аппаратах страны Советов. А также об первом военном применении самолетов во время Великой войны.
Модель самолета Можайского.

В 1882 году увлекшийся воздухоплаванием контр-адмирал Александр Можайский приступил к конструированию парового аэроплана. До сих пор неизвестно, смог ли аппарат оторваться от земли или потерпел аварию, так и не поднявшись в воздух (точных чертежей с измерениями аэроплана не сохранилось). Продолжить опыты контр-адмирал не смог, поскольку не получил государственного финансирования. Несмотря на явную неудачу, самолет Можайского считается точкой отсчета для российских летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Кинопроектор «Кок». Франция. 1912-1925. Политехнический музей.

Конец XIX века и начало XX века – короткий отрезок времени, за который человек совершил невиданный скачок в развитии технологий, изменивших повседневную жизнь. Одно за другим появились изобретения, о которых до того мечтали только авторы фантасты. Появления автомобили, синематографа, фонографа. Стремительный темп развития прогресса давал изобретателям начать эру самолета.
Скульптурный портрет Н. Жуковского. Скульптор В. Андреев.
Научно-мемориальный музей профессора Н.Е Жуковского.

Николай Егорович Жуковский (1847— 1921) — русский механик, создатель аэродинамики как науки.— Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической механики Императорского Московского технического училища (с 1918 г. — Московского высшего технического училища); член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894).Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полёта птиц, 3 ноября 1891 года сделал доклад «О парении птиц». В 1892 году сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко»; составив основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела (то есть при постоянном угле атаки), Жуковский нашёл траектории при различных условиях движения воздуха, в том числе теоретически предсказал возможность мёртвой петли. В 1897—1898 гг. Н. Е. Жуковский исследовал причины возникновения аварий в Московском водопроводе; 21 февраля 1898 года сделал на собрании учёных и инженеров в Политехническом обществе доклад о явлениях гидравлического удара, вскрыв его механизм, вывел формулы, связывающие скорость течения, давление, плотность с радиусом трубы, в зависимости от времени и расстояния рассматриваемого сечения от выбранного начала координат. В 1904 г. Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.
Демонстрационный прибор «Петля Нестерова». Россия, начало XX в. Политехнический музей.

Пётр Николаевич Нестеров (1887 —1914) — русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран. Идея «мёртвой петли» зародилась у Нестерова ещё до 1912 года, но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность её выполнения. Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу. С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11 авиаотряд принимал участие в боях за Львов. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами.
Мёртвая петля в авиации — фигура сложного пилотажа в виде замкнутой петли, в России известная также как «петля Нестерова». Представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля называется правильной, если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости.
Фрагмент модель самолета «Русский витязь».

На выставке можно увидеть много можелей различных самолётов. Например самолёт «Русский витязь»(С-21 «Большой Русско-Балтийский») — первый в мире четырёхмоторный самолёт, давший начало тяжёлой авиации. Создан И. И. Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов. Самолёт был построен на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге в начале 1913 года. Скорее всего именно поэтому кабина самолёта походила на железнодорожный вагон. Самолёт «Русский витязь» сыграл важную роль в истории авиации — он являлся прототипом всех дальнейших тяжёлых самолётов с двигателями, установленными в ряд на крыле независимо от их схемы. Самолёт создавался зимой 1912—1913 годов. Первоначально назывался «Гранд» (фр. Le Grand) и имел 2 мотора, в мае 1913 года был переименован в «Большой Русско-Балтийский», а в конце июня — в «Русский Витязь». Самолёт вышел удачным и является предметом заслуженной национальной гордости. Прямым его продолжателем является самолёт «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 года.
Фрагмент модель самолета «Русский витязь».

Фрагмент модель самолета «Русский витязь».

С началом Первой Мировой войны авиация начала применяться в боевых действиях, сначала она привлекалась к разведывательным операциям, но в ходе боевых действий отрабатывалось так же и бомбометание. Так например самолет «Илья Муромец» не задумывался как военная машина. Но в ходе войны на нем появилась 37-миллимитровая пушка Гочкинса, два пулемета «Максим», два ружья-пулемета «Мадсен» и конечно бомбы. Его бомбовая нагрузка составляла 520 кг. 23 декабря 1914 года император Николай II подписал указ о создании Эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков.
Флаг воздухоплавательных частей русской армии (1884-1917).
Реконструкция. Политехнический музей.


Георгиевский кавалер Марсель Пля моторист-стрелок биплана «Илья Муромца». 1916.

На одном из «Муромцев» мотористом-стрелком служил полинезиец (гражданин Франции) Марсель Пля; он переехал в Россию еще в детсве, а вначале войны добровольно поступил на службу в русскую армию. В одном из сражений самолет получил 70 пробоин, командир экипажа был ранен шрапнелью и находился без сознания. Пока остальные выравнивали падающий самолет, Марсель Пля выбрался на крыло и занялся ремонтом поврежденных двигателей. Вот как об этом рассказывал очевидец: «Все немного пришли в себя, оказали первую помощь командиру, который находился в бессознательном состоянии. В этот момент из верхнего люка свалился Пля. Все остолбенели. Кто-то не выдержал: «Марсель, ты ведь должен был лететь к земле самостоятельно!» Оказывается, предусмотрительный француз привязался ремнем к стойке крыла, и, когда «Муромец» падал, он в шоковом состоянии болтался в воздухе».

После падения монархии, Октябрьской революции и выхода России из Первой мировой войны Гражданская война разделила авиаторов так же, как и всех остальных. Большевикам досталась практически вся материальная часть Императорского военно-воздушного флота, но большинство летчиков не желали сражаться в рядах Красной армии. В ходе Гражданской войны авиастроение пришло в глубочайший упадок.
Новая власть после завершения Гражданской войны начала создавать свой воздушный флот, который должен был завоевывать новые рекорды и показывать достижения первой страны рабочих и крестьян. Но не только самолеты владели умами людей того времени. Огромные и удивительные дирижабли бороздили просторы воздушного океана в те времена. Возможно они когда-нибудь вернуться в небо, используя новые технологии.
Дирижабль N-4 Italia.

Арктическая экспедиция на дирижабле собственной конструкции была уже второй для итальянца Умберто Нобиле. В 1928 году дирижабль «Италия» добрался до Шпицбергена, но потерпел катастрофу на обратном пути. Часть экипажа погибла, остальные остались на льду. 3 июня советский радиолюбитель Николай Шмидт из деревни в Северо-Двинской губернии поймал сигнал радиостанции лагеря Нобиле на самодельный приемник. 16 июня из Ленинграда вышла спасательная экспедиция на ледоколе «Красин», которой руководил полярный исследователь-географ Рудольф Самойлович. Сам Умберто Нобиле был вывезен шведским летчиком. Остальную команду подобрал «Красин».
Балка дирижабля. СССР. 1930-е гг. Политехнический музей.

С мая 1932 года Нобиле руководил процессом создания дирижаблей полужесткого типа (матерчатый корпус служит также несущей конструкцией, форму аппарат приобретает только под давлением газа) на «Дирижаблестрое» в Долгопрудном. Через год был создан первый советский полужесткий дирижабль «СССР В-5». Затем – «СССР В-6» (Осовиахим) на основе конструкции итальянского дирижабля N-4. В 1937 году «Осовиахим» установил мировой рекорд длительности беспосадочного перелета – 130 часов 27 минут. В 1938 году при попытке выяснить, может ли дирижабль участвовать в экспедиции Папанина, в районе Белого моря оледенел и врезался в гору. Погибло 13 человек. К концу 1930-х из-за большого количество аварий Германия и СССР отказались от производства дирижаблей.
Дирижабль К. Циолковского. СССР. (1930-е гг.) Модель.
Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России.

А теперь мы перейдем к самолетам-гигантам, которые создавались в Советском Союзе, модели некоторых из них вы можете увидеть если посетите эту выставку.
Самолет К-7 (1933) конструкции К. Калинина. Модель. М 1:50.
Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России.

К-7 — советский экспериментальный многоцелевой (варианты — бомбардировщик, десантный и тяжёлый пассажирский) самолёт-гигант конструкторского бюро К. А. Калинина. Был разработан в начале 1930-х годов с использованием оригинальных конструкторских решений, новых технологий и материалов. Проходил лётные испытания в 1933 году, однако, в связи с выявленными недостатками конструкции, а также катастрофой первого изготовленного самолёта, испытания завершить не удалось. В 1935 году, в связи с изменением советской концепции самолётостроения, строительство двух новых образцов машины было приостановлено, а затем все работы над самолётом К-7 прекращены.
Проект «Звено» на основе ТБ-5.

Еще во времена Первой мировой войны появились тяжелые многомоторные самолеты и легкие одномоторные машины для воздушного боя – истребители. Последние имели большую скорость и маневренность, но их максимальная дальность полета была невелика и они могли использоваться лишь относительно недалеко от аэродрома. В 1930-е годы руководством ВВС СССР был запущен проект «Звено». Вдохновителем и главным инженером проекта был Владимир Вахмистров. Его идея заключалась в создании составного самолета, который сможет сможет нести на себе легкие истребители. За десятилетие работы было создано множество вариантов «Звена», самой масшатбной стала модель «Звено-Авиаматка»: к самолету ТБ-3 крепились сразу 5 истребителей, способных как отделяться от носителя прямо в полете, так и крепиться к нему.
Проект «Звено» на основе ТБ-5.

Модель ТБ-1 (АНТ-4)

Туполев ТБ-1, (АНТ-4), Г-1 — советский бомбардировщик. Первый в мире серийный цельнометаллический тяжёлый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Самолёт был разработан за 9 месяцев и выполнен в металле в 1925 году. Серийно строился с лета 1929 до начала 1932. Всего было построено 212 самолётов этого типа. На вооружении состоял до 1936 г. После снятия с вооружения был передан в Аэрофлот где под маркой Г-1 (грузовой-первый) использовался по меньшей мере до 1945 года. Серийный экземпляр ТБ-1 «Страна Советов» (АНТ-4) без вооружения — выполнен в 2 экземплярах для рекордного перелёта Москва — Дальний Восток — Тихий океан — Нью-Йорк. Исторический для СССР перелёт был начат 8 августа 1929 года, но был прерван вынужденной посадкой в тайге под Читой. Самолёт был разбит, но экипаж не пострадал и вернулся в Москву где вновь стартовал 23 августа 1929 года. Экипаж в составе командира С. А. Шестакова, второго пилота Ф. Е. Болотова, штурмана Б. В. Стерлигова и Д. В. Фуфаева совершил перелёт по маршруту Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк общей протяжённостью 21242 км из них 7950 км над водой. Полётное время составило 137 летных часов. На участке от Хабаровска до Сиэтла колесное шасси было заменено на поплавковое. Поплавки были взяты от самолёта ЮГ-1 и удлинены на 0,4 метра из-за большей массы.

Фрагмент «Азбуки Добролёта»

17 марта 1923 года было создано Акционерное общество российского добровольного воздушного флота «Добролёт» для организации внутренних и международных авиаперевозок и развития отечественной авиационной промышленности. 15 июля 1923 года в России была открыта первая регулярная авиалиния Москва – Нижний Новгород. Лётчик Я.Н. Моисеев совершил перелёт на самолёте «Юнкерс-13» с четырьмя пассажирами на борту. В 1932 году был принят советский «Воздушный кодекс». На базе «Добролёта» и акционерного общества «Укрвоздухпуть» было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота и учреждено официальное наименование гражданской авиации страны – «Аэрофлот».

Но не только победы и новые рекорды сопутствовали авиации, были и трагедии. Одной из самых известных стала катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький». АНТ-20 «Максим Горький» — советский агитационный пассажирский 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси.Этот самолет участвовал в параде над Красной площадью во время встречи челюскинцев. Самолёт эскортировали два истребителя И-5. М.М. Громов и Н.С. Журов на этом самолёте в том же 1934 году установили два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 м. На самолёте во время визита в СССР совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери.
18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. В ходе этого полета произошло столкновение истребителя и АНТ-20. Самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол. Погибло 49 человек, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей.
Члены правительства Н. Хрущев (слева) и Н. Булганин на похоронах жертв гибели «Максима Горького». 1935 .

Приходите на эту выставку, чтобы узнать об авиации в нашей стране, об интересных проектах и забытых именах. Взлеты и падения, известные и забытые истории, вписанные в историю авиации, снова предстанут перед вами. Еще есть возможность окунуться в эпоху романтиков неба. И не забудьте посетить вторую площадку этой выставки - самолет Як-42, установленный на площади Промышленности. Самолет появился на ВДНХ в 1980 году. Ретроспективные материалы — фотографии и статьи из старых газет и журналов — расскажут об истории создания самолетов Як-42, опытно-конструкторском бюро им. А.С. Яковлева, о самом авиаконструкторе, а также о рекордах, установленных на этом самолете.

Выставка продлится до 27 марта 2016 г.

Адрес: Проспект Мира 119, ВДНХ, павильон №67 «Карелия». Проезд до ст. ВДНХ. Карта ВДНХ.
Время работы: Ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 22:00.
Цена билета: 250 рублей — взрослым, 100 рублей — детям до 16 лет, пенсионерам и студентам дневных форм обучения, бесплатно — детям до 6 лет, детям-сиротам, детям без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ, многодетным семьям.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ВДНХ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com