?

Log in

Previous Entry | Next Entry

19 февраля в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736 – 1808).

Ф.С.Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. 1772
Холст, масло. 59,8 х 47,5. Третьяковская галерея
Фёдор Степанович Рокотов в Третьяковской галерее – это 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века. Один из главных портретистов своей эпохи, он работал для петербургской и московской аристократии. Наследие художника впервые представлено в контексте мира усадебной культуры.
Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Она резюмирует исследования последних 50 лет и представляет зрителям новый взгляд на наследие художника. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И.Э.Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году.
Помимо работ, бесспорно принадлежащих кисти Рокотова, она представляла много произведений художников его круга. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А.И.Куракиной, В.Н.Голицыной, неизвестной в темно-красном платье, неизвестного в губернском мундире и неизвестного генерала.

Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Первый отражает время становления живописца – период его работы в Петербурге. Как показали результаты последних исследований, два парадных портрета Екатерины II этого времени были созданы не самим художником, а учениками его мастерской.

Поскольку Рокотов был автором композиционного решения этих изображений, он поставил на них свою подпись. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Это время расцвета творчества Рокотова, связанное с работой над портретами многочисленных дворянских семейств. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца, исполненным для интерьеров "фамильных гнезд" – усадебных дворцов. Благодаря работам исследователей удалось очертить круг 26 усадеб, откуда происходит часть произведений Рокотова. Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию.

Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. В созданных им образах открываются душевные качества модели. В них читается поэтика камерности и "интонация светского полушепота": отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Среди них можно найти и первый масонский журнал "Утренний свет" Н.И.Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. В целом экспозиция позволит составить достаточно полное представление об эпохе Просвещения в России.

Материал выставки раскрывает почти детективные истории XVIII века, интересные для современного зрителя, даже мало знакомого с этой эпохой. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников, и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С.П.Дягилевым.

Технико-технологические методы экспертизы решили остававшуюся для предыдущих исследователей загадку неодинаковой сохранности произведений. Экспертиза показала, что с рубежа 1760–1770-х годов Рокотов каждое десятилетие экспериментировал с количеством и составом связующего в красках.

Вместе с другими проектами сезона ("Валентин Серов", "От Елизаветы до Виктории", "Гелий Коржев") выставка Фёдора Рокотова демонстрирует многообразие вариантов жанра портрета.


Выставка продлится до 24 апреля 2016 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: взрослый - 400 руб., льготрый - 150 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com