?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка под названием «Мир впечатлений и впечатления от мира. Путешествия доктора Живаго». С первых же минут в экспозиции вас захватывает давно ушедшее время под название Belle Époque. Рассказ о мире, о путешествиях запечатленных доктором Живаго на стереопары, соседствует с впечатлением художников, которые начали новую эпоху в живописи уже со своим взглядом на мир. Фотооборудование XIX и начала XX века, с деревянными корпусами, латунными рычажками, на которых играют световые блики, все это создает удивительное впечатление от экспозиционного пространства, которое безжалостно выхватывает вас из современности и переносит в прекрасную эпоху. И мы приглашем вас пройтись по выставке, вдохнуть остатки воздуха далекой эпохи и наполнимся своими впечатлениями от взгляда в уже недостижимый мир.
Стереоскопический складной фотоаппарат с откидной передней стенкой. Ок. 1910.
Фирма «Emil Busch Optische Anstalt, A.G.» (Ратенов, Германия). Из собрания Политехнического музея, Москва.

Бурное развитее фотографии, привел к тому, что в свои туристические поездки средний класс стал брать фотоаппараты. Но диковинки всегда привлекали внимание публики. Одной из таких диковинок стала стереофотография, или как сейчас модно говорить фотография с эффектом 3d. Одним из популярных стереофотоаппаратов стал вераскоп Жюля Ришара (Vérascope Richard). Торговый дом братьев Ришар сумел предоставить пользователю всю линейку оборудования, начиная от самого фотоаппарата и заканчивая проектором для демонстрации фотоизображения публики. Именно на такой вераскоп и делал фотографии герой выставки. Так кто же он был этот доктор Живаго? Ведь в основном при этом имени мы вспоминаем литературного героя.

Настольный магазинный стереоскоп. 1895-1900. Фирма «О.Рихтеръ» (Санкт-Петербург, Российская империя).
Из собрания Политехнического музея.

Александр Васильевич Живаго (1860-1940) – родился в семье, принадлежавшей к старинному купеческому роду. После окончания медицинского факультета Императорского Московского университета определился в Голицынскую больницу в Москве (ныне Городская клиническая больница №1 имени Н.И. Пирогова). Профессиональные занятия не мешали ему вести активную светскую жизнь. Увлечением его жизни был театр. В Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве хранятся его театральные дневники, которые он вел на протяжении всей жизни с 14-летнего возраста.
Членский билет Русского фотографического общества на имя А.В. Живаго. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Живаго был членом всевозможных обществ, как профессиональных, так и любительских, в том числе Русского фотографического общества, Московского общества охоты имени Императора Александра II. C 1897 года Александр Васильевич начинает активно путешествовать. Сначала по России – Крым, Волга, Кавказ. В 1900 году он посещает Всемирную выставку в Париже. Далее начинаются путешествия по Скандинавии, Европе, странам Северной Африки. В 1909 году он со своими друзьями отправляется в Египет. С этого момента он начинает активно увлекаться коллекционированием памятников древних цивилизаций и самой историей этой древней страны.
Пригласительный билет на торжественное заседание в Картинной галерее Румянцевского музея,
посвященное 600-летию со дня смерти Данте. 20 октября 1921. Из фондов Отдела рукописей ГМИИ им. А.. Пушкина.

Многолетнее изучение Древнего мира сделало его имя известным среди специалистов и в 1919 году он был приглашен на работу в Музей изящных искусств на должность ученого секретаря. В дальнейшем он перешел в Отдел классического Востока на должность лектора-руководителя. Его лекции сопровождались стереофотографиями, которые были сделаны в ходе его путешествий. Живаго умер в 1940 году, завещав свои коллекции, библиотеку, фотоархив Музею изобразительных искусств. Так что эта выставка не только дань прекрасной эпохе, импрессионистам и искусству фотографии, но и дань памяти своему коллеге современных музейных работников. И это в двойне отрадно, что музей рассказывает нам о своих сотрудниках, об их увлечениях и связях с эпохой. Ведь кроме коллекции музей делает коллектив, который трудится над ее сохранением и популяризацией.
Комбинированной стереоскопический фотоаппарат (стереожюмель) «Le Glyphoscope» с постоянным фокусом. 1912-1914. Фирма «Jules Richard» (Париж, Франция). Из собрания Политехнического музея.

Но что же мы всё о фототехнике, о Живаго? Где же погружение в эпоху, где два взгляда на окружающий мир, спросите вы. Мы вам всего лишь приоткроем туда дверцу. Ведь смотреть стереофотографии нужно на выставке, через специальное оборудование, а наслаждаться полотнами импрессионистов вообще надо только в непосредственном контакте с ними.
Жан Беро. Набережная Сены у моста искусств в Париже.Холст, масло.

Париж. 1905. Столкновение трамваев. Фото Н.Н. Петухова. Стереопара на стекле.

Камиль Писсаро. Открытый проезд в Париже (Эффект снега. Утро). 1898. Холст, масло.

Пароход «Берлин» на погрузке. Италия. Неаполь. 1909. Фото А.В. Живаго. Цифровая печать.

Особенно интересно , читать надпись которыми сопровождал Александр Васильевич свои фотографии. Каллиграфическим подчерком они нанесены на отпечатки. И этот прекрасный переход с русского на французский и обратно, когда удобней тогда и применяем подходящий язык, зачем заниматься переводом, ведь и так всем все понятно.

Гюстав Курбе. Хижина в горах. Около 1874. Холст, масло.


Винсент ван Гог. Фрагмент. Море в Сент-Мари. 1888. Холст, масло.


Финский залив. 1901. Фото А.В. Живаго. Цифровая печать.


Экспозиция одного из залов.

А какие чемоданы здесь выставлены. Сразу понимаешь, что ты путешествуешь. И обратите внимание на рекламные плакаты, рекламирующие путешествия и туристические компании. Каждая компания стремится привлечь внимание туриста именно к себе, предлагая поехать путешествовать в интереснейшие места, отдохнуть или отправиться на лечение. Яркие краски, многообещающие изображения. Всё это тоже дышит духом эпохи, передают её невероятное настроение.

Гуто де Алези. Фрагмент. Железнодорожное сообщение Париж-Лион-Средиземноморье. Ментон. 1890-е. Цветная литография.


Гуто де Алези. Фрагмент. Железнодорожное сообщение Париж-Лион-Средиземноморье. Ментон. 1890-е. Цветная литография.

Особо хочется обратить ваше внимание на редкие фотографии, виды с которых уже сами стали историей. Ну кто простого туриста пустит на спину Сфинкса? А где вы увидите павильоны Всемирной выставки 1900 года в Париже, как не на этих фотографиях?
Египет. Гиза. 1910. Алекснадр Живаго (в центре) на спине у большого Сфинкса занесенного песком.
Фото Ф.Н. Щербачёва. Цифровая печать
.

И когда еще можно будет лицезреть наш родной Московский Кремль в Париже? Узнаёте эти башни? Это русский павильон, изображающих Московский Кремль.
Париж. Всемирная выставка. 1900. Слева дворец Трокадеро, справа за фонтаном русский павильон, изображающий Московский Кремль.
Фото Ф.Н. Щербачёва. Цифровая печать.

К сожалению эпоха прошла. Войны и новые течения в искусстве занесли ее песком времени. Но она откликается в кино, литературе и завораживает нас своей красотой, безграничным миром и своим стилем. Как легко можно все потерять увлекшись экспериментами, которые готовил XX век. Нет, не могу больше! Пойду приму триста капель эфирной валерьянки! (с)
Эжен Фромантен. Фрагмент. В ожидании переправы через Нил. 1872. Холст, масло.

Друзья приходите на выставку. Вы здесь сможете найти и полотна великих художников, и фотографию начала XX века и историю фототехники. И конечно же, дух времени и рассказ о сотруднике музея. Здесь сплелось воедино много тем и взглядов. Приходите, музей вас ждет.
Единственно, что хочется отметить отрицательно, это тяжело читаемый этикетаж черным шрифтом на графитовом фоне и в тени. Все таки надо думать и о людях с ослабленным зрением, этот текст не дегко прочесть даже тому, у кого зрение хорошее. А в остальном все просто безупречно.

Выставка продлится до 24 апреля  2016 года. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 14. Проезд до ст. метро Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина
Время работы: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;
чт, пт с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.
Цена билета: 300 рублей, льготный 150 рублей
по пятницам с 17:00 взрослый 400 рублей – , льготный 200 рублей
Бесплатно – дети до 16 лет.
Комплексный билет. Главное здание, Галерея (на посещение постоянной экспозиции Музея (без временных выставок), действителен в течение 5 (пяти) дней со дня покупки, обмену и возврату не подлежит): взрослый - 550 рублей; льготный - 300 рублей;
по пятницам с 17:00 взрослый - 800 рублей; льготный - 400 рублей.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com