?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее Востока открылась выставка «Квартал удовольствий». Выставка иллюстрирует историю Ёсивара - известнейшего японского квартала удовольствий, а также непростую судьбу его обитательниц. В состав экспозиции вошли более 150 гравюр периода Эдо (1603–1868 гг.).

Решение о создании в городе Эдо (ныне Токио) официального, лицензированного квартала удовольствий – Ёсивара – было принято в 1617 году. Открытый для посещения спустя несколько лет, Ёсивара действовал вплоть до середины XX века. В западной культуре не существует аналога лицензированным кварталам удовольствий: сложной иерархии женщин (юдзе) с их многочисленными рангами и регламентированными отношениями с покровителями.
Неизвестный художник школы Утагава. Бумага, цв. Ксилография (гравюра на дереве). XIX в.
Коллекция Кирилла Данелия.

Женщины из квартала удовольствий становились настоящими знаменитостями и привлекали внимание самых богатых людей Японии. В тоже время даже самые талантливые из них были обречены проводить в Ёсивара значительную часть своей жизни, год за годом отрабатывая деньги, потраченный на их наряды и обучение. Покинуть квартал они могли, только когда им исполнялось около тридцати лет или же если находился человек, готовый выплатить за них долги.
Утагава Хиросигэ. Весенний рассвет в квартале Син-Ёсивара, из серии Знаменитые виды Эдо.
Бумага, цв. ксилография (гравюра на дереве). 1839-1842 гг.

Расположенный вдалеке от центра города, окруженный стенами и рвом, квартал Ёсивара был местом работы нескольких тысяч женщин. Японская гравюра идеализировала их окружение, отражая желания и предпочтения жителей Эдо. Вокруг Ёсивара создавалась особая аура, и многочисленные литературные произведения, а также искусство гравюры в течении сотен лет поддерживали репутацию Ёсивара как элитного квартала удовольствий.
Утагава Кунисада (Тоёкуни III, 1786-1865).
История о великом пожаре в Ёсивара, также: Путь временных жилищ (каритаку): сто ночей в Фукакуса и Асакуса.
Том 1. Иллюстрированная книга. Автор текста: Танака Юко. Бумага, ксилография (гравюра на дереве). 1836. Коллекция Кирилла Данелия.

Как правило, девочки попадали в квартал удовольствий, когда им едва исполнялось 6-7 лет. Девочек туда отправляли родители или опекуны, испытавшие материальные трудности: бедные крестьяне, разорившиеся торговцы. За контракт своего ребенка они получали крупную сумму денег наличными. Обязательства по возвращению долга ложились на плечи детей в течение долгих лет девочки должны были отрабатывать стоимость своего контракта. Стандартынй контракт включал не только сумму, изначально выплаченную родителям, но и все затраты на обучение и даже стоимость одежды.
Кикугава Эйдзаи. Сопоставление прославленных цветов из «Зеленых домов». Ханамурасаки из Тамая.
Бумага, цв. ксилография (гравюра на дереве).

Поправив свое материальное положение, родители могли вернуть деньги владельцу публичного дома и таким образом выкупить девочку обратно, но обычно так никто не поступал. Во-первых сам факт передачи ребенка в квартал удовольствий не осуждался японским обществом. Помощь родителям занимала всегда почётное место в списках конфуцианских добродетелей, и такое поведение дочерей считалось благородным и в целом заслуживающим уважения.
Утагава Хиросигэ. Ива у ворот квартала Симабара, из серии Знаменитые виды Киото.
Бумага, цв. ксилография (гравюра на дереве). Около 1834 г.

Ёсивара был далеко не единственным кварталом удовольствий в Японии. В частности, в Киото долгие годы успешно действовал квартал Симабара. Однако изображения квартала Симабара встречаются в японской гравюре укиё-э гораздо реже.
Утагава Кунисада (Тоёкуни III, 1786-1865). Новая Ёсивара. Временные жилища в Бишу (провинция Овари).
Бумага, цв. ксилография (гравюра на дереве). 1861 год. Коллекция Кирилла Данелия.

Первым этапом в восхождении по «карьерной лестнице» был статус камуро(кабуро) – это были девочки, которые прислуживали юдзё. Обычно у популярных юдзё было по две камуро с созвучными именами. В основном камуро выполняли мелкие поручения. Более свободные в своих передвижениях, они становились связующим звеном между женщинами и внешним миром.
Утагава Кунитоми (Тоёнобу, 1820-1844). Ханаока из дома Дайкокуя.
Бумага, цв. ксилография (гравюра на дереве). XIX в
.

В Ёсивара существовала особая система рангов, которая менялась и модифицировалась с течением времени. В ранний период существования Ёсивара главные позиции в квартале занимали таю. Однако ранг таю исчез довольно быстро, и в коечном счете всё разнообразие рангов свелось к одном-единственному – ойран.
Китао Масанобу (Санто Кёдэн, 1761-1816). (Таю) Кисэгава и Мацухито из дома Мацубая.
Из серии Новые красавицы Ёсивара в зеркале собственной каллиграфии. Бумага, цв. ксилография (гравюра на дереве).
1784 г., перегравировка XX в.

Искусные исполнительницы, гейши были обучены игре на таких музыкальных иснтрументах, как кото и сямисен. Кроме того, они танцевали, пели и развлекали гостей изысканными беседами, непрестанно подливая сакэ и располагая к приятному времяпрепровождению. Интересно, что вплоть до 1750 г. в качестве гейш себя в основном идентифицировали мужчины. Именно они – отоко-гэйся – стали первыми гейшами в Японии, впоследствии уступив эту профессию женщинам.
Обычно девочки попадали в окия (дома гейш) в возрасте примерно десяти лет, и, прежде чем получить право именоваться гейшами, им предстояло пройти длительное обучение. Очень часто у гейш имелись покровители – данна, которые оплачивали стоимость их обучения и расходы на жизнь.
Утагава Хиросигэ. Акт VII из серии Сокровищница вассальной верности (Тюсингура).
Бумага, цв. ксилография (гравюра на дереве). 1835-1839 гг.

Вокруг квартала Ёсивара создавалсь особая аура, которую старательно поддерживали художники и писатели. Регулярно выпускались не только гравюры, но и также рейтинги, руководства по поведению в квартале, а также – подробные путеводители по Ёсивара. В эпоху расцвета Ёсивара в квартала работали около 3000 юдзё различных рангов.
Владельцев публичных домов иногда называли бохати (забывшие о восьми), поскольку те игнорировали восемь конфуцианских добродетелей: человечность, долг-справедливость, чуткость, ум, преданность, искренность, сыновнюю почтительность, покорность младшего старшему. Квартал Ёсивара горел больше 20 раз. В течение всего года юдзё полагалось до трех дней отпуска: так в третьем месяце женщины моли покинуть Ёсивару и отправиться любоваться цветением вишен. В среднем около 10 лет уходило у женщин на то, чтобы расплатиться с долгами и получить возможность выйти за стены квартала. Средний возраст смерти в Ёсивара составлял 22,7 года.
Утагава Ёшиику. Сопоставление бедер, изящных как ивы в снегу, в бане Янагия из серии Ежегодные обычаи современности.
Бумага, цв. ксилография 9гравюра на дереве). 1868 год. Коллекция Кирилла Данелия.

Как бы сторго власти ни пытались контролировать проституцию, женщины работали не только в лицензированном квартале Ёсивара, но и в других неофициальных местах. Одни принимали клиентов на лодках, другие встречались в чайных домах и банях.

Порой свидания проходили на улице – для этих целей некоторые из женщин носили с собой свернутые рулоны, чтобы иметь возможность расстелить ложе в любом месте. Выше изображена женщина, готовая остаться с клиентом наедине прямо на улице.
Кацусика Хокусай. Прекрасные виды Восточной столицы. Книжная иллюстрация. Бумага, цв. ксилография (гравюра на дереве). 1800 год.

На этой гравюре изображен торжественный выход юдзё в первый день восьмого месяца – все женщины Ёсивара в этот день надевали белые одежды.
Еще один раздел выставки посвящен театральному искусству в Японии, в первую очередь актерам, исполняющим роли женщин из квартала удовольствий в театре Кабуки. Так называемый "женский Кабуки" быстро стал популярным, однако в 1629 году представления с участием женщин были запрещены во избежание "падения нравов". Все роли стали исполнять мужчины, так появились знаменитые оннагата – актеры театра Кабуки, специализирующиеся на исполнении женских ролей.
Утагава Кунисада (Тоёкуни III, 1786 – 1865).Фрагмент.
 Актеры на лодке. Бумага, цв. ксилография (гравюра на дереве). 1850-1852 гг.

Пьесы тетара Кубуки зачастую повествовали о жизни обычных торговцев и горожан, а в представлениях широко использовались музыка и танцы. В популярных театральных постановках актеры исполняли роли служанок, жен и женщин из кварталов удовольствий.
Утагава Кунисада II (1823-1880). В большом Эдо три процветающих дела способны приносить по тысяче золотых монет в день – рыбный рынок, квартал Ёсивара и театр Кабуки. 1859 год.

Музей Востока ждет вас, чтобы рассказать о далекой и удивительной стране о ее обычаях и культуре. Показать различия в восприятии эстетических образов, художественных средствах и символах. Если вам интересна эта культура, то вы обязательно должны посетить эту выставку, тем более что многие графические листы выставляются впервые. А сотрудники музея подготовили обширную программу приуроченную к этой выставке.


Выставка продлится до 10 апреля 2016 года.

Будьте внимательны выставка имеет ограничение по возрасту +16.

Адрес: Никитский бульвар, д.12А. Проезд до ст. м. Арбатская или м. Пушкинская.
Часы работы: ежедневно (кроме четверга) с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30. По четвергам с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Выходной день - понедельник.
Цена билета: для взрослых - 250 руб. Есть льготы. Подробнее тут.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музей Востока” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com