?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее проходит выставка «Армения. Легенда бытия». Сегодня мы не будем вам рассказывать обо всей экспозиции, а привлечем ваше внимание к уникальному экспонат – кубку из Карашамба. Это наиболее яркий памятник эпохи средней бронзы –серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов, в прошлом чудом избежавшего ограбления.

Карашабский некрополь – один из крупнейших в Закавказье. Своим названием он обязан селу, расположенному на холмистом плато примерно в 30 километрах к северу от Еревана.

Погребение XXII-XXI веков до н.э. принадлежало вождю мощного племенного союза. В загробный мир его сопровождали жертвенные животные и птицы, а также богатейший набор предметов: утварь, оружие, знаки царской власти, драгоценные украшения. Бронзовый кинжал и два комплекта медных лат составляли его вооружение, дополнявшееся серебряной секирой и парадным штандартом с навершием – символом власти.

Но самое главное – два роскошных кубка, золотой и серебряный, подлинные шедевры древней торевтики. Торевтика (греч. τορευτική, лат. caelatura) — искусство производства рельефных художественных изделий из металла, в противоположность ваянию из камня, глины, воска и дерева; преимущественно словом торевтика обозначается обработка металлов острыми стальными инструментами, а именно чеканка, тиснение по формам и выбивка при помощи пунсонов. Иногда этим термином обозначается также художественное литьё.

Кубок, выполненный из тонкого серебряного листа, высотой 13 сантиметров. Сверху донизу, включая придонную часть и ножку, опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции на кубке – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

Главная сцена верхнего фриза – охота на вепря, в тело которого вонзилась стрела. Опираясь на колено, охотник натягивает лук. Раненого вепря спереди терзает лев, сзади – барс; за этой сценой следят другие львы и барсы. Позади охотника изображена собака с веревкой на шее.

На втором фризе представлены три сцены: ритуальное действо, военное столкновение и пленение побежденных врагов. Главное действующее лицо первой сцены – восседающий на троне царь ( или бог?). Перед ним – жертвенники с ритуальными сосудами и жрецы, подводящие к жертвеннику оленя. Изображение месяца под животом оленя символизирует жертву. Эту ритуальную сцену довершают слуги с опахалами за спиной царя и играющий на лире музыкант. Цель ритуала – вымолить победу в военном столкновении межд копьеносцами и меченосцами. Третья сцена посвящена победному шествию копьеносцев, которые ведут перед собой обезоруженного пленника.

На третьем фризе главное действующее лицо – царь на троне с секирой в руках. Солнечный диск над ним символизирует его божественное происхождение. Перед ним выложены военные трофеи и изображен ряд обезглавленных тел врагов. Слева – сцена обезоруживания побежденного царя, справа – ему наносится последний удар. Затем изображен ряд обезглавленных врагов, направляющихся в загробный мир. Шествие замыкает изображение мифического львиноголового орла Анзуда.

Анзуд (шумерск.), Анзу (аккадск., прежнее чтение Зу, «Имдугуд, Им-Дугуд» = «Буря-Ветер»), Шуту. Птица молнии-бури Анзу (Имдугуд) — рельеф в Лагаше (2550—2500 г. до н. э., в данное время сберегается в Лувре). В шумеро-аккадской мифологии огромная птица божественного происхождения, в виде «орла с головой львицы (то есть всегда без гривы), и обычно лапы орла стоят на двух гривастых львах». Позднее (приблизительно с 14 в. до н. э.) Анзуд имеет также вид «гигантского орла». «В надписях упоминается начиная с 26 в. до н. э. (тексты из Фары, теофорные имена). В мифах Анзуд обычно выступает как посредник между земной и небесной сферами, соответственно — между богами и людьми, он одновременно воплощает и доброе, и злое начала». В шумеро-аккадском мифе «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир»Гильгамеш изгоняет с дерева хулуппу Анзуда, живущего в его ветвях. Так же Анзуд является центральной фигурой на древнем шумерском знамени; на печати и «каменной булаве правителя».

Следующее изображение представляет льва, терзающего козла, - этот символический образ победы отражает мощь победителя.
На четвертом фризе изображен ряд следующих друг за другом львов и барсов.

Пятый фриз – орнаментальный.
На шестовм, расположенном на ножке кубка, изображен одинокий лев и следующие за ним пары львов и барсов.
По целым группам признаков (морфологических, орнаментальных и др.) карашамбский кубок – произведение искусства малоазийско-закавказского культурного круга при заметном месопотамском влиянии.

Чтобы внимательней и подробней рассмотреть этот уникальный кубок вам придется прийти в ГИМ и посетить выставку «Армения. Легенда бытия»



Выставка продлится до 13 июня 2016 года.

Адрес: Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы: пн, вт, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) пт, сб, с 10:00 до 21:00 (касса до 20:00)
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.
Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вне зависимости от гражданства - бесплатно.
В последнее воскресение каждого месяца входной билет для студентов дневной формы - 10 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com