?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка "Чары Русского Севера" – совместный проект объединенного музея-заповедника и заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств Ивана Глазунова.

Женские косюмы XVIII - XIX веков.

Многие годы Иван Ильич продолжает миссию, начатую еще в 1920-е годы первым директором музея-заповедника Петром Дмитриевичем Барановским по спасению и сохранению памятников старины. В 2003 году он был инициатором спасения церкви Святого великомученика Георгия Победоносца (XVII век) о которой мы рассказывали вам на днях.

Костюм женский. Вторая половина XVIII века.
Сани. Вторая половина XIX века.

Иван Глазунов: «Для меня любой народный костюм, это олицетворение истории и эстетических взглядов его создателей - народа. Неслучайно народный костюм всегда радостный и нарядный. А всё потому, что одеяния, словно оперение у птиц, позволяет людям демонстрировать свои особенности.
Как богат и разнообразен русский национальный костюм! Мне как собирателю близки и дороги костюмы Русского Севера. Исторически сложилось так, что только на обширных территориях северной части России сохранился костюм допетровского времени.
После первой поездки на север я стал собирать старинный русский костюм: покупаю, меняю, получаю в дар. За количеством не гонюсь - лучше неньше, да лучше. В собранной мною коллекции высокохудожественные образцы народной вышивки, ручного ткачества, золотошвейного мастерства, шитья жемчугом и бисером».

Оконница слюдяная. XVII век.
Дерево, слюда металл.

Уникальный выставочный проект «Чары Русского Севера» – очередной вклад в сохранение культуры Русского Севера. Посетители увидят элементы архитектуры, предметы декоративно-прикладного искусства, народный костюм, иконы, предметы церковного обихода и почувствуют особое поэтическое настроение колоритных живописных работ Ивана Глазунова: художник создал серию портретов, где женщины изображены в удивительных нарядах, столетиями хранившихся в крестьянских сундуках. Его северные пейзажи наполнены изысканной цветовой гаммой: тончайших оттенков голубого, синего, серого и зеленого. Особенностью проекта «Чары Русского Севера» – неординарность подачи художественного и исторического материала.

Портрет Ольги.
Глазунов И.И. Холст, масло. 2014 г.

«Я хочу показать то, что мне дорого в России, – говорит художник. – То, что я люблю. И, может быть, мне удастся сделать это через краски, звуки, создать этот образ через память, вещественную память. Всю свою жизнь я увлечен собиранием и изучением русских старинных вещей, каждая из них может рассказать о тех людях, которые жили недавно или давно. Именно они создали тот образ России, который я люблю. Этот образ мне важно сохранить для своих детей. И именно этим, самым для себя дорогим, я хочу поделиться со зрителем».

Сундук. XVII век.
Дерево, металл, мех; столярная работа, ковка.

Дополняет выставочный проект демонстрация в залах Сытного двора документальных фильмов, снятых женой художника Юлией Александровной Глазуновой. Она, режиссер по профессии, много лет ездила на Север с камерой, а позже уже и со съемочной группой – запечатлеть «уходящую натуру».

Пестерь. Конец XIX века.
Береста, кора, холст; плетение ткачество.

«Мы снимали «уходящую натуру», – поясняет Юлия. – Ведь в 1990-е и 2000-е годы навсегда уходили люди, поколения, родившееся в царской России, пережившие две мировые войны, страшные годы революции, советскую власть, и сохранившие образ и суть русского человека, северного характера. Пустеют старинные избы, дети и внуки уезжают в города, зарастают поля и погосты… Много может дать человеку созерцание северного тумана над рекой, и много может вспомнить его душа. Эти кадры, сопровождающие выставку, дополняют ее атмосферу. На экране мать пеленает дитя в старинную пелену, будто пытаясь передать ему самое сокровенное знание, уберечь, сохранить. Древняя колыбельная завораживает… Пока она звучит, эта тонкая связь времен не распадется…»

Фрагмент. Сундук. XIX век.
Дерево, металл; столярная работа, ковка, роспись.

Авторские арт-фильмы с участием ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» создали своеобразную визуально-музыкальную структуру всего выставочного пространства.

Ансамбль "Сирин".

Большое значение для северорусских людей определяли в прошлом и продолжают значить сегодня храмы и часовни. Для церквей выбирали самое высокое место, иногда их ставили на древних городищах или высоких берегах рек. Северорусская иконопись изначально усвоила правила византийской иконографии вместе с её христианской тематикой. Но возникли и стали традиционными свои, местные сюжеты.

Фрагмент. Онуфрий Великий с житием.
Начало XVIII в. Дерево, левкас; темпера.

Большое распространение в северном краю получила церковная скульптура, замечательные образцы которой демонстрируют развитое чувство красоты пластической формы у местных мастеров. К числу наиболее популярных сюжетов деревянной скульптуры относятся изображения Христа, Богоматери, Иоанна Богослова, Николая Угодника.

Христос в темнице.
Конец XVIII - первая треть XIX века. Дерево; резьба, темпера.


Нил Столбенский.
Конец XIX века. Дерево; резьба, роспись.

Иван Глазунов: «Несмотря на бесконечные разрушения, пожары и революции, нам осталось гигантское наследие северорусского церковного искусства, до сих пор не до конце изведанного искусствоведами, историками, художниками.
Среди богатого разнообразия церковных памятников я для себя выделяю икону, считаю её высочайшей духовной формой человеческого творчества. Так называемые "северные письма" это самобытная и стилистически единая ветвь религиозной иконописи».

Никола Можайский.
Конец XVII века. Дерево, левкас; резьба, роспись.

У северной школы есть свои особенности. Исторически так сложилось, что разрозненные и мелкие иконописные мастерские были отделены здесь друг от друга большими расстояниями. Самоучки-живописцы плохо представляли, что делают собратья по ремеслу в крупных иконописных центрах, таких как Москва или Ростов Великий. Такая обособленность позволила возникнуть единому живописному стилю, отличительными чертами которого стали сохранение традиций древнерусской иконы и дополнение их фольклорными мотивами.

Рипида. Начало XVIII века.
Дерево, левкас; резьба, темпера.

Рипида или опахало - богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти. Веяние рипид дьяконами во время совершения Таинства Евхаристии над Святыми Дарами символизирует присутствие небесных сил.

Клеймо. 1702 г.
Дерево; резьба, золочение, роспись.

Изучение и сохранение национального культурного наследия чрезвычайно значимое дело.Выявление уникальных памятников культуры Русского Севера - одна из граней этого общественно важного процесса. Но глобальные явления не происходят сами по себе, их делают люди, использую свои способности, талант, часто вопреки объективным обстоятельствам, системе, превозмогая трудности, часто не щадя себя. Данная выставка демонстрирует примеры такого самоотверженного труда, позволяющего нам с вами приобщиться к своей истории, не давая её уйти в далёкое прошлое, забыться, исчезнуть.
Приходите в этот дивный уголок Русского Севера, погрузитесь в его атмосферу. На недолгий срок отвлекитесь от нашего, бегущего в диком ритме, мира.


Выставка продлится до 04 сентября 2016 года.

Адрес: проспект Андропова, д. 39. Проезд до ст. м. Коломенская. Подробнее тут.
Режим работы: вторник – пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00
Понедельник - выходной.
Цена билета: взрослый - 150 руб., льготный - 50 руб., специальная цена – бесплатно.

В выходные и праздничные дни на выставке будут проводиться экскурсии для сборных групп в 15.00, 16.00, 17.00. Билет на экскурсионное обслуживание (1 человек) – 50 рублей.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МЗП Коломенское” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com