?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Состязание с натурой. Из истории убранства стола XVIII–XIX веков». Экспозиция развернулась в отреставрированном Малом дворце. Малый дворец (Полуциркульный дворец) (1776–1778) — одна из главных построек императорской резиденции в Царицыно, выполненных по проекту архитектора В. И. Баженова. Вместе с Большим и Средним дворцами был построен для Екатерины II. Особое предназначение здания подчеркивает белокаменный вензель императрицы, украшающий фигурный парапет восточного фасада. Название — «Малый дворец» — сохранилось с конца XVIII века: это была наименьшая из всех дворцовых построек на территории усадьбы. В его камерных пространствах происходит соревнование между природой и творениями рук человеческих. Здесь вы сможете увидеть представителей царства растений перенесенных на фарфор и фаянс, а рядом живые растения, которые организаторы выставки разместили во всех залах.
Тарелка с изображением розы сорта «Rosier a Mille Epines». Франция-Россия. Живописная мастерская Н.Б. Юсупова.
1827. Фарфор; надглазурная роспись, позолота.

Серия тарелок с изображением разных сортов роз, исполненных по гравюрам трехтомного атласа «Розы» из усадебной библиотеки Архангельского. Автором издания «Les Roses par P.J. Redoute, peintre de fleurs, Dessinateur en titre de la Classe de Phesique del’Institute db Museum d’Histoire naturelle» (Pаris, Firmin-Didot, 1817-1821-1924) был известный французский ботаник и художник Пьер-Жозеф Редуте. Для росписи в живописной мастерской Юсупова использовали «бельё» (белый нерасписанный фарфор) французских и русских фарфоровых заводов. При создании изображения использовали одну из самых дорогих красок – пурпурную, в состав которой входит золото. Точно неизвестно, сколько всего было создано тарелок. С 1824 по 1827 годы было выпущено две серии с надписью названия цветка на зеркале тарелки. В настоящее время известно 125 изделий, находящихся в российских и зарубежных музейных и частных собраниях.
Тарелка с изображением розы сорта «Rosier blanc ordinaire». Франция-Россия. Живописная мастерская Н.Б. Юсупова.
1827. Фарфор; надглазурная роспись, позолота.

Изображение цветов – одна из любимых тем в декоративно-прикладном искусстве. В керамике и фарфоре на протяжении столетий художники переносили представителей царства Флоры на различные предметы. Большую популярность с середины XVIII века приобрели ботанические атласы с иллюстрациями, отличавшимися точностью в передаче особенностей каждого растения. Свойственное эпохе Просвещения увлечение естественными науками, в частности, составление гербариев, возросло на рубеже XVIII - XIX веков. А растительный декор посуды нередко становился предметом ученой беседы гостей во время парадных обедов.
Тарелка с изображением розы сорта «Rosier Pimprenelle». Франция-Россия. Живописная мастерская Н.Б. Юсупова.
1827. Фарфор; надглазурная роспись, позолота.

C XVI века берет свое начало мода на художественные обманки, создающие иллюзию реальных вещей. Первым такие обманки стал изготавливать французский мастер Бернар Палисси. А художественный стиль, который родился из его изделий стал называться trompe-l’ œil («обман глаз» в переводе с французского).
Миска в виде зеленой капусты с крышкой. Франция, Страсбург. Середина XVIII века. Фаянс; роспись.

Характерной чертой изделий Палисси (фр. Bernard Palissy), которые производились методом прессовки в формах, являются расписанные красками рельефные изображения рыб, раковин, зелени, змей, ящериц, лягушек. Результаты своих исследований Палисси опубликовал в трактате «Чудесные рассуждения о природе минеральных вод и источников … металлов, солей и солончаков, камней, земель, огня и эмалей» (1580). Книга считается первым сочинением по минералогии на французском языке. В 1575—1584 годах выступал в Париже с публичными лекциями по химии и технологии минеральных веществ. В 1575 году устроил в Париже выставку ископаемых остатков и впервые провёл их сравнение с ныне живущими видами. В 1588 году за свои религиозные убеждения был заключён в Бастилию, где и умер.
Тарелка с лепным украшением в виде плодов. Франция. Вторая четверть XVIII века. Фаянс, лепка; надглазурная роспись.

В эпоху барокко, в XVII-XVIII веках искусство trompe-l’ œil получило необычайное распространение в станковой живописи, а также в росписях церковных интерьеров и дворцовых залов. После того, как европейцами был открыт секрет производства фарфора, появилась возможность воплощать свои фантазии и в этом материале.
Фрагмент. Миска с крышкой с лепным хватом в виде лимона. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура.
1743-1750. Фарфор, лепка; надглазурная роспись, позолота.

Начиная с первой половины XVIII века законодательницей «фарфоровой» моды становится Мейсенская мануфактура – первый в Европе завод по производству «порцелина» (так на Западе называли фарфор). Именно здесь в Германии, было поднято на небывалую высоту искусство создания фарфоровых фруктов, овощей, птиц и животных.
Как мы уже говорили, прекрасные фарфоровые изделия соседствуют в экспозиции с их природными оригиналами.

В XVII-XVIII веках венецианские виртуозы-стеклодувы производили для украшения праздничного стола целые ансамбли из натуралистически выполненных фруктов ркой окраски. Подобные обманки из стекла делали и в России на Потемкинском заводе.
Фрагмент. Лимон с листьями и цветком. Италия, Венеция. XVIII век. Стекло глушеное цветное, выдувание.

Стекло глушеное — разновидность мутного стекла, дающего сильное рассеяние света благодаря мельчайшим частицам глушителя, равномерно распределенного в массе прозрачного стекла. Глушеное стекло называется молочным, если сквозь него не видна нить лампы накаливания. Если нить едва видна, то глушеное стекло называется опаловым.
Фрагмент. Молочник. Германия Мейсенская фарфоровая мануфактура.
1760-е. Фарфор; надглазурная роспись, позолота.

А там, где фрукты, конечно же появляются их спутники – всякие жучки и паучки. Их тоже любили изображать на блюдах. Ведь хорошая шутка над гостем всегда приветствовалась.
Фрагмент. Блюдо. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Середина XVII века.
Фарфор; надглазурная роспись, позолота.

Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году, вскоре после открытия секрета изготовления твердого фарфора в Саксонии алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером (1682—1719) в содружестве с учёным Эренфридом Вальтер фон Чирнхаузом (1651—1708). Графу фон Чирнхауз, основателю стекольных заводов, в 1704 г. было поручено контролировать деятельность Бёттгера — его по указу правителя Саксонии Августа Сильного содержали как пленника в Мейсене. Август Сильный поручил Бёттгеру получить золото, однако эти опыты не увенчались успехом. Правитель разрешил Бёттгеру открыть мастерскую по производству твёрдого фарфора. Через два года совместной работы с Чирнгаузом, в 1709 г., им был открыт его состав. Твёрдый фарфор сходен по своим характеристикам с китайским фарфором, его основные компоненты — это каолин (фарфоровая глина) и китайский камень (разновидность полевого шпата), в дальнейшем использовался полевой шпат.

Нельзя пройти мимо витрины, где фарфоровые экспонаты соседствуют с безумно вкусно пахнущей земляникой. И уже не замечаешь, где подделка, а где природный оригинал.
Чашка. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Середина XVII века. Фарфор; надглазурная роспись, позолота.

На выставке также представлены предметы с лепным декором «boule de neige» («снежный шар» фр., т. е цветы калины). Мелкие белые цветки калины вылеплены вручную, каждый по отдельности, и прикреплены к поверхности изделия, что создает эффект трепещущей в бликах света пышной массы живых цветов. Этот мотив впервые появился в 1739 году в произведениях И.И. Кендлера.
Фрагмент. Миска с крышкой на поддоне с лепным декором «цветы калины». Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура.
1740-е. Фарфор, лепка; надглазурная роспись, позолота.

Иоганн Иоахим Кендлер (нем. Johann Joachim Kändler) — немецкий скульптор-миниатюрист, наиболее известный своими работами в области мейсенской фарфоровой скульптуры. Известен тем, что создал целый ряд типов декора и приёмов моделировки, которые оказали существенное влияние на развитие европейского художественного фарфора. С 1731 году стал главным ом Мейсенской фарфоровой мануфактуры, принадлежавшей Августу II Сильному, которую возглавлял на протяжении 44 лет и которая получила мировую известность именно в этот период. Одно из наиболее известных его произведений — сделанный для Генриха фон Брюля и состоящий из более чем 2200 отдельных произведений сервиз «Лебединый», над которым скульптор работал с 1737 по 1741 год, и созданные в период с 1738 по 1740 год статуэтки птиц для Японского дворца в Дрездене. Работы Кендлера ещё при жизни мастера имелись почти при каждом европейском дворе, а ныне представлены во многих европейских художественных музеях.
Фрагмент. Миска с крышкой на поддоне с лепным декором «цветы калины». Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура.
1740-е. Фарфор, лепка; надглазурная роспись, позолота.

Чашка с лепным декором «цветы калины». Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура.
1740-е. Фарфор, лепка; надглазурная роспись, позолота.

В 1810-е годы особую попклярность в среде русских помещиков приобрели изделия из тонкого стекла или хрусталя с изображением насекомых. По сути, они являлиьс разновидностью «шутих» и «обманок». Мухи, нарисованные на стенках, выглядели настолько натурально, что создавалась иллюзия, будто они плавают в рюмке.
Рюмка. Россия. Никольско-Бахметевкий хрустальный завод. Конец XVIII – начало XIX века.
Стекло; роспись эмалями, позолота.

Интересно, что выражения «муху убить», «муху зашибить», «муху задавить» являются своеобразными идиоматическими синонимами для предложения «выпить вина». В своем словаре В.И. Даль писал: «муха в питье или еду – к подарку.»
Еще бокалы «шутихи» с насекомыми.

Ну а у кого не хватало средств на шутихи, приходилось использовать метод литературного героя.
«....у меня был славный ликерчик, если только не выпили! народ такие воры! А вот разве не это ли он? - Чичиков увидел в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке. - Еще покойница делала, - продолжал Плюшкин, - мошенница ключница совсем было его забросила и даже не закупорила, каналья! Козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но я весь сор-то повынул, и теперь вот чистенькая; я вам налью рюмочку...» .
Н.В. Гоголь. «Мертвые души».
Сахарница в виде винограда с крышкой. Россия. Завод А.Т. Сафронова.
Середина XIX века. Фарфор; надглазурная роспись.

К началу XX века фарфоровые и фаянсовые обманки занимали заметное место среди массовой продукции завода товарищества М.С. Кузнецова и предприятий И.Е. Кузнецова. Подражая формам когда-то модных и престижных украшений интерьеров знати, керамические изделия постепенно перемещались из дворянских усадеб в квартиры разночинной интеллигенции. Подобные предметы продолжали выпускаться и в советское время вплоть до 1930 –х годов по кузнецовским формам. Хотя они и осуждались как атрибуты мещанского быта.
Лоток в виде рака с крышкой. Россия. Начало XX века. Фарфор; надглазурная роспись.

Блюдо в тиле «сельских глин». Б. Палисси. Россия. Завод С.И. Масленникова. 1880-е. Фаянс; цветные глазури.

В творчестве Палисси можно выделить период его творчества — «сельские глины», как мастер называл свои изделия, созданные во время пребывания в Сенте. «Сельские глины» — фаянсовые большие, неглубокие, всегда овальной формы блюда с широкими прямыми краями, они украшены мотивами живой природы.
Фрагмент. Блюдо в тиле «сельских глин». Б. Палисси. Россия. Завод С.И. Масленникова. 1880-е. Фаянс; цветные глазури.

Ну а прекрасным дополнением к экспозиции служат рецепты из старинных кулинарных книг. И возможно вы захотите что-нибудь приготовить у себя дома. Например стерлядь в белом вине, суп-пюре из спаржи или оладьи.

А в сувенирном магазине вас будут ждать современные обманки. Большие и маленькие, дорогие и не очень. Приходите в музей, и мир фарфора раскроет вам свои объятия в камерных помещениях Малого Дворца.

Выставка продлится до 25 сентября 2016 года.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета:
Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: Взрослый - 680 руб, льготный - 270 руб.
Единый билет в Большой дворец и Хлебный дом: взрослый - 350 руб, льготный - 100 руб;
Единый билет в Малый дворец и Оперный дом: взрослый - 250 руб, льготный - 100 руб;
Комплексный билет в оранжереи: взрослый - 250 руб, льготный - 100 руб.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МЗП Царицыно” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com