?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иногда в музейном мире происходят удивительные и, прямо сказать, знаменательные события. Свидетелями одного из них нам случилось быть вчера. К 125-летию великого писателя, в центре Москвы на Большой Пироговке выставкой "Рукописи не горят" открылся новый музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Выставка будет работать до 21 мая, а затем квартира закроется на ремонт и обустройство постоянной экспозиции. Так что не упустите шанс, спешите побывать в квартире, где с 1927 по 1934 год жил и работал Михаил Афанасьевич. Именно здесь он написал и сжёг первую редакцию романа "Мастер и Маргарита", создал пьесы "Бег" и "Кабала святош", сюда звонил писателю Сталин.

Фотографическая развертка по ул. Большая Пироговская. Первая пол. 1930 гг.
Копия. Департамент культурного наследия г. Москвы.
Четыре окна Булгаковых справа на первом этаже.

"У квартиры большая судьба: менялись хозяева и планировка, - рассказывает Пётр Мансилья-Круз, директор Музея Булгакова. - На выставке мы покажем комнаты, в которых жили Булгаковы, мемориальный кабинет писателя и редкие экспонаты, рассказывающие о переломных моментах и событиях, случившихся в стенах этого дома. Но до полноценного открытия музейного пространства нам предстоит провести большую работу".

М.А. Булгаков. 1926 г. Отпечаток с негатива, хранившегося у Л.Е. Белозерской.
Л.Е. Белозерская. Портрет на фоне окна квартиры на Большой Пироговской улице.
Втор. пол. 1920-х - начало 1930-х гг. Отпечаток с негатива, хранившегося у Л.Е. Белозерской.

М. Булгаков познакомился с Л. Белозерской в январе 1924 года, в апреле 1925 года они поженились и прожили вместе больше семи лет. С 1927 по 1932 год они прожили в этой квартире.

Комната, в которой был расположен кабинет писателя. В дальнем углу находился камин, в котором писатель жёг страницы первой редакции романа "Мастер и Маргарита"

В 1927-1928 годах Михаил Булгаков - известный драматург, его пьесы с большим успехом идут в столичных театрах. Публика сражается за билеты на "Дни Турбиных" в МХАТе, в театре Вахтангова полные залы на спектакле "Зойкина квартира", остроумный "Багровый остров" стал гвоздём программы в Камерном театре.

Записка в политбюро ЦК ВКП(б) "О "Мольере" М.А. Булгакова".
Председатель комитета по делам искусств при СНК СССР П.М. Керженцев.
29 февраля 1936 года. Копия.

Летом 1928 года Булгаков неожиданно вернулся к прозе, оставленное несколько лет назад ради театра. Он начал писать роман, который впоследствии станет известен всему миру под названием "Мастер и Маргарита". В первой редакции не было ни мастера, ни Маргариты, но уже была главная тема - в разделе "Материалы" два листа озаглавлены "О Боге" и "О Дьяволе". У Булгакова много планов идей и сюжетов.

Рукопись первой редакции романа "Мастер и Маргарита". 1928 год.
Недостающие части этих страниц сожжены Булгаковым в камине. Но рукописи не горят!

В 1929 году всё резко изменилось. Булгаков становится бессильным свидетелем гибели своих пьес - запрещён "Бег" (театр расторг договор с драматургом), сняты с репертуара "Дни Турбиных" и "Багровый остров". В письме к брату 16 января 1930 года он писал: "Я обречён на молчание и, очень возможно, на полную голодовку". Спустя два месяца запрещена пьеса "Кабала святош" ("Мольер"). Доведённый до отчаяния Булгаков обращается в правительству СССР с просьбой "отпустить на свободу" за границу или дать ему место режиссёра в театре, объясняет невозможность быть писателем в СССР и пророчит собственную гибель.

Фрагмент. Письмо правительству СССР. М. Булгаков. 28 марта 1930 года.

Елена Сергеевна Шиловская (в будущем Булгакова) перепечатала это письмо в нескольких экземплярах. 31 марта и 1 апреля они вдвоём с Булгаковым разнесли письмо по разным адресам, в том числе И. Сталину, В. Молотову, Л. Кагановичу, М. Калинину и Г. Ягоде.

Дневник Е.С. Булгаковой с записью по памяти телефонного разговора М. Булгакова со Сталиным.
Запись от 4 января 1956 года.

Письмо к правительству привело к тому, что в квартире Булгаковых раздался телефонный звонок.
Из дневника Елены Сергеевны: "...А 18-го апреля часов в 6–7 вечера он прибежал, взволнованный, в нашу квартиру (с Шиловским) на Большом Ржевском и рассказал следующее.
Он лег после обеда, как всегда спать, но тут же раздался телефонный звонок и Люба его подозвала, сказав, что из ЦК спрашивают.
М. А. не поверил, решил, что розыгрыш (тогда это проделывалось) и взъерошенный, раздраженный взялся за трубку и услышал:
— Михаил Афанасьевич Булгаков?
— Да, да.
— Сейчас с Вами товарищ Сталин будет говорить.
— Что? Сталин? Сталин?
И тут же услышал голос с явным грузинским акцентом:
— Да, с вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков (или — Михаил Афанасьевич — не помню точно).
— Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.
— Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А может быть, правда — вас пустить за границу? Что — мы вам очень надоели?
М. А. сказал, что он настолько не ожидал подобного вопроса (да он и звонка вообще не ожидал) — что растерялся и не сразу ответил:
— Я очень много думал в последнее время — может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.
— Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?
— Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.
— А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами…
— Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с вами поговорить.
— Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю вам всего хорошего..."

Общая комната.

На следующий день после звонка Булгаков пошел во МХАТ, где его встретили с распростертыми объятиями и приняли на работу. А вот обещанная встреча со Сталиным так и не состоялась.
Из дневника Е.С. Булгаковой: "И всю жизнь М. А. задавал мне один и тот же вопрос: почему Сталин раздумал? И всегда я отвечала одно и то же: А о чем он мог бы с тобой говорить? Ведь он прекрасно понимал, после того твоего письма, что разговор будет не о квартире, не о деньгах, — разговор пойдет о свободе слова, о цензуре, о возможности художнику писать о том, что его интересует. А что он будет отвечать на это?"

Журнал "Москва", 1966 г., № 11 и 1967 г., № 1. Первая публикация романа "Мастер и Маргарита"

Рукопись не горят! Знал ли Булгаков, в какой мере эти слова будут иметь отношение именно к его произведениям? По прочтении его пьес и романов, писем и записок, воспоминаний о нём различных людей, знавших М.А. в той или иной степени, складывается впечатление, что он предчувствовал это.
Так приходите и убедитесь, что так оно и есть. Спешите, у вас есть только два дня - сегодня и завтра!


Спешите увидеть музей таким, каким больше никто и никогда его не увидит. Уже 16 мая он закроется на реставрацию и откроет свои двери позже, когда будет готов предложить посетителю новую постоянную экспозицию.

Выставка продлится до 21 мая 2016 года.

Адрес: Большая Пироговская улица, д. 35а, стр. 1. Проезд до ст. метро Спортивная.
Время работы:
16 мая — с 12:00 до 19:00
17 мая — с 12:00 до 19:00
18 мая — с 12:00 до 19:00
19 мая — с 14:00 до 21:00
20 мая — с 12:00 до 19:00
21 мая — с 12:00 до 18:00
21 мая в рамках общегородской акции «Ночь в музее» с 18:00 до 24:00 — на выставке состоятся короткие бесплатные экскурсии по записи. Записывайтесь по телефону: +7(495)699-53-66.
Цена билета: взрослый - 150 руб., льготный - 50 руб. (билет также действует на основную экспозицию музея в "Нехорошей квартире" на Большой Садовой улице)

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музей Булгакова” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com