?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит выставка «Кружево напоказ». Проект представляет более 300 произведений, иллюстрирующих историю кружевоплетения, начиная с XVIII века и до наших дней, – от первых образцов металлического кружева в костюме высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе «готического шика» и экспериментальных проектов современных дизайнеров. Выставка располагается в семи залах ВМДПНИ, на площади 600 кв.м.

Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых - Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Московский музей-усадьба «Останкино», «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени», галерея «Три века» и частные коллекции, а также «Alexandre Vassiliev foundation», предоставивший около тридцати редчайших образцов, аксессуаров и модного костюма Западной Европы и России.

В России производить кружево начали в первой четверти XVII века, в царских мастерских. До этого кружево в основном было привозным. После введения Петром I общеевропейского костюма, изготовление кружев стало широко распространяться: их выплетали в монастырях помещечьих усадьбах, в домашней обстановке.
Ге Н.Н. Фрагмент. Портрет Варвары Александровны Кочубей. 1874. Холст, масло. ГТГ.

В XVIII веке кружевом богато украшалась как женская, так и мужская одежда. Основным материалом для этого вида декоративного искусства были пряденое золото, серебро (шелковая нить, обмотанная тонкой проволочкой – «канителью» или «волочейкой») и «бить» (площеная проволока). Для более дешевых изделий могли использовать мишуру – позолоченную или посеребренную медь.
Кружево мерное золотно-серебряное – край. XVIII век.
Нити золотные, нити серебряные, плетение коклюшечное, техника многопарная. ВМДПНИ.

Позднее в обиход вошло льняное и шелковое кружево отечественного и зарубежного производства, вытеснив золотно-серебряное. Металлическое кружево еще некоторое время сохранилось в употреблении в купеческой и крестьянской среде.
Панно кружевное. Россия, Санкт-Петербург. Мариинская школа. Начало XX в.
Нити льняные, нити золотные, плетение коклюшечное, техника сцепная. ВМДПНИ.

С 1880-х годов в России в женском городском костюме появляются предметы, созданные целиком из кружева, плетённого на коклюшках. Это летние пальто, жакеты и даже костюмы, состоящие из кружевных жакета и юбки.
Аргунов Н.И. Фрагмент. Портрет С.И. Вишняковой. 1821. Холст, масло. ГТГ.

Одежду плели в основном сцепным способом в разных известных кружевных центрах России, таких как Вологда, Елец Орловской губернии, Белёв Тульской губернии, Балахна Нижегородской губернии и других. Для плетения использовали льняные, шелковые и хлопчатобумажные нити белого, естественного (светло серо-бежевого или золотисто-бежевого) и черного цвета.
Фрагмент. Панно кружевное «Павы». Россия, Санкт-Петербург. Мариинская школа.
Начало XX в. Нити золотные, нити льняные, плетение коклюшечное, техника сцепная. ВМДПНИ.

Сцепное кружево, популярное в России, быстро покорило Европу и стало называться там «русскими гипюрами», вызвав волну подражания, например, во Франции – одном из центров западноевропейского кружевоплетения.
Худяков В.Г. Фрагмент. Портрет неизвестной. 1856. Холст, масло. ГТГ.

Лиф визитного платья. Дом моды «Мари Лонжерей». Париж, 1898.
Черный панбархат со вставками из тесьмы, имитирующей машинное кружево. Фонд Александра Васильева.

Панбархат - бархат с блестящей поверхностью, получаемой в результате начеса ворса в одну сторону и прессования.

В конце XIX века происходит настоящая революция в истории нижнего белья. Теперь это не только предмет личной гигиены или инструмент коррекции фигуры, но и элемент женской моды.

Комплект дамского нижнего белья этого периода обычно состоял из панталон, дневной рубашки, корсетного лифа, 2-3 нижних юбок, чулок и подвязок к ним, подушечки для тюрнюра, и только потом надевалась верхняя одежда – корсаж с верхней юбкой или платьем.

В гардеробе каждой уважающей себя дамы XIX века были панталоны. С их помощью представительницы прекрасной половины скрывали ноги и интимные участки тела под пышными платьями. В отделке панталон главным украшением были кружево и вышивка. В тоже время женское внимание завоевывают нижние юбки, количество которых строго регламентировалось . Например, к элегантному платью полагалось 6 юбок. Цвет нижних юбок оставался белым, так как цветное белье считалось верхом неприличия.

Просторные женские сорочки в XIX веке кроились из белого льняного или хлопчатобумажного полотна. В 1870-х годах женская нижняя рубашка укоротилась и стала более плотно прилегать к телу. К концу века она превратилась в отделанную кружевом и шитьем сорочку простого покроя на узких плечиках. В 1890-х годах появились первые прототипы современного бюстгальтера, которые поддерживали грудь и надевались поверх корсета.

В Советское время кружево взяло на себя агитационную функцию. Такие кружевные панно появились в СССР в 1930-е годы. Нигде в мире не существует аналогов этому явлению, так как сюжетно-тематические панно встречаются только в России. Расцвет этого вида декоративного искусства приходится на 1930-1950-е годы.
Фрагмент. Панно «Климент Ефремович Ворошилов» Елец, Елецкий союз кружевниц. 1931.
Нити льняные, нити хлопчатобумажные, бархат, плетение коклюшечное, техника многопарная. ВМДПНИ.

Довоенные кружевные панно чаще всего были небольшого размера, с темами, призывающими к строительству новой жизни – организации колхозов, развитию промышленности и т.д.
Скребкова. Панно «Дирижабль». Вологда, Заднесельская кружевная артель. 1920-1930-е.
Нити хлопчатобумажные, плетение коклюшечное, техника многопарная. ВМДПНИ.

Кружевные панно 1960-70-х годов отличает менее пафосный стиль и тематика. В соответствии с переменами времени, в них уже присутствует тема космоса, патриотические настроения. Изделия изготавливаются как крупных, так и небольших размеров. Появляется направление сувенирных панно, в создании эскизов которых принимают участие крупнейшие специалисты – художники и технологи кружевных объединений.
Гусева Н.Б. Фрагмент. Занавес-панно «высотное здание». Киров. 1954.
Нити льняные, плетение коклюшечное, техника многопарная. ВМДПНИ.

Кораблева А.А. Фрагмент. Занавес «Воссоединение Украины с Россией». Вологда, Артель кружевниц. 1954.
Нити льняные, нити золотные, плетение коклюшечное, техника сцепная. ВМДПНИ.

Кораблева А.А. Фрагмент. Занавес «Спутник». Вологда, НИИХП. 1960.
Нити льняные, плетение коклюшечное, техника сцепная. ВМДПНИ.

С конца 1960-х годов в моде становится популярным фольклорный стиль. Для советских художников-модельеров, работавших в ведущей моделирующей организации СССР – знаменитом Общесоюзном Доме модельной одежды (ОДМО) в Москве на Кузнецком мосту, - источником вдохновения в создании модной одежды служила русская традиционная одежда, характерные дял нее орнаментальные мотивы и техники.
Ансамбль из платья и жакета. Лондон, Дом моды «Лидия». 1962-1963.
Машинное кружево. Фонд Александра Васильева.

В экспозиции также вы сможете увидеть работы современного художника Ольги Берг. Творческая позиция и неизменный фирменный почерк основательницы концептуальной марки аксессуаров Frau Berg, дизайнера Ольги Берг заключаются в выражении персональной утонченной эстетики, сочетающей переосмысление многовековой традиции кружевоплетения на коклюшках.
Ольга Берг. Кольчуга (доспех). Коллекция «Archangel». 2013.
Сцепное коклюшечное плетение, вышивка жемчугом, кристаллы Swarovski.

Приходите на выставку, чтобы проследить жизнь кружева, его применение с века XVIII до наших дней. Ведь его паутина заставит чаще биться сердце любой модницы. А музей предлагает вам ретроспективу жизни этого творения рук человеческих в России, с веков минувших до творений современных дизайнеров.


Выставка продлится до 20 ноября 2016 года.

Адрес: ул. Делегатская, д. 3, проезд: м. Новослободская, Маяковская, Цветной бульвар. Карта тут.
Режим работы: пн, ср, пт, вс: с 10.00 - 18 00; чт: с 10.00 - 21.00; сб: с 11.00 - 19.00
Вторник:выходной день
Последний понедельник месяца - санитарный день
Касса музея закрывается за час до окончания работы экспозиции.
Цена билета: взрослый - 250 руб, есть льготы. Подробнее тут.
Цена билета на выставку - 180 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ВМузейДПИ” Tag

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
joyscat
Jun. 5th, 2016 09:49 pm (UTC)
Скажите, а откуда информация о том , что " к элегантному платью полагается 6 нижних юбок"?
mayak_parnasa
Jun. 5th, 2016 10:54 pm (UTC)
Из музея. Собственно, это из описаний к выставке.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com