?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выставка «Башня Згуры»

В Белокаменных палатах XVII в. Государственного музея А.С. Пушкина открылась выставка «Башня Згуры», посвященная истории Общества изучения русской усадьбы и ее ярким лидерам. В числе экспонатов выставки представлены уникальные документальные материалы из ведущих музеев и архивов страны и частных коллекций.

Свищов-Паоло Н. Портрет В.В. Згуры. 1928 г.

История Общества изучения русских усадеб, рожденного в самые сложные для русской культуры годы, полна драматических страниц. Энтузиасты и борцы за спасение культурного, художественного и архитектурного наследия от вандализма объединились, когда в обществе царило невежество и ненависть к наследию прошлого...

Выставка Государственного музея А.С. Пушкина на примере уникальных архивных материалов рассказывает о деятельности и лидерах ОИРУ. Экспозиция выставки размещена в историческом здании - белокаменных палатах XVII века в Чертольском переулке, которое входит сегодня в музейный комплекс на Пречистенке, 12. Краеведы и любители московской старины называют это здание «Башней Згуры».

Палаты XVII в. в Чертольском переулке. Фото начала XX в.

Именно здесь с 1924 года в квартире на втором этаже жил и работал Владимир Васильевич Згура (1903-1927) – необыкновенно и разносторонне одаренный, молодой талантливый ученый, историк архитектуры, написавший большое количество работ о памятниках архитектуры и их создателях. Он прожил совсем короткую, но очень яркую и насыщенную жизнь. В 1922 году он и стал одним из инициаторов и создателей ОИРУ – Общества изучения русской усадьбы. Не смотря на молодость (всего 19 лет!), он был уже весьма авторитетным ученым и деятелем. Его единомышленники и товарищи, многие из которых были старше него, единогласно избирали его председателем Общества, и сообща приступили к изучению и спасению «уходящей натуры» – бывших дворянских усадеб. Заседания и обсуждения планов с 1924 года проходили именно здесь, в Чертольском переулке, в комнате, где жил В. Згура.

Еремин Ю.П. Галерея у главного дома в Средниково. 1920-1930-е гг.

В экспозиции выставки по сохранившейся архивной фотографии воссоздано любимое место в комнате Згуры, где у окна стояло его рабочее бюро и кресло. После трагической гибели В.В. Зугры в 1927 году (он утонул в Черном море в дни печально-знаменитого крымского землетрясения), друзья решили увековечить его «рабочий уголок» – для библиотеки В.В. Згуры был сделан экслибрис по рисунку, сделанному с фотографии художником Л.П. Харко, членом ОИРУ. И фото и сам рисунок представлены на выставке.
Среди основателей Общества изучения русской усадьбы были А.Н. Греч – будущий автор книги «Венок усадьбам», Ю.П. Анисимов – хранитель Третьяковкой галереи и поэт Серебряного века, Ю.А. Бахрушин – заведующий постановочной частью Большого театра, Б.П. Денике – востоковед и директор Музея восточных культур, Б.Р. Виппер – искусствовед и профессор МГУ, С.А. Торопов – архитектор. Впоследствии к ним присоединились Н.И. Тютчев, А.И.Некрасов, П.С. Шереметев, И.М. Картавцов, Д.В. Поленов, Ю.Б. Шмаров и многие другие.

Марка (логотип) Общества изучения русской усадьбы. Выполнена художников А. Кравченко.

Они прекрасно понимали значение русской дворянской усадебной культуры – уникального мира, давшего духовный импульс для развития эпохи русского Просвещения. Этой культуре нельзя было позволить бесследно исчезнуть, несмотря на реалии тех лет, девизом которых было разрушить «весь мир до основания». Учитывая сложившуюся в стране обстановку, члены ОИРУ попытались противостоять постреволюционному хаосу в той мере, которая была в их силах. Расчертив на квадраты карту ближнего Подмосковья (эта карта сохранилась до наших дней и представлена на выставке), они распределив между собой объекты, начали лично обследовать подмосковные дворянские усадьбы. Необходимо было зафиксировать все значительное, что сохранилось в усадьбах. Члены ОИРУ последовательно обследовали подмосковные усадьбы: изучали архитектуру, фиксировали состояние интерьеров и экстерьеров, садов и парков; фотографировали, записывали, составляли картотеки, собирали печатные и архивные материалы; инициировали открытие музеев в усадьбах, вели экскурсионно-просветительскую работу... В 1928 году по результатам исследований ОИРУ было издана книга, которая включала описание 163 усадеб по Московскому уезду.

А.С. Пушкин. Начало 1920-х. Рисунок В.В. Згуры. Бумага, чернила.

После нелепой трагической смерти В.В. Згуры в 1927 году, Общество продолжало свою деятельность сначала под председательством А.Н. Греча (1899-1938), а затем А.В. Григорьева (1895-1934?). Однако работать становилось все труднее. Сгущались тучи. Интерес к прошлому теперь рассматривался как признак негативного отношения к настоящему, а отсюда – шаг до политических обвинений. Начался разгром органов охраны памятников, музеев и краеведения. Государство приступило к методичному уничтожению не только всего, в чем хоть намеком, хоть воспоминанием могла таиться какая-то идеологическая альтернатива, но и малейших ростков независимой общественной деятельности. В 1927 году ликвидированы музеи в усадьбах Ольгово и Дубровицы, в 1928-м та же участь постигла музей в Покровском-Стрешневе, в 1929-м – музей в усадьбе Николо-Урюпино, в 1930-м – музей в Остафьево. Летом 1930 г. прошла «чистка» Академии художественного наследия. А 20 августа решением НКВД РСФСР было официально ликвидировано Общество изучения русской усадьбы. Один за другим попали под репрессии многие его сотрудники и активисты...

Рукописный лист из блокнота одного из членов ОИРУ, исследовавшего усадьбу Дурасово в Люблино.

Алексей Греч, ровесник и друг Владимира Згуры, сменивший его на посту председателя ОИРУ, такой же молодой и талантливый, в 1932 году был отправлен в лагеря на Соловках. Чтобы выжить, он начал по памяти писать историю подмосковных усадеб, основываясь на том багаже знаний, который был получен за время деятельности Общества. Создание серии очерком «Венок усадьбам» можно назвать его творческим и гражданским подвигом. А.Н. Греч был расстрелян в 1938 году по повторному обвинению. После его гибели авторская рукопись «Венка усадьбам» чудом попала, и сохранилась в фондах Исторического музея. Сегодня доподлинно неизвестно как она попала в музейные фонды. Причины, по которым она не была официально оформлено – понятны. И тот, кто принес рукопись, и тот, кто принял её на хранение в те годы серьезно рисковали...

Открытка из Крыма, адресованная матери. Написана Владимиром Згурой за день до гибели. 17.09.1927 г.

Рукопись «Венка усадеб» – тетрадь, от края до края исписанная плотным, убористым почерком (возможно, что над своими очерками Греч трудился тайно, по ночам – короткими, но белыми летними соловецкими ночами) – этот бесценный свидетель эпохи и жизни А.Н. Греча представил на выставку Государственный исторический музей. И эта рукопись – подлинный памятник подвигу первых ОИРУвцев, подвижников, ценой своей жизни сохранивших для нас огромный пласт русской культуры.
На выставке можно увидеть рукописные и опубликованные труды членов Общества, их фотографии, виды усадеб, которые входили в сферу интересов ОИРУ. В экспозиции представлены материалы из собрания Государственного архива РФ, Государственного архива литературы и искусств, Исторического музея, Государственного музея А.С. Пушкина, а также частного собрания Г.Д. Злочевского и других частных собраний.

Выставка продлится до 01 октября 2016 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб. Подробнее тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com