?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Если вы читаете нас внимательно, то знаете, что в прошедшую субботу Покровский собор отмечал свой день рождения. Ему исполнилось 453 года. 12 июля (29 июня) 1561 г., в день первоверховных апостолов Петра и Павла храм был освящен.
В этот раз посетителям собора была предложена интересная программа - бесплатные обзорные экскурсии, интересные мероприятия, а так же, скидки на входные билеты.

Мы посетили одну из таких экскурсий. Она была не большая, но интересная. Нас провели и по первому и по второму этажам, познакомили с историей собора, обратили наше внимание на интересные детали, которых мы раньше не замечали. Например, вы знаете, почему в храме такая хорошая акустика? В стенах храма есть вот такие отверстия:

В них встроены кувшины, называемые голосниками. Такой кувшин выставлен как экспонат в одном из помещений первого этажа храма:

Голосник. XVI век. Глина.

Подобные керамический сосуды, включённые в кладку стен или сводов круглым отверстием внутрь помещения, облегчали конструкцию и усиливали акустический резонанс. Те, кто был был в храме и слышал там пение мужского вокального ансамбля Doros, могут это подтвердить.
Я не буду сейчас пересказывать всю экскурсию, лучше будет, если вы придёте в собор и закажете экскурсию там, у хорошего гида. Так вам будет куда интереснее. А я просто покажу несколько экспонатов и видов изнутри собора.
Это макет собора, сделанный из бумаги в начале XX века, мастерами игрушечниками Подмосковья:

Собор не раз менял свой облик, так как не раз реставрировался. Ему вредили пожары, бывшие частыми в деревянной Москве и время не щадило его. Естественно, что реставрировали его в соответствии с эстетическими идеалами каждого века.  На этом макете запечатлён его вид в начале XX века. А сейчас он снова выглядит иначе.

Состоит собор из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань. Всего храмов было построено 9, а ещё одни, десятый, был пристроен над захоронением Василия Блаженного, имя которого дало собору второе название.
Заходя в храм невозможно не поднять голову и не залюбоваться красотами, открывающимися взору. Каждый храм прекрасен по своему и все они разные.



Не менее прекрасны порталы, оформляющие входы в храмы. Я покажу вам лишь два из них. А чтобы увидеть остальные, вам придётся посетить собор.



А вот так оформлено крытое гульбище, опоясывающее собор на втором этаже:

Когда-то крыши тут не было. Но в России погода не милостивая, зимой холодно, в остальные сезоны ветрено и мокро, а потому над гульбищем возвели крышу, а в XIX веке даже застеклили окна. А потолки расписали. Часть этой росписи сохранилась до сих пор.
А если вернуться к рассказу о празднике, то мы с удовольствием посмотрели на то, как обучают искусству оригами:

Это явно было интересно и взрослым и детям. По крайней мере, лица и тех и других светились одинаковой увлечённостью. Увы, мы не успели увидеть мастеркласс по расписыванию батика. Зато из окон гульбища смогли понаблюдать как проводятся  заезды болидов Формулы 1 и других гоночных серий.

Ушли мы очень довольные с мыслью, что ещё не раз посетим собор Василия Блаженного. И не раз ещё вам о нём расскажем.


Адрес: Красная площадь.
Время работы: пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс: с 11:00 до 17:00 (касса до 16:30)
Цена билета: 250 руб, есть льготы.
Все подробности на сайте музея.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
saphir_the_last
Jul. 14th, 2014 11:06 am (UTC)
Не мои "пять копеек"
Дмитрий Кедрин

Зодчие

Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал
на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар и жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
"Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.

Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане́ эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!

Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом...

А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
"Покажи, чем живешь!"
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом
Та церковь была -
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, -
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту...

А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь -
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
"Лепота!" - молвил царь.
И ответили все: "Лепота!"
И спросил благодетель:
"А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!

Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
"Государево слово и дело!" -
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню

Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.

1938
mayak_parnasa
Jul. 14th, 2014 11:25 am (UTC)
Re: Не мои "пять копеек"
Красиво написали. Но, говорят, что не могли бы эти зодчии ослеплены. Потому как потом, один из них, уже после постройки собора участвовал в строительстве Казанского Кремля.
Но версия из этой песни весьма распространена.
saphir_the_last
Jul. 14th, 2014 11:37 am (UTC)
Re: Не мои "пять копеек"
Это да. Впрочем, стихотворение от этого хуже не стало. Есть же легенда про тот самый Казанский кремль и башню Сююмбике... И в нее тоже верят, хотя правды в ней шиш да камыш.
mayak_parnasa
Jul. 14th, 2014 12:29 pm (UTC)
Re: Не мои "пять копеек"
В страшные сказки верить всегда интереснее.
Да, кстати, в песне есть ещё одна неточность, не мог Рублёв или его артель расписывать этот собор. Не было их уже тогда.)Но это тоже не важно. Согласна, что стихотворение красивое.
saphir_the_last
Jul. 14th, 2014 12:40 pm (UTC)
Re: Не мои "пять копеек"
Ну да. впрочем, будь оно все точно, и вместо песни получилась бы очередная летопись временных лет... Не зря Дюма, по слухам, про Историю всякие гадости говорил. :)
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com