?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее проходит выставка «Гамбсова мебель», где впервые музей представляет уникальную коллекцию мебели конца XVIII – начала XIX века, выполненную в знаменитой петербургской мастерской Гамбсов: Генриха Гамбса (1765–1831 гг.) и его сыновей Петра (1802–1871 гг.) и Эрнеста (1805–1849 гг.).

Понятие «Гамбсова мебель» появилось в искусствоведческой практике в 1920-х годах и закрепило уже устоявшееся название удобной мебели высокого качества.
Обыватель узнал о братьях Гамбсах, благодаря литературе. В частности бессмертному роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Увы, на выставке этот мебельный гарнитур вы не увидите, но перед вами предстанут другие шедевры мебельного искусства. Ведь именно в собрании Исторического музея находится единственный из известных на сегодняшний день памятников, отмеченных печатным клеймом фирмы Гамбса – бюро, украшенное коллекцией лаковых табакерок. В экспозицию также включен секретер-патент из приданого великой княгини Александры Николаевны Романовой, декорированный фарфором производства Императорского фарфорового завода.
Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.

Патент-секретер двусторонний представляет собой разновидность шкафа, который предназначался для хранения графических работ. Откидная столешница с внутренней стороны является пюпитром, оклеенным бордовым тисненым бархатом. Угол его наклона можно изменять с помощью металлических выдвижных опор, скрытых на оборотной стороне.
Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.

Противоположная сторона патент-секретера имеет вид прямоугольного ящика. Ее дверца приоткрывается на небольшое расстояние так, что сохраняет почти вертикальное положение. С внутренней стороны к ней прикреплен большой кожаный прямоугольный карман с шелковой красной подкладкой. Из декоративных панно воспроизведены работы европейских мастеров Эрмитажа. Фарфоровый декор имеет марку Императорского фарфорового завода.
Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.

Патент-секретер имеет себе пару – аналогичный патент-секретер со сходным фарфоровым декором. Он является частью приданного великой княжны Александры Николаевны (1825-1844), дочери Николая I, и был выполнен в 1842-1844-х гг. в мастерской братьев Гамбс. Вероятно, он предназначался для мужа великой княжны – Фридриха-Вильгельма, принца Гессен-Кассельского (1820-1884), и поэтому в настоящее время находится во дворце Фазанари (Фульда, Германия). Следовательно, можно предположить, что секретер из собрания ГИМа – часть того же приданного, которую из-за скоропостижной кончины Александры Николаевны не успели перевезти в Германию.
Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.

Великая княжна Александра Николаевна.

16 (28) января 1844 года Александра Николаевна вышла замуж за Фридриха Вильгельма, принца Гессен-Кассельского (1820—1884). Незадолго до свадьбы у Александры Николаевны обнаружили туберкулёз. Это страшное известие сообщил Николаю I лейб-медик Мандт, специально приехавший в Англию, где в это время с визитом был император Николай I. Он сказал царю, что одно легкое великой княгини уже настолько поражено, что надежды на выздоровление нет. Течение болезни лишь усложнилось во время её беременности. Император, прервав визит, срочно вернулся в Петербург. По причине её слабого здоровья Александра с мужем после свадьбы так и не поехали в Гессен, оставшись в Санкт-Петербурге. За три месяца до срока Александра Николаевна родила сына, который умер вскоре после рождения, и в тот же день скончалась она сама. Вместе с сыном Вильгельмом она была похоронена в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Впоследствии её захоронение было перенесено в построенную в 1908 году великокняжескую усыпальницу.
Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.

29-летним, уже опытным специалистом, в 1790 году Гамбс со своим учителем и с комплектом мебели, заказанным российским царским двором, приехал в Петербург. Для Давида Рентгена это была четвертая и, как оказалось, последняя поездка в столицу России, ибо его ученик, трезво оценив конъюнктуру, решил остаться в России и завести здесь свою собственную мебельную мастерскую. За время деятельности фирмы были выполнены заказы по изготовлению предметов меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца, Нового Эрмитажа, Арсенального каре Гатчинского дворца, отдельных заказов Двора и частных заказов русской аристократии.
Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.

Генрих Гамбс на протяжении более полувека являлся законодателем в области петербургского мебельного производства и был ярким выразителем различных стилевых течений этого времени. Образцы его мебели служили образцом для подражания для многих мебельных мастерских.
Бюро. Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1824-1831 гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), береза (массив), левкас, латунь, стекло, кожа, столярная работа, фанеровка, токарная работа, полировка, тиснение, монтировка.

Показанное выше бюро следует по праву считать гордостью собрания исторического музея. Оно не только представляет еще одну модификацию этого вида мебели, но и в отличие от остальных памятников, введенных в научный оборот, имеет клеймо фирмы, которое находится на оборотной стороне ящика надстройки.
Табакерка. Фабрика Иоганна Штобвассера. Германия, Брауншвейг. Первая четверть XIX в.

Сохраняя назначение традиционного предмета мебели, мастер следует желанию заказчика продемонстрировать художественную коллекцию. Для этого в качестве фасада надстройки была изготовлена вертикальная плоская витрина. В ней расположены табакерки с миниатюрной росписью на крышках, повторяющей живописные произведения известных западных мастеров.
Табакерка. Фабрика Иоганна Штобвассера. Германия, Брауншвейг. Первая четверть XIX в.

Мебель в мастерской Гамбса выполнялась как для повседневной обстановки, так и для парадных апартаментов. Кроме того, значительное количество предметов изготавливалось по специальному заказу в качестве уникальных подарков. Большая часть из них предназначалась для членов царской фамилии и была приурочена к значительным событиям. Предметы отличалась неординарным конструктивным решением, включавшим элементы трансформации, потайные отделения, вспомогательные поверхности. В декоре, наряду с фанеровкой экзотическими сортами дерева, использовались авторская художественная бронза, мрамор, расписное стекло, в том числе, эгломизе, фарфор, просечной металл, тисненая кожа.
Канапе «тет-а-тет». Мастерская братьев Гамбс. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, бархат, латунь; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка.

«Тет-а-тет» - форма небольшого дивана предназначенная для двоих собеседников, сидящих лицом друг к другу и напоминающая два кресла с общим сидением. Согласитесь, довольно необычный для современного человека вид. Но так мило смотрится это канапе, что так и хочется заказать подобное себе домой.
Кресло. Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1800-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, латунь, холст, кожа; столярная работа, фанеровка, полировка, штамп, литье, монтировка, обивка.

А это кресло в котором, по нашему мнению, можно жить. Кресло вольтеровского типа относится к одной из разновидностей трансформируемой мебели и выполнено в мастерской Генириха Гамбса. Безукоризненно продуманная конструкция, высокое качество отделки полностью совпадают с общепринятым представлением о мебели работы знаменитого мастера. Безусловно, кресло выполнено по заказу с учетом индивидуальных пожеланий покупателя. Именно этим объясняется наличие определенного набора функций, превращающих его в миникабинет.

Его конструкция включает выдвижное подножие, превращающее кресло в шезлонг. Благодаря металлическому рычагу, скрытому накладным подлокотником, спинка откидывается, кожаный матрас выравнивает поверхность, и кресло превращается в кровать. С внешних сторон подлокотников укреплены откидные столешницы, а на передних углах – съемные пюпитр (с системой изменения угла его наклона) и столик с двумя выдвижными круглыми подставками. Последние является более поздним добавлением созданным кустарным образом по желанию владельца.
Кресло. Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1820-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех, береза, лак, кожа, бархат; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, окраска, золочение, полировка, тиснение, обивка.

Кресло в стиле неоготики является типичным образцом мебели Генриха Гамбса. По краям на спинке сохранились следы золочения. Описанный предмет находит прямую аналогию с креслом, выполненным в конце 1820-х гг. в мастерской Генриха Гамбса по проекту архитектора Огюста Риккара де Монферрана. Предназначенное для кабинета императрицы Александры Федоровны во дворце Коттедж в Петергофе, кресло имеет сходные резные фиалы, завершающие боковые опоры, изогнутые листья аканта на месте соединения подлокотников и спинки, трилистник решетки, расположенный над мягкой частью спинки, и готизированный акротерион венчающий кресло.

Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют. Акротерии используются не только в архитектуре, но и в мебельно-столярном деле. Этим элементом украшают деревянные изголовья кроватей, секретеры и книжные шкафы, выполненные в классическом стиле. Акротерии можно встретить на каминах, печах и на дверных коробках.

Уже скоро выставка закончится, но у вас еще есть возможность увидеть шедевры мебельного искусства, выставленные в выставочном зале Государственного Исторического музея. Ведь мы вам не рассказали о многих замечательных экспонатах, которые нужно увидеть. Не упустите возможность узнать о других изделиях братьев Гамбс,  кроме гарнитуров из 12 стульев.

Выставка ждет посетителей до 03 октября 2016 года.

Адрес: Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета: 200 руб. Есть льготы.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com