?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Последние две недели в Государственном Историческом музее работает выставка «Праздничная одежда народов России». Из собрания Исторического музея.

Пополнение музейного собрания не прерывалось во время войн и революций — одежда привозилась из этнографических экспедиций, приобреталась закупочной комиссией музея, на торгу, у частных лиц, принималась в дар от коллекционеров. Таким образом в отделе тканей появились вещи, созданные из разнообразных материалов (ткани, кружев, кожи, меха, металла, стекла, жемчуга, пластмассы и пр.).
Впервые в рамках отдельной выставки музей представил свою коллекцию традиционной праздничной одежды народов России, собранную за более чем столетнюю его историю. Она включает первоклассные памятники конца XVIII–XX веков: русский традиционный наряд, принадлежавший жителям европейской части страны – от Крайнего Севера до южных губерний, от Смоленска до Пермского края; праздничные одежды народов Поволжья, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Здесь будет интересно как специалисту, так и простому зрителю, пришедшему насладиться богатством красок и познакомиться поближе с этой красочной частью нашей истории.

Праздничная женская одежда. Сарафан, рубаха, пояс, ожерелье. Русские.
Россия. Конец XVIII - первая половина XIX в.



Праздничная женская одежда. Сарафан, рубаха, пояс, ожерелье. Русские.
Россия. Конец XVIII - первая половина XIX в.

Сарафан известен в русской культуре более шести столетий. В XVI-XVII веках одежду с таким названием носили представители разных слоёв населения. Реформа Петра I о замене традиционного платья привела к исчезновению сарафана из обихода высшего сословия. Однако он остался широко распространён как женский наряд в крестьянской, купеческой и мещанской среде. По качеству материала определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владелицы. Богатые горожанки и крестьянки шили праздничную одежду из покупных шёлковых тканей - атласа, парчи, штофа русского мануфактурного производства. Показанный выше сарафан является редким представителем своего вида, так как сшит из китайской ткани.

Праздничная женская одежда. Рубаха, сарафан, епанечка, ожерелье. Русские.
Россия. Конец XVIII - первая половина XIX в.

Поверх сарафана часто надевали старинный тип безрукавки - душегрейку на узких лямках (епаничку, коротеньку). У крестьян, купцов и мещан северных и центральных губерний была распространена душегрейка с рукавами, отрезной спинкой и сборами - шугай, шубка, телогрейка.
Вплоть до начала XX века традиционный сарафанный комплекс был основной одеждой русской крестьянки северных и центральных губерний, в Поволжье и Сибири. Широкая территория распространения сарафана породила его самые необычные названия: в зависимости от места бытования он мог называться саян, сукман, касталан, ферязь; по материалу, из которого сшит - пестрядильник, кумашник, китаешник, атласник, штофник, кашемирник, ситцевик; по покрою его называли клинник, косоклинник, круглый, лямошник; по окраске ткани - маренник, дубасник, сандальник, набивник, троекрасочник.

Девичий головной убор - челка (венец). Русские. Новгородская губ. Конец XVIII - начало XIX века.

Никогда женщина не выходила в люди без головного убора. Опростоволоситься, говорим мы сейчас о том человеке, который совершил некую ошибку, дал маху, ударил в грязь лицом. Значения всех этих слов являются синонимами. А пошло это ещё с тех времён, когда снять головной убор на людях считалось неприличным.
Конечно же головные уборы были самых различных форм и видов, как повседневные, так и праздничные. Одни носили только молоденькие девушки, другие замужние дамы. Венцы, как и другие парадные головные уборы, появлялись на девичьей голове в то время, когда она достигала возраста невесты или уже была просватана. В этом убранстве девушка отправлялась на венчание или сидела во время свадебного пира. Во время свадебного обряда она навсегда меняла девичий венец на женский головной убор.

Девичий головной убор - венец. Русские. Архангельская губ., г. Шенкурск. XIX век.

Венцы напоминают царские или княжеские короны и, вероятно, оказали влияние на формирование свадебного лексикона, в котором жениха и невесту величают князем и княгиней.

Женский головной убор - кокошник. Русские. Олонецкая губ., Каргопольский уезд. XIX век.

Кокошник - самый распространённый в XVIII-XIX веках праздничный головной убор замужних женщин. Впервые его надевали во время свадебного обряда после венчания или на второй день свадьбы. Кокошник плотно охватывал голову женщины, закрывая волосы, заплетённые в две косы и уложенные венком или пучком.Особенно часто он украшал молодую женщину в начале её семейной жизни, вплоть до рождения первого ребёнка.
На показанном выше кокошнике на висках золотой нитью шиты инициалы "В.П" и "К.П". Каргопольские кокошники отличались оригинальностью формы и особым изяществом убранства. Особый характер им придавало большое количество речного жемчуга или имитирующих его бус под жемчуг. В XIX веке возник обычай вышивать на них четыре буквы, первой из которых была "К", то есть кокошник, три остальные - инициалы владелицы.

Женский головной убор - кокошник с "шишками". Русские. Псковская губ., г. Торопец. Конец XVIII в.

А это мой любимец. Мы встречаем его уже не первый раз на выставках Исторического музея и каждый раз он притягивает мой взгляд. Взгляните, какой красавец. Существовало поверье, что количество шишечек было своего рода пожеланием родить такое же количество детей. Я пересчитала, их тут 25. И хоть в то время большое семейство было в норме, это пожелание кажется мне довольно жестоким.
Вообще кокошники, как и наряды, поражают воображение своим красочным разнообразием. Слово "кокошник" происходит от древнеславянского "кокошь", которым называли курицу-наседку или петуха. Он представлял собой головной убор на твёрдой основе. Разные по конструкции и характеру украшений кокошники изготавливали профессиональные мастерицы их дорогих тканей - бархата, парчи и шёлка, дополнявшихся золотой вышивкой, жемчугом, камнями, а также блёстками, цветными стёклами, фольгой и многим другим. Их продавали в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делали на заказ.
Красочные наряды и головные уборы берегли и передавали по наследству из поколения в поколение.

Обрядовая рубаха, пояс. Русские. Олонецкая губ. XIX век.

Большое значение одежде придавали в обрядах, связанных с сельским хозяйством. Когда шли сеять лён, надевали новую льняную рубаху. На севере в день первого выгона скота в поле, женщины первого года замужества - "молодухи" надевали под сарафан рубаху - подольницу, украшенную вышивкой или ткачеством, поверх неё несколько холщовых юбок, затканных и вышитых цветными нитями. На сенокос женщины надевали специальную рубаху - покосницу, которую подвязывали поясом.

Фрагмент. Обрядовая рубаха, пояс. Русские. Олонецкая губ. XIX век.


Особую роль в русском народном костюме играет вышивка. Она была скорее не украшением, а оберегом. Вышивку делали на тех местах, которые соприкасаются с внешним миром: по краю рукавов, по подолу, по вороту. Такой узор должен был защитить человека. Каждый рисунок имел своё значение - геометрические фигуры, цветы и растений, фигуры животных. Также оберегом служил и пояс, тканый вручную. Им опоясывали себя, защищаясь от злых сил. И если на виду мог быть просто красивый пояс, исполняющий роль украшения, то вниз, под рубаху, обязательно надевали пояс-оберег.
Ручное ткачество, вышивка и другие виды рукоделия были распространены повсеместно. Ему начинали учить девочек с раннего возраста, переходя от простых поясов и рисунков к сложноузорным тканым полотнам. Девочка, у которой получалось эта работа лучше всех, могла быть освобождена от любой другой домашней работы. Теперь она занималась тем, что готовила приданое себе и сёстрам, а также различные изделия на продажу.

В крестьянской среде южных губерний вплоть до начала XX века сохранился наиболее древний пласт славянского костюма, который включал распашную набедренную одежду - понёву, рубахи-долгорукавки, рогатые головные уборы, украшения из перьев и пуха. Костюм дополнял передник надеваемый через голову или подвязанный выше груди, и бисерные нагрудные украшения.
Сарафан в южных регионах был больше известен как девичья одежда. Понёва являлась принадлежность одежды замужней женщины. Изначально первое надевание понёвы было связано с наступлением зрелости у девушек, со временем этот обряд вошёл в свадебные народные церемонии.
Типичный головной убор замужних женщин южных губерний состоял из "кички" - твёрдой основы, надеваемой на голову, "сороки" - мягкого чехла, покрывающего основу и дополняемого множеством деталей, и "позатыльни". Очелье сороки и позатылень украшали золотым шитьём, расшивали шёлком и бисером.

Женский головной убор - сорока рогатая. Русские. Тамбовская губ. Вторая половина XIX века.

Форму традиционной славянской сороке придавала кичка, которая надевалась под верхнюю часть убора. Жёсткая часть формы под сороку могла быть лопатообразной, копытообразной, а также напоминать рога, считавшиеся оберегом для молодой матери и её ребёнка. Церковь запрещала подобные суеверия, однако женщины продолжали носить эти головные уборы. Приходя в церковь они покрывали убор сверху платком, убирая под него рожки.

Мы рассказали вам лишь о небольшой части представленных на выстаке костюмов, которые носило русское население.Однако, на территории нашего государства проживает огромное количество народов. Это и фино-угорцы - мордва, марийцы, удмурты, и народы тюркской языковой группы - чуваши, татары, башкиры и многие другие. Вследствие многовекового взаимодействия, их культуры, наряду с яркой этнической спецификой, имеют много как сходных черт, так и различий.
Во второй части нашего повествования мы постараемся рассказать вам об их особенностях. Но, в перую очередь, предлагаем вам сходить в музей и самостоятельно ознакомиться со всеми красотами, которые он предлагает.
Более того, выбрав удобную для вас дату вот тут, вы можете не только посетить выставку, но и прослушать интересную лекцию или побывать на мастер-классе. Не пропустите!


Выставка продлится до 09 января 2017 года.

Адрес: Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы: пн, вт, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) пт, сб, с 10:00 до 21:00 (касса до 20:00)
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.
Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вне зависимости от гражданства - бесплатно.
В последнее воскресение каждого месяца входной билет для студентов дневной формы - 10 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Recent Posts from This Journal

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com