?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Государственной Третьяковской галерее открылась необычная выставка посвященная возобновлению дипломатических отношений между Княжеством Монако и Российской Федерацией. Оказывается дипломатические отношения были восстановлены только в 2006 году и данная выставка приурочена к их 10-летию. Выставка «Гримальди и Романовы. Три века истории. XVII-XX века» наполнена историческими документами, которые очень редко покидают архивы, и предстают перед обычными зрителями.

Герб княжество Монако.

Щит разделён ромбовидно на серебро и червлень. Щит обрамляет цепь ордена Святого Карла, увитая зелёными дубовыми листьями. Щит держат вооружённые мечами монахи. Мантия червлёная, оторочена золотой лентой и подбита горностаевым мехом. Щит увенчан княжеской короной. Снизу на ленте девиз «Deo Juvante» («С Божьей помощью»).

В экспозиционных залах развернулась история наших отношений с этим маленьким европейским государством, о котором многие из нас знают, что там есть казино и пляжи Средиземного моря, профессионалы могут вспомнить Дягилева, который устроил там свою штаб-квартиру. А выставка нам расскажет о правящей фамилии Гримальди ее представителях, их отношениях с правящей династией России Романовыми.

В экспозиционных залах развернулась история наших отношений с этим маленьким европейским государством, о котором многие из нас знают, что там есть казино и пляжи Средиземного моря, профессионалы могут вспомнить Дягилева, который устроил там свою штаб-квартиру. А выставка нам расскажет о правящей фамилии Гримальди ее представителях, их отношениях с правящей династией России Романовыми.
Неизвестный художник школы Ф. Шампаня. Портрет Оноре II. XVII век. Княжеский дворец Монако.

Оноре II (фр. Honore II; 1597-1662) — сеньор Монако в 1604—1619 годах, князь Монако с 1612 года. В 1612 году Оноре, первым из сеньоров Монако, получил титул князя. До 1619 года он именовался «сеньор и князь Монако», затем — только «князь Монако». На портрете вы можете увидеть князя Оноре II со знаком высшего французского ордена Святого Духа, к которому он был причислен 22 мая 1642 года близ города Перпеньян.
В 1656 году Российское государство отправило первое посольство в Тоскану и Венецию. Царь Алексаей Михайлович (1629-1676) повелел послам Ивану Желябужскому и Ивану Давыдову после посещения Англии (1662-1663) продолжить свою миссию в Лигурии, Тоскане и Венеции., чтобы наделить привилегиями итальянских купцов, которые намерены торговать с Москвой. Именно во время этой поездки русские послы случайно открыли для себя княжество, где правил молодой князь Луи I, которому в ту пору был 21 год.
Запись в статейном списке посольства дворянина И. Желябужского и дьяка И. Давыдова во Флоренцию и Венецию о посещении княжества Монако и приеме у князя Луи Гримальди подьячего Ю. Никифорова. 3 апреля 1663 год. РГАДА.

«Вечером 3 апреля миссия подъехала к городу Морино, который принадлежал князю Людовико Гримальди, находившемуся под властью французского короля. Послы, остановившиеся около этого города, отправились туда за провизией. Князь города, узнав об этом, послал своих людей, чтобы осведомиться об их здоровье, пригласить на ужин и предложил переночевать у него. Однако подул попутный ветер, благоприятствующий для продолжения пути в Ливорно. Послы сказали посланникам: «Мы глубоко благодарны вам, что вы осведомились о нашем здоровье». Они принесли извинения за то, что не могут нанести визит князю, потому что хорошие погодные условия благоприятствуют продолжению путешествия. Посланники Луи I, обещали передать слова русских послов своему князю.
Неизвестный итальянский художник. Крепость в Монако. Вид со стороны долины Святой Девоты. Конец XVI в. Княжеский дворец Монако.

Затем к князю Луи I отправился представитель Приказа тайных дел Юрий Никифоров с грамотами великого государя, а послы просили князя не держать на них из-за того, что официальные грамоты не были отправлены раньше, ибо не знали, что князь в этом городе. Так же Луи I просили не гневаться, что не нанесли ему визит, поскольку команда корабля, узнав о хороших погодных условиях, сочла необходимым выйти в море. И просили отпустить их незамедлительно.
Д.-Ж. Брессан. Дворец Монако. 1732. Княжеский дворец Монако.

Представитель Приказа тайных дел, наделенный полномочиями посла, передал эти слова князю, вручил ему грамоты великого государя и произнес речь от имени Посольского приказа. Князь, увидев грамоты, скрепленные печатями, сказал, что несказанно рад посланию великого государя и готов помогать послам во всех их делах.
Неизвестный художник. Фрагмент. Князь Прозоровский. Групповой портрет участников русского посольства в Англию в 1662-1663 годах
И. Желябужского, И. Давыдова, князя Прозоровского, переводчика А. Форота. Середина XVII в. ГРМ.

Он был бы счастлив принять у себя послов, но, учитывая, что им предстоит дальняя дорога, он не может задерживать их. Если они решат остаться до завтра, он сам приедет на корабль, чтобы встретиться с послами. В противном случае он повелевает незамедлительно отпустить их. Наступила ночь. Корабль с послами вышел в море на всех парусах. Но после полуночи ветер неожиданно стих. Плыть под парусом стало невозможно, пришлось грести». (РГАДА. Ф.88. Оп.1. Д.3.).
Неизвестный художник школы П. Миньяра. Фрагмент. Портрет Луи I. 1668. Княжеский дворец Монако.

После Французской революции и восстановления суверенитета княжества в 1814 году между дворами Монако и российской империи завязалась активная переписка. Так в 1820 году Александр I благодарил Оноре V за новогодние поздравления и поздравлял с восшествием на престол.
М. Веру. Фрагмент. Портрет Оноре V. 1881. Княжеский дворец Монако.

В соответствии с Парижским договором (1856), положившим конец Крымской войне, России было запрещено держать флот на Черном море. Тогда Российская империя решила утвердить свое присутвие в Средиземном море. В 1858 году король Сардинского королевства предоставил русскому военному флоту право постоянной стоянке на рейде Вильфранша. По слухам, подхваченным прессой а, в частности, монегасской газетой «Эден» (L’Eden), которая с 15 мая 1859 года стала называться «Справочник Монако» («Journal de Monaco»), превратившись в официальное издание княжества, существовала вероятность приобретения княжества Россией. Жалко, что это так и осталось слухом.
Д.-Р. Понсон. Фрагмент. Вид Монако. Около 1863 года. Княжеский дворец Монако.

После аннексии Францией двух территорий принадлежавших княжеству (Ментона и Рокебрюна) князь Карл III пытался вновь утвердить свой суверенитет и усилить свое международное влияние. Именно тогда князь принимает решение информировать императора Александра II обо всех важных событиях, происходящих в его семействе, что дало ему возможность просить русского императора о дружбе и благосклонности.
П.-П. Комба (отец). Бухта Вильфранша. 1856-1857. ГАРФ.

В 1858 году в князем Карлом III был учрежден орден Святого Карла высший орден Карла III. Знаки отличия ордена были отправлены императору Александру II. В ответ в 1874 году Карл III знаки отличия ордена Святого Александра Невского. В 1883 году император Александр III так же получил знаки отличия Большого креста ордена Святого Карла.
Большой крест ордена Святого Карла и орденская лента.

Орден Святого Карла (фр. Ordre de Saint-Charles) — высшая государственная награда Княжества Монако. Учреждён Высочайшим Указом от 15 марта 1858 года. Орденом награждают за заслуги и усердную службу на благо Государства или лично князя.
Звезда ордена Святого Карла.

Знак ордена — золотой мальтийский крест белой эмали с каймой красной эмали, с золотыми шариками на концах, наложенный на венок из двух лавровых ветвей зелёной эмали, перевязанных внизу золотой лентой. В центре круглый медальон красной эмали с каймой белой эмали. В медальоне монограмма святого Карла, состоящая из двух букв С, обращённых друг от друга под короной. На кайме надпись золотыми буквами «PRINCEPS ET PATRA» (Князь и родина). Знак при помощи переходного звена в виде княжеской короны крепится к орденской ленте.
Реверс знака аналогичен аверсу. В центральный медальон вписан гербовой щит дома Гримальди. На кайме золотыми буквами «DEO JUVANTE» (С божью помощью). Звезда ордена серебряная восьмиконечная, формируемая из разновеликих лучиков бриллиантовых граней, с наложенным знаком ордена (без короны).
Цесаревич Николай Александрович. 1864. ГАРФ.

В 1863 году больной цесаревич Николай, старший сын Александра II, приехал в Ниццу вместе с матерью, императрицей Марией Александровной, чтобы благодаря средиземноморскому климату и морским купаниям вылечить, то что врачи ошибочно считали ревматизмом. В ночь с 23 на 24 апреля 1865 года Николай умер в результате острого приступа спинномозгового менингита. Узнав эту трагическую новость, князь Карл III немедленно отправил Александру II письмо с выражением соболезнований, на которое император ответил.
Памятная книжка императрицы Марии Александровны с записью о смерти цесаревича Николая Александровича. 1865. ГАРФ.

Карл III был инициатором подписания двусторонней конвенции, зхаключенной между Монако и Российской империей обэкстрадиции преступников (5 сентября 1883 года).
Список политических преступников, принадлежавших к партии анархистов, присланный полицией княжества Монако в департамент государственной полиции Российской империи. 1903. ГАРФ.

Обычно российский монарх довольствовался тем, что пересылал канцелярии полученную из Монако корреспонденцию. На полях одного из писем Карла III от 1870 года он сделал пометку: « Дайте обычный ответ». Император обращался к князю как к «его светлейшему высочеству» (Son Altesse Sérénissime). Но в 1880 году, отвечая на письмо Карла III, в котором он сообщал о кончине своей матери, княгини Каролины, Александр II обратился к нему «мсье мой кузен» («Monsieur Mon Cousin»). Таким образом, с точки зрения России отныне князь Монако вошел в общество европейских государей.
М. Веру. Фрагмент. Княгиня Монако Каролина. 1878. Холст, масло. Княжеский дворец Монако.

26 октября 1856 года вдовствующая императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, потерявшая мужа полтора года назад, приехала со своей свитой в Вильфранш и прожила в Ницце полгода. Вдовствующая императрица жила на Лазурном Берегу в 1855-1857 и 1859-1860 годах. Так зародилась русская мода жить на курортах Ривьеры.
Л. Метерлинк. Фрагмент. Портрет принцессы Лисы Монакской. 1893. Княжеский дворец Монако.

В начале 1896 года монегасские и русские государи часто соседствовали. Страдавший от туберкулеза брат императора Николая II, великий князь Георгий Александрович и его мать Мария Федоровна, вдова Александра III, жили на вилле Террас, на мысе д’Ай.
Фрагмент (монограмма) письма великого князя Георгия Александровича императору Николаю II.

В ноябре 1894 года князь Альбер I проучил присутствовать своему сыну на коронации Николая II. В записке написанной собственноручно Альбером I, говорится о необходимости строжайшего соблюдения правил приличий: «Поскольку наследный князь имеет мало опыта в участии в церемониях и исполнении официальных обязанностей».
Фрагмент. Веер. Княжеский дворец Монако.

В конце 1912 года Альбер I, движимый страстью к охоте и стремлением поддержать контакты с Россией, высказал желание поохотиться на императорских угодьях Беловежи (ныне Беловежская пуща). 20 ноября 1912 года в депеши царской канцелярии сообщалось о решении Николая II «предоставить князю Монако убить двух зубров». Альбер I начал готовиться к охоте. При посредничестве посла России в Париже А.П. Извольского он узнал, какое снаряжение необходимо для такого предприятия. В инструкциях, данных Министерством иностранных дел России, говорилось, что все расходы князя берет на себя принимающая сторона.
Л. Тинэйер. Князь Альбер I и императорский зубр. 1915. Княжеский дворец Монако.

Князь Альбер I, близкий к кайзеру Вильгельму II, и одновременно друг Франции, возможно попытался примерить Пруссию и Россию. Однако сейчас не представляется невозможным установить была ли это инициатива самостоятельна или под влияние Вильгельма II. Дипломатия постепенно заходила в тупик и последний довод королей готовился выйти на арену истории.
А.Буре. Рисунок, выполненный для изготовления чучел зубров, убитых князем Альбером I во время охоты в 1913 году.
Начало XX в. Архив Княжеского дворца Монако.

Приходите на выставку и вы сможете увидеть дневниковые записи российских императоров и их родственников. Попробовать разобрать подчерк Николая II или Марии Александровны. Здесь перед вами откроется история взаимоотношений Монако и Россией.

Выставка продлится до 13 ноября 2016 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: взрослый - 400 руб., льготрый - 150 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com