?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Третьяковская галерея открывает выставку крупнейшего русского скульптора Аделаиды (Аллы) Германовны Пологовой (1923–2008), яркого представителя плеяды шестидесятников – поколения, которое своим творчеством обратилось после долгого периода засилья официозной эстетики к современной проблематике и поискам нового пластического языка.
Весна на Оке. 1988. Дерево, левкас, роспись. Государственная Третьяковская галерея.

Уже своими ранними работами Аделаида Пологова заявила о себе как о смелом художнике-новаторе, способном нарушать традиционные каноны, и стала признанным лидером в своем поколении - «скульптором №1», по определению художника Дмитрия Жилинского. В это время на смену «суровому стилю» пришло искусство более лирическое, декоративное, мажорное, подчас даже театральное. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Пологовой.

А.Г. Пологова являлась Действительным членом Российской академии художеств и лауреатом нескольких отечественных премий (Госпремии СССР за цикл композиций «Материнство» (1989), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2000). С 1955 по 2006 год произведения Пологовой регулярно и с большим успехом выставлялись на многочисленных московских, всесоюзных и международных выставках (Варшава, Краков, Венеция, Париж, Бонн, Берлин, Мюнхен, Пекин). За свою долгую жизнь она удостоилась лишь четырех персональных выставок. Две из них состоялись в Москве - в выставочном зале МОСХа на Кузнецком мосту, 11 (1988) и в залах Российской академии художеств на Пречистенке (1999), и еще две, небольшие, были организованы в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (зима 1993/1994) и в Омском музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (1997).

Витус Беринг. 1987. Дерево, левкас, роспись. Государственная Третьяковская галерея.

Настоящий проект – первая выставка Аделаиды Пологовой в Третьяковской галерее и первый музейный показ ее работ, проходящий после смерти мастера. Ядром выставки является собранная в ГТГ в 1970-1980-х годах ценнейшая коллекция ее скульптур, включающая 27 работ. Экспозиция дополнена произведениями из собрания ММСИ, московских частных коллекций и собрания семьи скульптора. Собранные вместе, работы отражают ключевые точки творчества мастера на протяжении полувека – с 1960-х до 2000-х годов. Скульптуры выполнены в самых различных материалах: дерево, керамика, известняк, бронза, сварная медь, стекло.
Одна из вершин творчества Пологовой – портрет пианистки М.В. Юдиной (1967), с которой ее связывала долгая дружба. В одном из самых сильных по своей трагической мощи произведений скульптора воплощено глубокое страдание, напряжение и могучая энергия великого музыканта.
Пик творчества Пологовой пришелся на 1980-е годы, когда она создала, по словам Д.Д. Жилинского, «самую прекрасную скульптуру нашего времени» - композицию «Иди и след мой сохрани» (1987, ГТГ). Этот шедевр, давший название настоящей выставке, посвящен памяти матери, ушедшей из жизни, когда дочь была подростком. Работы Пологовой наполнены теплой авторской интонацией и исповедальностью (многие из них автобиографичны и автопортретны).

Иди и след мой сохрани. 1987. Дерево, позолота, роспись. Государственная Третьяковская галерея.

Портретные образы, созданные скульптором, обладают яркой пластической выразительностью. Среди ее моделей преобладают люди творческого склада - «человек творящий»: пианистка Мария Юдина, скульптор Геннадий Ланкинен, художник-график Борис Кочейшвили, живописец Александр Богословский (младший), искусствовед Валентин Лебедев.
Важная область творчества Пологовой - скульптура в дереве. Особенность ее работ в дереве – использование насыщенного цвета, который она ввела, следуя традициям архаики, античности, Средневековья, русской народной резьбы. Иногда она полностью окрашивает поверхность дерева, применяя левкас (меловой грунт с добавлением клея и масла), на который плотно наносится краска. В некоторых работах раскраска сочетается с декоративным эффектом теплого охристого тона древесной текстуры.

Интерьер в мастерской с голубой кошкой. 1977. Дерево, роспись. Государственная Третьяковская галерея.

Особый раздел выставки составляют работы из цикла «Материнство». Эта ключевая в творчестве Пологовой тема связана и с детскими воспоминаниями о матери, и с собственным материнским опытом – воспитанием сына Алеши. В ее многочисленных «Колыбельных» 1980-х годов воплощены безграничная нежность и благоговейное отношение к ребенку.
В дальнейшем – в 1990-е и вплоть до самой смерти Аделаида Пологова не теряла достигнутой высоты. К 1990-м относится ее активное обращение к жанру исторического портрета: «Серафим Саровский» (1990), «Н.В. Гоголь» (1993), «А.С. Пушкин» (1999, ММСИ).
Представлены также работы Пологовой, выполненные в керамике - древнем материале, который стал для нее, начиная с 1960-х, одним из любимых. Небольшими керамическими фигурами и композициями были уставлены все полочки вдоль стен ее мастерской во Владыкино. Этот вид скульптуры служил ей творческой лабораторией, где опробовались решения для больших композиций и ставились эксперименты с формой, цветом, использованием сложных полив.

Одно из последних произведений скульптора – парные фигуры «Короля» и «Королевы» (2002), исполненные в рост из невообразимого сочетания материалов. Созданные 79-летним автором, они вызывают восхищение дерзостью решения и неожиданностью авторской выдумки.
Выставка Пологовой продолжает серию экспозиций выдающихся авторов послевоенного времени – Таира Салахова и Гелия Коржева. Недавно в Галерее прошла выставка еще одного современника Пологовой – скульптора-новатора Алексея Сотникова. Благодаря этим проектам зритель может познакомиться с творчеством авторов 1950–1960-х, полное погружение в эту эпоху будет ждать его на выставке «Оттепель», которая откроется в начале 2017 года.


Выставка продлится до 05 февраля 2017 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Зал 38.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
(кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной — понедельник
Цена билета: Взрослый - 400 руб. Льготный - 150 руб. Подробнее тут.
По этому билету вы сможете посетить не только данную выставку, но и постоянную экспозицию и другие временные выставки, проходящие в это время в музее.
Каждую среду вход для индивидуальных посетителей бесплатный на постоянную экспозицию и временные выставки кроме выставки "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения".


Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com