?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы продолжим рассказ об интереснейшей выставке «Боги и герои Древней Греции», проходящей в Государственном Историческом музее. Очередные персонажи из пантеона богов и героев предстанут перед вами и мы надеемся, что вам захочется увидеть эти произведения искусства, приехавшие ненадолго из теплой Греции в нашу холодную Москву.
Данный диск – вотивное приношение победителя пятиборья Помплия Асклепида из Коринфа.
После 241 г. н. э. Бронза. Найден в ходе археологических раскопок в Олимпи
и.
Культовая статуя Зевса Гипсиста. Римский период. Мрамор. Дион, святилище Зевса Гипсиста.

Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (ошибочно сын Кроноса и Геи) . Брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Мы немного уже рассказывали про него в прошлом посте в контексте его сына Диониса.
Скульптурное изображение головы бога, возможно Зевса.
330-320 гг. до н.э. Белый мрамор (фасоский?) Фессалоники, рядом с Сарапионом (участок Василоглоу).

Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.
Кроме того, Зевс распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги.

Гипсист (Ὕψιστος, высочайший). Эпитет Зевса. От него ворота Гипсисты (Высочайшие) в Фивах.
Фрагмент. Краснофигурная пелика с изображением Гигантомахии.
Около 400 г. до н.э. Аттика. Роспись близка к стилю мастера Прономоса. Глина. Беотия, Танагра.

Гигантомахия (др.-греч. γιγαντομαχία) — битва олимпийских богов с гигантами. Битва олимпийских богов с титанами носит соответственно название титаномахия. Ход битвы подробно описан Аполлодором в его «Peri Theon». К событиям гигантомахии в своих произведениях обращались Гомер («Одиссея»), Гигин («Poetica Astronomica») и Павсаний.

Подбиваемые своей матерью Геей, которая затаила обиду на Зевса за то, что тот заточил её сыновей-титанов в преисподнюю, гиганты — злобные порождения адского Тартара — под предводительством жестокого Эвримедона стали забрасывать небо огромными скалами и горящими дубами с целью уничтожить богов Олимпа и стереть с лица Земли человечество, ненавистное их матери. Боги ответили на этот удар, но их усилия были тщетны: гиганты оставались живы. Тогда Гера, жена Зевса, и мойры предрекли богам, что они одержат победу только при помощи смертного, потому что гигант не может умереть от руки бога. Поэтому Афина привлекла на сторону богов Геракла.
Скульптурное изображение орла.
Римский период. Мрамор. Дион, святилище Зевса Гипсиста.

А этого прекрасного орла мы узнали сразу. Уверены, что узнаете и вы. Кажется, что прямо с этого постамента он вышагнул в замечательный мультфильм «Прометей». Это один из любимейших нами персонажей.

Но отвлечёмся от владык Олимпа и обратим свой взор на бога-врачевателя Асклепия. Асклепий (Эскулап, др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») — в древнегреческой мифологии — бог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.
Статуэтка Асклепия.
III-IV вв. н.э. Мрамор.
Найдена на острове Родос в ходе строительства фундамента городского собрания 1932 г.

Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — в одной из версий нимфа или героиня Коронида, в другой — Арсиноя. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий — сын Корониды, дочери Флегия. Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон (или Гермес) извлек из её чрева младенца Асклепия (это имя и значит «вскрытый») и отдал его на воспитание кентавру Хирону.
Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине.
Статуэтка Гигиеи.
III-IV вв. н.э.
Белый мрамор. Найдена на острове Родос в ходе строительства фундамента городского собрания.

Как свидетельствуют источники уже с конца VI в. до н.э., медицинская практика в Древней Греции сосуществовала с длительной традицией магического исцеления – системы иррациональных способов сохранить, восстановить и улучшить здоровье людей посредством вмешательства богов. Асклепий был самым значительным богом-целителем в греко-римском мире. Его культ включал также его ближайших родственников (таких как его дочь Гигея), олицетворявших различные способы врачевания. Символом Асклепия был посох, увитый змеями, остающийся символом медицины и сегодня. Святилища Асклепия обычно служили лечебницами и, как правило, раполагались в благодатных, заросших зеленью местах, вблизи проточной воды и термальных источников. Самый значительный и знаменитый храм Асклепия возвели в Эпидавре, на территории Пелопонеса (Южная Греция). Еще одно известное святилище Асклепия было на острове Кос, в месте где родился Гиппократ, отец современной медицины.
На выставке вы также сможете увидеть и изображение дочери Асклепия – Гигиеи. Она олицетворяла собой здоровье – результат врачебной заботы бога медицины. Гигиея изображена на рельефах Асклепиона в Афинах как спутница бога, таким ореолом она затмевала свою мать Эпиону.
Фрагмент. Статуэтка Гигиеи. III-IV вв. н.э. Белый мрамор.
Найдена на острове Родос в ходе строительства фундамента городского собрания.

В данном произведении Гигиея достает змею из маленькой фиалы. Этот мотив вероятно появился в Аттике и подчеркивал хтонический характер богов-целителей, их связь с загробным миром и одновременно с плодородием. Богиня в качестве защитницы детей обеспечивала их благоденствие.
Фрагмент. Статуэтка Гигиеи. III-IV вв. н.э. Белый мрамор.
Найдена на острове Родос в ходе строительства фундамента городского собрания.

Гости музея также могут познакомиться с еще одной богиней греческого пантеона – Артемидой.

Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις) — в древнегреческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты.
Статуя Артемиды. II в.н.э.
Мрамор. Мессина, городская вилла на востоке Асклепиона.

Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине Артемиде приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь Ифигению. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.
Фрагмент. Статуя Артемиды. II в.н.э. Мрамор.
Мессина, городская вилла на востоке Асклепиона.

Богиня с луком в левой руке опирается на ствол дерева и подняла руку, чтобы вытащить стрелу из колчана (скульптор, изготавливавший данную копию, колчан не сделал). Верхняя часть головы выполнена из отдельного куска мрамора и прикреплена железным стрежнем. Поверхность мрамора отшлифована, на волосах остались следы желтой краски.

Пройти же мимо наверное самой знаменитой богини Олимпа просто не возможно.
Медальон с изображением Афины – украшение колесницы. Шлем богини украшен горгонейоном (голова Медузы).
Первая половина II в. до н.э. Бронза. Найден на площади Киприон Агонистон в Фессалониках.

Медальон изготовлен из литой бронзы, за исключением чеканной рамки с четырьмя отверстиями по краям. Голова богини отклонена влево и откинута назад, как будто она готовится бросить копье. Богиня изображена в афинской или македонской версии ипостаси Афины Промахос или Алкидемос, - как покровительница битв, готовая метнуть копье или молнию.
На богине прозрачный пеплос, закрепленный на правом плече круглой фибулой. Эгида с перьями и змеей – на левом плече. На шлеме богини изображена голова Медузы (горгонейон). На левом глазу сохранились следы белой краски, покрывавшей глазное яблоко.
Медальон с изображением Афины – украшение колесницы. Шлем богини украшен горгонейоном (голова Медузы).
Первая половина II в. до н.э. Бронза. Найден на площади Киприон Агонистон в Фессалониках
.

А закончим мы наш сегодняшний рассказ замечательной чашей с совой - символом Афины.
Краснофигурный скифос с изображением совы между ветвей оливы на каждой стороне.
Середина V в. до н.э. Аттика. Глина. Найден в Афинах, к западу от Ареопага
.

Чаша украшена с двух сторон изображением сов между ветвями оливы. В V в. до н.э. в Афинах изготавливалось большое количество таких скифосов. Эти сосуды экспортировались в другие части греческого мира и копировались на местах. В Афинах, вероятнее всего, их использовали в качестве скромных посвящений богине или в домашних обрядах. Сова имела, в соответсвии с гомеровско эпосом, такие же «яркие глаза» как и Афина. Она приобрела большую популярность как спутница Афины в середине VI в. до н.э.

Боги и герои Древней Греции ждут вас в зале музея Государственного Исторического музея. Приходите ведь общения с древними подлинниками не заменят никакие фотографии. А сейчас у вас есть такая уникальная возможность, в уже зимней Москве прикоснуться к истокам всей европейской цивилизации.
Больше наших статей о выставке: часть 4, часть 3, часть 1.

Выставка ждет посетителей до 15 февраля 2017 года.

Адрес: Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета: взрослый - 300 рублей, льготный - 150/60 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Dec. 6th, 2016 07:19 pm (UTC)
Замечательная выставка! Собираюсь скоро пойти.
mayak_parnasa
Dec. 6th, 2016 08:43 pm (UTC)
Вы не пожалеете. На наш взгляд, там будет интересно даже тем, кто бывал в Греции. Потому как в одном месте сконцентрировано много интересного и прекрасного. А уж если не доводилось там быть, тем более интересно.)
vladimirdar
Dec. 7th, 2016 07:17 am (UTC)
Я такие выставки в Историческом не пропускаю) Спасибо!
vladimirdar
Dec. 14th, 2016 03:30 pm (UTC)
Здравствуйте! Сегодня был на этой выставке. Все прекрасно! Выставка потрясающая! Но, есть одно "но" - фотографировать категорически, и вообще, не дают. Как вам удалось снимать там!?) Я украдкой сделал несколько фото на смартфон - так увидели, сделали выговор и перекрестно "пасли", пока я не ушел...) Можно ли несколько ваших фото использовать для отчета о выставке в ЖЖ со ссылкой?) "Орла" мне, как раз, и не дали снять)
mayak_parnasa
Dec. 15th, 2016 11:51 am (UTC)
Всё очень просто, мы давно уже ходит на открытия выставок для прессы. Прессе конечно же снимать можно, так как она потом делает репортажи. А так как многие музеи знают, что мы ведём официальный блог о выставках, то они и приглашают нас как прессу.

А так, да, в большинстве случаев на привозных выставках фотографировать нельзя. Этот запрет придумывают не музеи, а им диктует владелец экспонатов. На постоянных экспозициях во многих музеях уже давно можно фотографировать.

Да, наши фотографии можете использовать. Благо у нас по этой выставке несколько статей получилось, так что выбор у вас богатый.)
vladimirdar
Dec. 15th, 2016 12:20 pm (UTC)
Понятно. Спасибо за выбор! Пост уже сегодня выложил. Вот ссылка:
http://vladimirdar.livejournal.com/99009.html?thread=1496769#t1497281

Спасибо за возможность использования материалов. Буду чаще теперь заходить к вам) Активная ссылка на ваш журнал в "источниках" в конце материала)
vladimirdar
Dec. 15th, 2016 12:21 pm (UTC)
Да, и забыл - цена за билет на выставку - 300 руб., а вас указано 200 руб.)
mayak_parnasa
Dec. 15th, 2016 12:36 pm (UTC)
Ой, спасибо! Мы поправим.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com